Введение к работе
Актуальность теми. Ювелирные украшения является важной,
составной областью художественной культуры. Исследование их
позволяет составить представление об эстетических вкусах,
культовых воззрений, социальной значимости, а также развитие
ремесла и техники народов и племен, населявших ту или иную
историко-культурнуй область. .
Изучение ювелирного искусства древности и средневековья имеет давнш и прочную традицию. Отметим з частности работы А.А.Абдуразакова, Д.А.Фахретдиновой, Е.Негматуллаевой, Г.Я. Дресвянской, С.А.Трудновской.
Однако, во всех предадущих исследованиях по ювелирному искусству данного периода основной акцент делался на вьгавление искусствоведческой и историко-культурной значимости ювелирных украшений - особенности не создания их, как правило, оставились за рамками исследователей.. Исключение в данном ряду составляет лишь комплексное изучение стеклянных укршзений Средней Азии, проведенной А.А.Абдуразаковьм.
Автор данной диссертации в основу своего исследования поставила изучение в первую рцередь сырьевой базы изготовления ювелирных украшений из различных материалов, а также технико-технологической, что дает возможность более объективно выявить особенности и своеобразие местной бактрийской школы ювелирного искусства и элементы иноземного влияния в ней.
Цели и задачи исследования. Главной целью диссертации является исследование особенностей и закономерностей развития ювелирного искусства Северной Бактрии. В искусствоведческой
связи с этим в най поставлены и в какой-то мере решены следующие методические и исследовательские задачи:
-
Разработка методики и проведения морфологического исследования унр&пений Северной Еактрии.
-
Изучение технико-технологических особенностей создания ювелирных украшений Северной Бактрии.
-
Разработка методики реставрации украпений Северной Бак^ рии.
-
Классификация украшений Северной Бактрии.
-
Выявление места- производства отдельных украшений.
' .6. Выявление связей бактрийских ювелирных мастерских и иноземными художественными культурами*
' 7. Практическая реконструкция ювелирных украшений Северно! Бактрии.
Новизна и практическая ценность работы.
Опираясь на опыт таких ученых как З.А.Львова, Ю.Л.Щапова, В.Б.Деопик, А.А.Абдуразакоа, Г.Я.Др8свянская, а также собственные исследования мной выработана единая классификация для всех изученных украшений Северной Бактрии.
Впервые изучен химический и минералогический состав украшений, выявлены особенности технологии их изготовления. Автора данной диссертации разработаны новые методы реставрации ювели-' рных изделий* Проведена реконструкция ряда украшений. Технико-технологические особенности легли в основу дифференциации их по ювелирным мастерский.
Результаты исследования могут оказать помощь археологам и искусствоведам при обработке археологического материала, леч; в основу обобщающих очерков пЬ истории ювелирного искусства
Центральной Азии.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования отражены в докладах на региональных и международных конференциях, семинарах проводимых отделом истории искусств Института искусствознания имени Хамзы под руководством Э.В. Ртвеладзе. Основные положения работы опубликованы в статьях и заметках в археологических и искусствоведческих изданиях.
Источники. В работе использованы ювелирные изделия входящих в состав археологических комплексов обнарукйнных Узбекистанской Искусствоведческой экспедицией на Дальверзкнтепа, Ялангтуштепа, Кампьтртепа, Айртам, Гормалитепа, Будрач расположенных в пределах современной Сурхандарьинской области.
Для сравнительного анализа привлекались украшения из погребений Северного Причерноморья, Приуралья, Казахстана, Египта, Индии, стран Средиземного «оря.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и лрилоавния с шшострацияад..