Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Миниатюра верхней Армении (XIII-XIV вв.) Корхмазян, Эмма Мушеговна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Корхмазян, Эмма Мушеговна. Миниатюра верхней Армении (XIII-XIV вв.) : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.04.- Ереван, 1997.- 50 с.: ил.

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Сохранившиеся до наших дней армянские средневековые иллюстрированные рукописи являются памятниками, наиболее полно отразившими особенности художественного мышления создавшего их народа. В силу исторических судеб страны, часто подвергавшейся нашествиям и опустошениям, миниатюрная живопись явилась тем видом изобразительного искусства, который дошел до нас в наилучшей сохранности. Создавались рукописи не только в мирные времена, но и в смутные годы войн и тяжкого иноземного ига, не только в самой Армении, но и на чужбине, в армянских колониях, основывавшихся в различных странах Востока и Запада.

Исследование памятников книжной живописи Армении началось еще в конце прошлого столетия. На сегодня имеется уже немало трудов, посвященных армянской миниатюре - определены основные пути ее развития, охарактеризованы отдельные школы и художественные направления, выявлено творчество многих миниатюристов. Однако богатое рукописное наследие армянского народа таит в себе еще немало неразрешенных проблем. Освещены и исследованы далеко не все центры армянской письменной культуры, неизученной остается и деятельность многих труженников письма и книжной живописи.

К числу малоизученных принадлежат и рукописные памятники Верхней Армении /Бардзр Хайка/ - одной из провинций северо-западной части исторической Армении. Данному региону принадлежит исключительная роль в наследии национальной культуры. Здесь, еще в древности, находились крупнейшие центры культуры языческой Армении. Не потеряли они своего значения и в период раннего и зрелого средневековья.

Самые ранние, дошедшие до нас иллюстрированные рукописи этого региона относятся к Х-ХП вв. /они частично исследованы Т. А. Измайловой/. Намного больше сохранилось их от последующего периода - ХШ-XTV вв., времени, когда культура и искусство Верхней Армении переживали пору бурного расцвета. Именно в это время здесь было создано немало подлинных шедевров иску ест -

ва письма и книжной живописи, некоторые из которых уже привлекали к себе внимание специалистов. Между тем, целый ряд памятников миниатюры ХШ-XIV вв., связанных своим происхождением со скрипториями данного региона, впервые исследованы в данной работе и введены в научный оборот.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью настоящего исследования является выявление и изучение еще одного центра письма и книжной живописи средневековой Армении - Бардзр Хайка /Верхней Армении/, определение места и значения искусства миниатюры данного региона в истории национального искусства. Проделана работа по выявлению истоков миниатюрной живописи Верхней Армении, прослежены ее связи как с искусством других центров армянской письменности, так и с византийскими памятниками.

Важными проблемами настоящей работы явились выявление и изучение не исследовавшихся до сих пор памятников книжной живописи Верхней Армении, а также творческого наследия мастеров их создавших. В работе рассматриваются также некоторые аспекты эстетических воззрений той эпохи, отразившиеся в трудах видного ученого, церковного и общественного деятеля, поэта и педагога, жившего во второй половине ХШ в., Иованнеса Ерзынкаци, выходца из крупнейшего духовного центра Верхней Армении, города Ерзынка.

Выявлено также значение центров письменности данного региона в Формировании искусства книжного оформления, наиболее ранние образцы которого связаны своим происхождением со скрипториями Верхней Армении.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Новым словом или освещенными по-новому являются следующие положения настоящей работы:

1/ тема диссертации - "Миниатюра Верхней Армении ХШ-XIV вв." до сих пор не была предметом специального исследования. Лишь отдельные миниатюры некоторых иллюстрированных в этой провинции рукописей публиковались в общих трудах и альбомах, посвященных армянской миниатюре, причем наибольшее внимание

уделялось памятникам ХІ-ХІІвв. Исключение составляют четыре рукописи интересующего нас времени, которым посвящены специальные исследования: 1/Мушский Чарынтыр или Гомилиарий /А. Матевосян, Когда и где был написан Мушский Чарынтыр, "ВестникМатенадарана", №9, Ереван, 1969, с. 137-162, на арм. яз./, Ерзынкайская Библия 1269 года /С. Тер-Нерсесян, Ерзынкайская Библия, Иерусалим №1925, "Эчмиадзин", 1966, № ХІ-ХІІ, с. 28-39, на арм. яз./.Евангелие Таргманчац/ Л. Чугасзян, Григор Цахкох, Ереван, 1986. А. Матевосян, Евангелие Таргманчац, "Эчмиадзин", 1992, № К-ХІ, с. 102-114, 1993, № І-Ш, с. 105-118. на арм. яз. / и Каринское евангелие 1230 года /М. Чанашян, Армянская миниатюра, т. I, Венеция, 1966, с. 58-62, на арм. яз./. Нами же насчитано свыше ста рукописей Верхней Армении, созданных в ХШ-XIV вв., исследование значительной части которых проводится впервые.

2/ Мы выбрали данный отрезок времени в деятельности центроз письменности Верхней Армении по той причине, что искусство этой провинции ХШ-ХГ/вв. является наименее исследованным, а между тем это был период большого расцвета культуры и искусства данного региона, который А. Кюрдян назвал золотым веком в истории развития духовой культуры этого края /А. Кюрдян, Ериза и область Екелеац, Венеция, 1953, с. 151, на арм. яз./.

3/ исследование художественного убранства рукописей Верхней Армении указанного периода позволило выделить три основные группы памятников, дающие возможность проследить определенную эволюцию в развитии миниатюрной живописи интересующей нас провинции. Исходя из этого, изучаемые нами рукописи мы представляем в хронологическом порядке, поэтапно. Так, рукописи хп-начала ХШ в. дают богатый материал для изучения Формирования искусства оформления, в частности, основных Форм маргинальных узоров. Некоторые их элементы оказали определенное влияние на развитие искусства книжного оформления кнликийских рукописей. Начиная с третьего десятилетия ХШ в. замечается обратное явление - киликийская

миниатюра начинает играть важную роль в развитии искусства миниатюры Верхней Армении.

Наиболее сложным и интересным представляется книжное искусство данного региона в XIV в. Вначале этого столетия выде -ляется группа памятников, отразивших влияние искусства па-леологовского ренессанса. Несколько позже, к середине XIV в., наблюдается появление нового художественного направления, в котором своеобразно сочетаются традиции местного, палео-логовского и киликийского искусства.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. В данном исследовании использованы рукописные Фонды Матенадарана им Маштоца, Института рукописей им. К.Кекелидзе АН Республики Грузия, Российской государственной библиотеки в Москве, Российской Национальной библиотеки Санкт-Петербурга, Публичной библиотеки им. С. Щедрина, Института Народов Азии и Гос. Эрмитажа Санкт-Петербурга, Библиотеки армянской конгрегации мхитаристов в Вене, а также описания и Фотоматериалы Библиотеки мхитаристов в Венеции, Собрания рукописей армянского Патриархата в Иерусалиме, рукописных Фондов Британского музея. Парижской Национальной библиотеки, Фрирской Галереи Искусств и Бод-леанской библиотеки в США. В своей работе мы опирались на труды Г. Овсепяна, А. Кюрдяна, С. Тер-Нерсесян, Л. Дурново, Л. Хачикяна, Т. Измайловой и др.

При анализе образцов миниатюрной живописи Верхней Армении мы пользовались методом их сопоставления как с образцами искусства других центров армянской писменности,, так и с искусством народов не только христианского мира, но и мусульманского Востока. Искусство книжной живописи Верхней Армении представлено на Фоне историко-филологических изысканий.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ. Настоящей работой в историю искусства Армении введено исследование еще одного центра письменной культуры - провинции Верхняя Армения. Ав -тором выявлен целый ряд памятников, а также имен миниатюристов, которые до сих пор не были известны специалистам. Это

позволило дополнить новыми данными историю армянской миниатюры.

Отдельные положения работы были представлены в докладах и сообщениях как на республиканских, так и международных научных конференциях и симпозиумах, а также нашли отражение в ряде публикаций автора, представленных в списке научных трудов /43 наименования/.

Данные настоящего исследования могут быть использованы как в общих трудах по истории армянской миниатюры, так и в лекциях в высших учебных заведениях, посвященных вопросам средневекового искусства.

Работа снабжена кратким каталогом использованных рукописей. В виде приложения представлен альбом, содержащий 102 Фотографических воспроизведений с миниатюр рукописей Верхней Армении.