Введение к работе
Диссертация посвящена исследованию московских частных художественных студий как явления художественной жизни России конца XIX -начала XX веков.
Различным аспектам художественной жизни, особенностям ее и принципиальным чертам посвящен ряд работ. В них в основном рассматривается художественная жизнь в целом, а среди ее аспектов практически не появляются художественные студии. Они в лучшем случае называются, но не анализируются и не приводятся как часть и явление художественной жизни. В печати не было опубликовано ни одной работы, посвященной только студиям. Между тем, без рассмотрения их не полным будет освещение художественного процесса и жизни. Поэтому возникает настоятельная необходимость изучения частных художественных студий. Долгое время по ряду вполне объективно существовавших причин считалось более важным изучение биографий художников, методов их работы. Приоритетным было создание трудов монографического плана.
Данная работа не претендует на исчерпывающее освещение жизни частных художественных студий. Для раскрытия темы и облегчения систематизации работы студий материал ограничен рамками Москвы периода 1880-1910-х годов. Тем самым в научный оборот вводится ранее неизвестный материал, дополняющий историю художественной жизни Москвы конца прошлого, начала нынешнего века.
История возникновения художественных студий сложна и многообразна. Процесс исследования их жизни возможен лишь на основе источников почти исключительно архивных: документах, письмах, дневниках, записках, свидетельствах современников, их потомков, рекламных объявлениях, периодических изданиях. Только на этой основе идет процесс реконструкции художественной жизни исследуемого периода. Значительным источником служит эпистолярное наследие: И.Е Репина, К.А. Сомова, И.С. Остроухова, А.А. Киселева, И.И. Шишкина, К.Ф. Юона... Личные архивы: А.О. Гунста, В.А. Гиляровского, В.М. Лобанова... До настоящего момента далеко не все студии выявлены, тем более изучены.
В вопросе изучения частных художественных студий важно именно их "жизнеописание". Опираясь в выводах и рассуждениях на собранный материал, помещенный как в тексте диссертации, так и в приложениях, автор стремится выявить значение студий в художественной жизни. Обзор деятельности частных студий был уже предпринят автором диссертационной работы в опубликованной книге "Чудодеи."
Следует подчеркнуть: все частные учебные объединения художников именуются в тексте исследования - студиями. Употребление этого названия соответствует использованию его в художественной действительности конца XIX начала XX веков. В этот период за конкретным названием не было закреплено
определенного содержания. Учредители студий самопроизвольно давали имена: школа, студия, классы.
Основной ЦЕЛЬЮ исследования стало изучение частных художественных студий, как явления художественной жизни Москвы, значение их в художественной жизни России рубежа веков. Причем "жизнеописание" студий дается в художественной атмосфере того времени.
АКТУАЛЬНОСТЬ представляемой работы видится в необходимости изучения и фактологически обоснованного определения места этого явления в художественной жизни. В искусствоведческой литературе до сих пор не было обзора жизни студий. Проблема и само явление тем актуальнее, что факты, связанные с жизнью художественных студий заполняют многие пустоты в истории русского искусства конца XIX - начала XX веков.
ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ Основными источниками исследования стали архивные материалы, как в государственных хранилищах (Отдел Рукописей ГТГ и РГАЛИ), так и частных собраниях Москвы: А.О. Гунста, В.М. Лобанова, В.А. Гиляровского, Е.Г. Киселевой, В.М. Черкасского, Н.В. Гиляровской), записи автора. Помимо мемуаров, свидетельств художников, переписки с художниками, источниками диссертации стали периодические издания конца XIX - начала XX веков.
Круг опубликованной литературы по этому вопросу, который помог в установлении ряда деталей приведен в библиографии. Использование источников приведено в примечаниях.
В качестве иллюстративного материала привлечены портреты художников, о которых идет речь и фотографии из частных архивов.
Ориентирами для работы служили труды Г.Ю. Стернина: "Художественная жизнь России рубежа XIX-XX веков". М., 1970, "Художественная жизнь России начала XX века". М., 1976, и "Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX". М., 1984. А так же книга В.П. Лапшина "Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 г." М., 1983. Несомненную помощь в работе оказали работы Н.М. Молевой и Э.М. Белютина, как посвященные школе Ашбе, так и выдающимся русским художникам-педагогам, и в целом художественной школе рубежа веков. Безусловную ценность для настоящей работы представляли собою труды монографического характера: посвященные СЮ. Жуковскому - (М.И. Горелов) и И.И. Машкову - (И.С. Болотина), сборник воспоминаний о Ф.И. Рерберге...
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ . Конкретный анализ деятельности каждой из студий позволяет решить следующие конкретные задачи:
-Научное осмысление материала, касающегося частных художественных
студий Москвы.
-Выявление характерных черт и приемов работы студий и возможная их
систематизация.
-Проведение некоторого анализа целей и задач деятельности студий.
-Выявление качественных признаков студий, как части культурного процесса внутри общества, и следовательно, подготовки населения к восприятию искусства, развитию потребности в нем, значение студий как явления художественной жизни.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы видится прежде всего в постановке мало изученной проблемы и введении в научный оборот неизвестного ранее материала. Кроме того, практически впервые делается попытка искусствоведческого изучения важного пласта художественной жизни - частных студий как неотъемлимой части существования искусства.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ. Автор надеется принести своей работой пользу научным и учебным центрам, занимающимся проблемой изучения культуры общества в части ее художественной жизни. Этот новый фактологический материал, представляет большую ценность в культурологическом и искусствоведческом плане. Список имен тех, кто организовывал студии, и тех, кто в них занимался говорит о значимости явления. Более того, эта работа заполняет пустоты в биографических сведениях по персоналиям художников.
Материалы исследования могут быть использованы в чтении лекций по определенным историческим курсам. Они способствуют более глубокому изучению художественного процесса в целом, определению значения частных студий. Это тем более важно,что студии заботились о подготовке далеко не только художников. Их можно и нужно считать местом, где вызревала культурная атмосфера общества рубежа веков.
ОБЪЕКТОМ исследования данной работы являются московские частные художественные студии.
ПРЕДМЕТ исследования - студии, как часть художественной жизни общества на основе нового фактологического материала.
ГРАНИЦЫ исследования в хронологическом плане : 1880-1910-ые годы . Это вызвано следующими причинами: наличием материала или его отсутствием, и художественными особенностями студий.
МЕТОДИКА - Рассмотрение частных художественных студий, обзор и искусствоведческий анализ их деятельности в хронологическом порядке.
АПРОБАЦИЯ : По теме работы были выпущены автором две книги: "Подвижники искуссва" и "Чудодеи", и ряд статей в периодических изданиях Москвы. Диссертация была обсуждена на заседании сектора русского искусства НИИ ТИИ PAX - 28 декабря 1995г.
СТРУКТУРА: Работа состоит из введения, 3-х глав,заключения и приложений. Каждая из основных глав также имеет структурные членения в соответствии с хронологической последовательностью появления студий. Общий объем диссертации составляет страниц. Среди них основного текста - 1^*3 страница. И приложений : К работе приложены список частных студий Москвы с
указанием источников, список студий Петербурга с указанием источников,
краткие сведения о художественных студиях Москвы,. '.!.. :.