Введение к работе
Народное искусство нанайцев, на протяжении многих столетий обитавших на берегах Амура, представляет собой чрезвычайно сложное явление. Интенсивная миграция населения в этом регионе и связанные с этим ассимиляционные процессы, серьезно осложнили анализ произведений художественной культуры Приамурья. Выделенные в районе типы бытовавших здесь схем, обозначавших образ Мира и лежащий в их основе архетипический канон, позволяют глубже осмыслить механизмы формообразования в искусстве, представленном комплексом самых разнообразных произведений, многие из которых впервые введены в научный оборот. В исследовании показано, как опираясь на традиционные представления об образе Вселенной, нанайцы создавали свой рукотворный мир и наполняли его соответствующими элементами. Преследуя утилитарные задачи, они насыщали свои творения глубоким смыслом и придавали им яркое и неповторимое художественное выражение.
Актуальность темы. В условиях подъема национального самосознания возрастает интерес к истории и культурному наследию этнических групп России, их традициям, сложившимся на протяжении многих веков. В русле этих тенденций становится особенно актуальным изучение народного искусства, развивающегося в отдельных, для каждого из народов, природно-климатических и социально-экономических условиях. Картина мира является одним из важнейших компонентов мировоззрения народа, играющих ключевую роль в формировании среды обитания человека и ее художественном оформлении. Этим обстоятельством и обусловлен выбор темы нашего исследования.
Обоснование темы. В настоящее время в науке и искусстве сложилась ситуация, показывающая диспропорцию между эмпирическими и обобщающими исследованиями, обеспечивающими целостное представление о народных культурах как таковых, и, в частности, в народном искусстве нанайцев.
При наличии этнографических исследований почти полностью отсутствуют исследования но истории нанайской народности, которые могли бы объяснить особенности ассимиляционного процесса в Приамурье и создание
оригинальной народной художественной культуры. Сегодня важность этой проблемы определяется тем фактом, что народное искусство необходимо рассматривать только при использовании комплексного совмещения данных различных дисциплин : истории, археологии, этнографии и т.д. По нашему мнению, произведения нанайского народного искусства можно рассматривать только в среде их существования т.е. в художественном ансамбле, в котором они взаимодействуют с природой, предметами окружения человека, с учетом обычаев и образов.
Цель работы заключается в выявлении способа использования картины мира, бытовавшей в народной культуре наниев, как основы художественной организации произведений. Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
- раскрытия природно-климатических и культурно-исторических условий, определивших традиционный уклад жизни наниев и оказавших решающее воздействие на общий характер и особенности мировосприятия народа,
-выявления закономерности формирования картины мира и типы ее визуального выражения;
-определения роли представлений о мире в организации отдельных произведений и художественного ансамбля народного нанайского искусства в целом.
Объект исследования
Объектом диссертационного исследования является народная художественная культура наниев, проживающих в Приамурье.
Предмет исследования - картина мира в произведениях художественной культуры наниев.
Метод исследования обусловлен целью и задачами диссертации. Для изучения сложного комплекса произведений народного искусства, наполненного смыслом и художественно организованного, более всего подходит комплексный анализ с использованием элементов историко-типологического, описательного, формально-стилистического и некоторых других. Это означает, исследование взаимодействия и соподчиненности всех компонентов произведений,
посредством синтеза приемов накопленных другими науками: филологией, этнографией, философией. Таким образом, совмещая перечисленные методы, возможно всесторонне рассмотреть картину мира наниев; ее структуру, историю, связанно с ее художественным проявлением в произведениях народного искусства наниев; организацию единого художественного ансамбля в культуре Приамурского региона.
Научная новизна диссертации заключается в том, что данное исследование представляет собой первую попытку комплексного изучения особенностей процесса становления образного мышления в народном нанайском искусстве. В работе впервые объединяются усилия специалистов различных наук, с целью воссоздания целостного представления о своеобразии художественной организации произведений наниев. Нами открыт, проанализирован и введен в оборот обширный фактический материал (собранный в местах традиционного проживания приамурских аборигенов), подтверждающий самооытность художественной культуры нанайцев.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в воссоздании целостного представления о характере формообразования на примере народного искусства наниев. Результаты исследований могут быть использованы при подготовке курса по истории культуры и искусства Дальнего Востока России, этнографии и спецкурсов, в музейной практике, при организации мастерских традиционного искусства.
Апробация материалов диссертации. Различные аспекты и проблемы темы были освещены в докладах и выступлениях на научно-практической конференции в ХГПУ (апрель 1993г), научно-практической конференции в Хабаровском краеведческом музее (17-18 мая 1994г) и научных чтениях МПГУ им В.И. Ленина 1994,1996,1997 гг.
Структура и объем работы. Характер изучаемого материала, проблематика исследования и используемые методы анализа определили структуру и объем работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения. В качестве приложения используются графические схемы картины мира, рисунки.