Введение к работе
Актуальность исследования. На данном историческом этапе культурное наследие грузинских монументалистов достаточно веяіяо.Главной эада^зй критического анализа мозяо считать определение причин заэнтаковския этого зудоиественного явления d шнунЕігадьіюм искусстве Грузки в связи со всем кокплкссои относящихся сюда твор-jcckjjz проблем. Это тса болэе актуально, что за указанный период
- I -
многие мемориалы, при всем их художественном к историческом значении, широко не освещались критикой и не являлись объектом специального изучения. Лишь в отдельных случаях они получили отражение в работах ряда искусствоведов, которые откачали их вшщую роль в поступательном развитии советского монументального искусства.
Цель и задачи исследования. Целью диссертации является изучение тенденций развития искусства мемориала, выявление композиционно-образной взаюлосвязи с "творческим наследием грузинского народа и в контексте развития современного мирового искусства, определение его историческо-худокественной ценности. В задачу диссертации входит: систематизация исследуемого материала, изучение процесса формирования различных типов ыеморкалов, анализ разных явлении, возникших в процессе работы над их композициями.
Метод исследования. В основном диссертация строится на методе комплексного изучения творческих вопросов этого вида монуысн-тального искусства. Это обосновывается теу, что художественная целостность мемориала является определенной системой, образующейся взаимодействием идейно-образной, функциональной и художественно-композиционной сторон. Эволюция этого віща монументального искусства рассматривается в историческом аспекте с учетом уровня социально-экономического развития, идеологии и политической атмосферы конкретного исторического этапа жизни общества. В работе прослеживается такие влияние монументального искусства и архитектуры предшествующих периодов на формирование худопественно-обраэ-ной концепции мемориала 1960-х-1980-х годов, исследуется некоторые предпосылки дальнейшего развития этого вида искусства в Грузии. На основе анализа конкретных произведений, с привлечением параллельного материала из истории советского и зарубежного искусства, творческое наследие изучается как ванный фактор общекуль-
туркых традиций» а текст как существенный компонент, влнящий на формирование худояестзенного образа, мемориальных сооружений.
Научная новизна. Предлагаемое исследование является первым опытом изучения этого вида монументального искусства в Грузии за период І950-Х-1930-Х годов. В нем проведено историхо-теоретичес-кое изучение мемориалов, выявлены основные проблемы, возникающие EO время работы над их художественно-образной структурой. Освещайся пласты наследия «яровой художественной культуры в целом, и з Грузия в частности, являющиеся плодотворной основой КОМПОЗИЦИЙ мемориалов. Автором текжэ установлены определенные закономерности формирования разных типов мзиорнала (воинского, исторического).
Практическая ценность работы. Исследуемый материал имеет важное худокзственноз и историчоское значение. Данная работа может быть использована при подготовке специальных учебных пособий, лекционных курсов, семинаров по истории грузинского монументального искусства, а также при создании общего курса истории искусства современной Грузии.
I Апробация работы. Основные положения и материалы диссертации
опубликованы в работах, список которых прилагается. По исследуемой теме были сделаны доклада на сессиях Государственного музея чскусств Грузии (1984, 1985, 1987 гг.), на УІ Международном сим-тозиунэ по грузинскому искусству (Тбилиси, 1989 г.).
Структура диссертации продиктована логикой исследования,свя-;анного с анализом проблем, затрагивающих существенные аспекты азвиткя этого вида монументального искусства. Диссертация состо--: ':;; Ззог.еяия, трех глав к Заключения. К работе прилагается спн-оч использованной літературу я источников, каталог мемориалов пуз пи, ашотировгшпй список архитекторов и худоїнгаов, приниыав-"х участие в гге сесгании, и альбом иллюстраций.