Введение к работе
Актуальность настоящей проблему таким образом определяется современным состоянием художественной сценической практики и научного изучения русского народного костюма. Предпринятая в данной работе попытка осмыслить на материале русского народного костюма такие эстетические категории, как национальный вкус и чувство прекрасного, эстетический идеал, коллективное и личное, национальное и общечеловеческое в художественном образе, стиль и мастерство, и, наконец, функции народной одежды должна помочь теоретическому и практическому разрешению проблемы. Эстетика русской национальной одежды рассматривается в контексте традиционной народной культуры, ее норм и принципов, а сценические народные костюмы - как важный компонент художественного воплощения фольклора на сцене и мощное средство эстетического и этического, духовного воспитания народа.
Установленные в результате исследования эстетические принципы русского народного костюма и разработанная на их основе концепция сценических костюмов исполнителей русской народной музыки, песни и танца дает новый материал для создания специальных учебных курсов.
Результаты исследования актуальны для развития художественной критики, обогащения ее новыми подходами и критериями оценок, направленных на отношение к искусству сценического костюма как важному элементу художественного ансамбля, включающему также песню, танец, инструментальную музыку, произведения словесно-поэтического фольклора и ритуально-бытовую атрибутику. Рассмотрение в диссертации эстетики русского крестьянского костюма в контек-
сте национальной народной культуры открывает новый путь к его изучению и одновременно расширяет возможности его функционирования в современной практике.
тЦель и задачи исследования. 1. Определение эстетической сущности русского народного костюма и выявление его художественных взаимодействий с широким полем народной культуры, в частности, с поэтическим фольклором на основе единого эстетического идеала.
2. Систематизация и обобщение данных, касающихся традиционной крестьянской одежды Европейской России (изначальной территории формирования русского этноса) в период 19 - начала 20 вв., когда народный костюм сохранял еще архаические черты. Автор исходил также из того, что обычно для сценического воплощения избираются произведения народного искусства, бытовавшие в период 19 - начала 20 вв., в связи с чем наиболее актуальны исследования эстетики народного костюма именно этого периода.
3. Исследование проблемы сценического воплощения народного костюма в целом и в каждом конкретном случае современной художественной практики.
4. Выявление путей использования народного костюма на сцене, а также определение принципов его художественного решения, исходящих из сценического образа, его фольклорного содержания и на основе эстетических норм народной одежды, ее символики, структуры форм, стиля и функций.
Материал исследования русского народного костюма различных исторических периодов и регионов России собран автором в музейных собраниях Москвы, Санкт-Петербурга, Сергиево-Посада и др., выявлен в экспедициях, а также взят из литературных источников.
Методы исследования обусловлены целями и задачами диссертации. Автор прибегает к комплексному исследованию, используя методы историко-культурного и художественного изучения народного костюма в сочетании с методами социологического, семиотического и структурного анализа.
Русский народный костюм рассматривается в развитии и взаимодействии с другими явлениями народной культуры и в свете современных достижений науки, разных ее сфер: философии, эстетики, искусствознания, этнографии. Таким образом, изучение народного костюма и исследование поставленной в диссертации проблемы его сценического воплощения
проводились на стыке разных наук методом системного подхода к материалу.
Научная новизна работы. Диссертация является первой попыткой соединить исследование эстетики народного костюма, его художественной традиции с теоретическим и творческим практическим решением проблемы его современного сценического воплощения одновременно как культурного феномена, носителя определенной исторической духовной информации и как средства эмоционально-образного выражения содержания фольклора, исполняемого на сцене.
Новой является и сама постановка вопроса создания сценического костюма для фольклорных ансамблей на основе народной одежды с использованием эстетических художественных принципов народного искусства. Впервые создание сценического костюма рассматривается в связи с проблемой интерпретации фольклора на сцене, с вопросом передачи его подлинного содержания и с проблемой эстетического духовного воспитания зрителя, приобщения его к отечественной истории, народной культуре. Впервые в достижении указанной цели ставится вопрос о синтезе песни, инструментальной музыки, танца, произведений словесно-поэтического творчества, ритуально-бытовой атрибутики и костюма, а также вопрос о единстве образно-стилистических систем ансамблевых сценических решений.
Научная новизна диссертации заключается и в исследовании русского народного костюма как художественного текста посредством его семиотического и структурного анализов, изучения истории его социального функционирования и оценок современников, почерпнутых автором из публицистических трудов, научной и художественной литературы, живописных произведений русских художников.
Практическая ценность работы. Исследование мало изученной области русского народного искусства - крестьянского костюма в аспектах его эстетической ценности и современного сценического воплощения дает новый материал для теории народного искусства, обогащает современную художественную практику возможностью более широкого включения в нее традиции. Результаты исследования и рекомендации автора открывают новые пути и подходы к решению проблемы проектирования сценических костюмов исполнителей русской народной музыки, песни и танца. Они могут
быть использованы в учебно-методической работе художественных училищ и ВУЗов, при разработке учебных программ и специальных курсов по декоративно-прикладному искусству как в вузовской практике, так и средней школы, при чтении лекций по теории искусства и истории костюма.
Апробация. Результаты данного научного исследования подтверждены:
экспериментальными практическими художественными разработками и созданием автором сценических костюмов для фольклорных ансамблей "Карагод", "Оберег" и др.;
разработкой и публикацией учебной программы по курсу "Русский народный костюм" для средних специальных и высших учебных заведений искусства и культуры (Коломенский пединститут, 1993);
созданием лекционного курса по русскому народному костюму, прочитанного автором в Российской Академии музыки им.Гнесиных, Московском государственном институте культуры. Коломенском педагогическом институте. Центральном институте повышения квалификации работников культуры и искусства, Театральном художественно-техническом училище;
докладами автора на Всероссийских научно-практических конференциях "Русский чернозем" (Курск, 19 октября 1991 г.) и "Народно-певческое образование в России; проблемы и пути развития" (Российская Академия музыки им. Гнесиных, 21 апреля 1992 г.);
выступлениями автора по теме в печати и научно-популярных телевизионных программах, посвященных народному творчеству.
Структура диссертации и ее объем определяются характером материала и поставленными в ней вопросами. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и приложения. Каждая глава соответственно ее содержанию имеет подразделы. Диссертацию завершает список использованной литературы, примечания и список творческих работ автора по защищаемой проблеме. В приложении - альбом созданных автором сценических решений народного костюма.