Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ темы настоящей диссертации определяется рядом проблем, стоящих перед исследователем на современном этапе. К настоящему времени определена точная дата росписи Архангельского собора; систематизированы по циклам составляющие ее композиции; подробно, с точки зрения методологии отечественного искусствознания 60-х гг. Ив., рассмотрен цикл надгробных портретов и часть настолшшх изображений. На новом этапе представляется необходимым прочтение семантического смысла княжеских изображений Архангельского собора .как составной части всей программы декорации собора и выявление их соотношения с византийской и поствизантийской традицией княжеских и царских ктиторских портретов.
МЕТОДИКА исследования. В основу представляемой работы положен иконографический метод. Суть данного метода состоит в том, что к.анализируемому изображению подбирается ряд иконографических аналогий, сопоставление с которыми позволяет выявить присудив ему особенности. Семантическое значение деталей иконографии штерпретируется с помощью современных изображению литературных текстов. Первостепенное значение для настоящего исследования шеег создававшаяся почти одновременно с росписью Архангельского собора"Степенная книга Царского родословия"/1560-1563/, центральный литературный памятник эпохи Ивана 17, построенный как іепь княжеских биографий.
Иконографический метод позволяет исследователю, опираясь іа исторические реалии,.продвигаться к обобщающим выводам отно-зительно мировоззрения эпохи.
-4.-АЯРОБАЩШ РАБОТЫ. Основные положения исследования были изложены в докладах на заседаниях Отдела древнерусского искусства Государственного института искусствознания на протяжении 1989-1995 гг.(4 доклада), на научных заседаниях отдела "Музеи-соборы" Государственного музея-заповедника "Московский Кремль" (3 доклада),'на научных конференциях: "Проблемы изучения древнерусского искусства" (СПб., ГРМ, 1989), "Русская художественная культура XV-XVI вв." (Московский Кремль, 1990), VI Международный конгресс славянской археологии (Псков, 1990), "Макарьев-ские чтения" (ЦМиАР, 1991), Международный симпозиум "Выставка икон критской живописи" (Крит, Ираклион, 1993), Конференция молодых ученых (Московский Кремль, 1993), Научная конференция но проблемам русской культуры второй половины XVII - нач. XVIII веков (ЦМиАР, 1993), "История и культура Ростовской земли" (Ростов, 1994), "Випперовские чтения "Библия в культуре и искусстве" (ГМИИ, 1995), "Крит, Восточное Средиземноморье и Россия в XVII в." (Институт балканистики РАН, 1995).
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.