Введение к работе
Актуальность работы. Вспомогательные исторические дисциплины, в число которых входит нумизматика, в последнее * время привлекают к себе все более пристальное внимание, прежде всего, возможностью расширения круга изучаемых памятников. Богатый фонд русских медалей, сложившийся за два с лишним столетия, еще сравнительно мало освоенный пласт материальной культуры. Принадлежа к числу произведений изобразительного искусства медаль одновременно связана с уровнем исторической мысли и литературы своего времени. В этом смысле она представляет собой емкий историко-худо-жественный памятник, обращенный к нескольким поколениям. Практика музейной деятельности дает многочисленные примеры живого интереса, пробужденного'медалями у лиц самого разного уровня образования - от специалистов в области истории искусства вплоть до школьников.
Большинство изданий, посвященных русским медалям XVHI-XIX вв. носят форму каталогов и имеют преимущественно описательный характер. Накопленный более чем за два столетия большой фактический материал нуждается в обобщении с целью определения места медальерного искусства среди . прочих художеств России и оценки с точки зрения искусствоведения как отдельных периодов его развития, так и творчества наиболее значительных художников.
В силу тесной связи русского медальерного искусства с со- -циальными верхами и, прежде всего, с императорским двором, оно в течение семидесяти советских лет входило в число одиозных. Большинство произведений сознательно изымалось из памяти соотечественников, чем насильственно нарушалась преемственность поколений, присущая любому цивилизованному обществу. Учитывая возросший в наши дни интерес к памятникам отечественной истории, работа актуальна тем, что знакомит с материалом, редко вводившимся в научный оборот. В этом плане особенно, важна популяризация кр)-пнейшего в мире собрания русских медалей, хранящегося в Эрмитаже.
Цель и задачи исследования. Материалом исследования послужило собрание медалей Отдела нумизматики Эрмитажа, на основе которого можно получить полное представление о развитии медальерного искусства со времени его зарождения на рубеже XIV-XV вв. вплоть до наших дней. Непосредственный предмет изучения - коллекция русских медалей 1700-1917 гг., насчитывающая более 10 тысяч произведений, работе с кото-
рыми автор посвятил около сорока лет, сочетая ее с изучением
документов нескольких" архивов страны и сведений, почер
пнутых из литературных источников самого широкого плана.
Своей основной задачей автор поставил воссоздание общей
картины развития целой области малой пластики в тесной
слязи с историей русской скульптуры, а также во взаимо
действии с искусством других медальерных школ Европы,
среди которых русская медаль уже во второй половине XVIll
в. заняла полноправное положение. Эта картина включает
анализ отдельных памятников, уточнение атрибуций и све
дений : о жизни и деятельности художников, краткую хара
ктеристику системы художественного и профессионального
образования медальеров, а также примеры применения и бы
тования памятников медальерного искусства в жизни разных
слоев общества России. .'
Задачи, поставленные в работе, продиктовали избранную автором методику исследования. В нее вошло, прежде всегЪ, углубленное изучение источников, проливающих свет на рождение интереса к медали, на развитие коллекционирования в России, и последовавшие за этим опыты нумизматической ліггературьі. Специального внимания потребовало изучение, деятельности монетных дворов, где изготовлялись памятники медальерного искусства. В архивах, а также в изданиях, публиковавших' документы по истории монетного и медального дела, почерпнуты сведения о месте медальеров в должностной иерархии Монетного двора, условия их труда и технике пзгод товления медалей. Значительный интерес представляет изучение документов по истории медальерных классов Академии художеств и Горнр-техническрй школы при Технологическом институте.
Применение методики истории искусства к конкретным памятникам позволило впервые атрибутировать ряд произведений, дать оценку творчества крупнейших художников, наметить и охарактеризовать роль временных периодов в общем ходе развития медальерного искусства. Было уточнено время создания ряда памятников, а также устранены ошибочные определения сюжетов нескольких из них. Комплексный, метод исследования дал возможность выявить многогранность медали как і уникального историко-художественного памятника и последовательно изложить историю ее развития в России за дна столетия.
Научпая новизна исследования состоит в решении ряда воп-
росов, относящихся к различным периодам развития русского медальерного искусства." Основные существенные поправки и дополнения, внесенные в*ранее опубликованные работы по „ данной теме, можно сформулировать следующим образом:
1. В работе достаточно подробно рассмотрены предпосылки
возникновения медали в России, обобщены вновь открытые
сведения о знакомстве Петра 1 и его окружения с ейропейскимн
кунсткамерами, а также о первых коллекционерах нумизма
тики - самого царя, Л.Д.Меншикова, Я.В.Брюса, .Ф.М.Ап
раксина и др.
2. Удалось отчасти прояснить вопрос о составителях
проектов медалей петровского времени, рассмотреть ко
нкретные случаи связи медальных легенд с, изречениями
самого Петра и 'сочинениями идеолога' престола - Ф.Про-
коповича., Параллельно были подробно изучены примеры
эмблематических медальных композиций и их связи с раз
витием эмблематики * в изобразительном искусстве и ли
тературе первой четверти XVIII в.
.3. В плане дополнения скудных сведений о первых русских медальерах были расширены временные рамки деятельности моиограммиста „ОК" и „КО", а сама монограмма связана с конкретным лицом - резчиком Осипом Калашниковым.
"4. Прослежены связи зарождающегося вида русской пластики с традициями медальерного искусства Европы и р свете вновь открытых документов уточнена история создания серии медалей на события Северной войны. Установлена решающая роль Я.В.Брюса в осуществлении государственного заказа серии Ф.Г.Мюллеру, воссоздана история исполнения штемпелей в Аугсбурге в 1713-1714 гг. и последующей чеканки медалей на ' Монетном дворе в Москве. Анализ изобразительных и эпиграфических средств медалей серии и сведений об их многократном повторении медальерами XVIII-XX вв. .позволили сделать вывод о длительном воздействии этого масштабного сериала на развитие отечественной медали.
5. Специальное историко-художественное исследование по
зволило с большой долей уверенности атрибутировать две
анонимные литые медали с портретом Екатерины,! как произ
ведения К.Б.Растрелли. .
6. Круг мрдальеров, у работавших в России XVIII в.
был дополнен именами Д.Фермана, Н.Георги, Ф.Г.Дюбю,
Ф.Краюхина, Г.Кёнига., Цолльмана, императрицы Марии
Федоровны.
7. Благодаря новейшим зарубежным публикациям значите
льно расширены сведения о пребывании в России И.ІСХедлин
. гера и круг его работ, исполненных для России. Существеннс уточнены и дополнены списки работ медальеров второй поло вины XVIII в., в том числе Т.Иванова, С.Юдина, С.Васильева И.Бобровшикова и К.Леберехта, биография которого попол нена.новыми сведениями. В работе акцентирована роль Лебе рехта в становлении медали классицизма и развитии художест венного образования будущих медальеров. ,'
-
Впервые подробно рассмотрена организация Медальерной палаты Петербургского Монетного двора, которые с 1760-х гг. становится единственным в России местом изготовления медалей. Вплоть до 1917 г. круг занятий ее сотрудникоь был необыкновенно широк - создание памятных и наградные медалей, монетных штемпелей, возобновление штемпелей старых медальных выпусков, изготовление печатей, пробирньи клейм, вплоть до разметки измерительных приборов.
-
Отмечено длительное сущетсвование своеобразной школы в стенах Монетного двора, где обучались профессиональным навыкам дети монетчиков, в результате чего складывались целые династии (Лялины, Алексеевых). В работе рассмот-
, рена также система. преподавания ^медальерных дисциплш; в Академии художеств и Технологическом институте.
10. Вопреки утвердившемуся в литературе мненик
о Ф.П.Толстом, как о первом медальере, порвавшем с искус
ством барокко и заложившем основы медали классицизма,
автор рассматривает, прославленного художника как блестя
щего продолжателя традиций, сложившихся еще в конце XVII]
в. Путь Толстого-медальера прослежен на протяжении всей
- длительной жизни художника, за время которой классицизм как направление полностью исчерпал себя; что не могло не сказаться на поздних произведениях самого Толстого.
'11. Дополнены и биографические сведения "ряда медальерої первой половины XIX в. (И.Шилова, П.Уткина, Я.Каковина) нескольких иностранных медальеров (А.Губе, Г.Лоренца В.Кульриха), впервые в литературе приведены документа о контракте с уроженцем Франции А.Филшшо, ранее известном лишь по подписи на копиях медалей.
12: Впервые вводится в научный оборот несколько имея резчиков высокой квалификации (М.Габе, С.Погонова, Кленова, Холодова, Гаврилова), трудившихся наряду с медальерами Петербургского Монетного двора в конце XIX - начале XX
века. В Приложении содержатся списки их 'работ.
-
На основе документов о ежегодной премии медальеров с 1871 по 1916 г. установлена атрибуция более 300 памятников медальерного искусства, что помогло внести соответствующие, уточнения в списки работ медальеров и в каталог В.П.Смирнова.
-
Раздел- работы, посвященный медальерному искусству XX в., представляет собой самый пе вый опыт осмысления и обобщения процессов, протекавших в этой ветви пластики. Самым важным обстоятельством этого периода является разрушение монополии выпуска медалей Монетным двором. Переход инициативы создания медалей к представители общественных сил, открытые конкурсы проектов с участием компетентных ученых, литераторов и художников во многом освобождают медальерное искусство от вековых оков контроля свыше. В работе приведены несколько частных фирм, выпустивших медали (Хлебников, Овчинников, Эдуард) и, наконец, краткие сведения о. деятельности.ателье А.Жаккара в Петербурге, поставившем своей задачей выпуск художественной м!едали. кратко охарактеризован материал, выходивший из сотен более мелких предприятий - В.Збука, Д.Кучкина, тем не менее интересный оперативностью откликов на текущие события.
-
Впервые в работе отражено участие в создании медалей начала века известных русских 'скульпторов (М.Диллон, А.Обера, Р.Р.Баха, И.Гшщрурга). В большинстве обзорных и монографических работ эта сторона их деятельности не учтена.
-
Биография ведущего медальера начала XX в. А.Васю-тинского пополнена рядом неопубликованных данных. По крупицам пришлось восстанавливать жизненный и творческий путь последних медальеров императорской России- Г.Малышева, Д.Степанова, С.Мартынова.
Апробация исследования. По теме исследования автором опубликовано 34 работы общим объемом более 33 печатных листов. Доклады по те\іе диссертации были сделаны на следующих конференциях:
Межмузейный геральдический ейминар 1980, 1982, 1984,
1985, 1987. Ленинград. Гос. Эрмитаж. ' '
„Русское искусство эпохи барокко" 1986 г. Ленинград. Гос. Эрмитаж.
„Повое и советской нумизматической науке и нумизмашчес-
ком музееведении" Всесоюзная конференция к 200-летию Отдела нумизматики Государственного Эрмитажа. 1987. Ленинград. Гос." Эрмитаж.
„Исследования, поиски, открытия". Научная конференция
к 225-летию Государственного Эрмитажа. 1989. Ленинград.
Гос. Эрмитаж. ' ' ' '
„Проблемы русской художественной культуры XVIII в.". 1991. Москва. Музеи Кремля.
„Итоги научно-исследовательской и хранительской деятель
ности за 1991 г." Нумизматическая конференция. 1992.
Санкт-Петербург. Гос. Эрмитаж. <
Всероссийская нумизматическая конференция. 1993. Вологда.
Эрмитажные чтения к 100-летию со дня рождения В.Ф.Леви-нсоиа-Лессинга. 1993. Санкт-Петербург.
Структура и объем работы.