Введение к работе
Актуальность темы. В системе художественных ценностей монументальному искусству принадлаїит особая роль. Пожалуй, никакой другой вид эгого искусства не дает художнику возможности выразить дух времени с такой полнотой и силой общественного воздействия.
Общение с произведениями станкового искусства, сосредоточенными, главным образом, в стенах музеев, картинных галерей, выставочных залах, требует от зрителя хотя бы минимальной готовности приобщиться к худокественному наследию, изначально предполагает желание окунуться в этот, в определенном смысле, замкнутый мир. Монументальное же искусотво, решая задачу художественного оформления среды обитания человека, самым непосредственным образом влияет на его дуаовноз развитие. Исследование основных тенденций развития монументального искусства представляется актуальным как в научном, так и нравственном отношении, ибо ответственность за воспитание эстетического вкуса современников в первую очередь ложится на художников-монументалистов: их практика определяет качественный характер взаимодействия человека с миром прекрасного.
Целью исследования в диссертации стоит анализ основных закономерностей развития советской монументальной живописи 70-80-х годов. Автор прослеживает те изменения, которыэ претерпевает в последние два десятилетия как художественная проблематика, так и изобразительный, язык этого вида искусства.
2а рамками диссертации осталась область монументальной скульптуры, где эволюционные процессы, как нам представляется, не столь разительны. Именно в живописи произошли наиболез существенные сдвиги, позволяющие говорить о новой фазе развития данной
сферы, в то время как монументальная скульптура продолжает сохранять черты известного консерватизма.
Научная новизна диссертации состоит в попытке взглянуть на работы советских монументалистов с позиций меняющихся ценностных ориентации, что характеризует состояние современной духовной жизни.
Практическая ценность работы. Материалы исследования могут составить интерес как для широкого круга искусствоведов, так и для мастеров-практиков, работающих в области монументальной живописи.
Методологическая и теоретическая основа работы. При выработке методики исследования автор диссертации опирался в первую очередь на основные положения теории советского искусства, которые были разработаны в последние годы такими учеными, как СБ. Базазъянц, А.В. Иконников, Г.11. Степанов, А.Т. Ягодовская.
Апробация работы была произведена на кафедре истории советского искусства института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
Объем и структура диссертации. Представленная к защите работа состоит из двух частей: 1-я часть - страниц машинописного текста, включающих введение, две главы, заключение, библиографию и список иллюстраций: П-я часть - альбом, содержащий фотографий, иллюстрирующих текст диссертации.