Введение к работе
Актуальность темы. Соединив узорных ситцев сложный, трудоемкий, многостадийный процесс. Тевстильный орнамент требует с/т художнвва звания многих специфических требований, обусловленных способом механической печати, назначением материала и условиями его восприятия в изделии. Подобно палехсвим худож-нвнам и мастерам хохдоисвой росписи, ивановснин ху дожни вам текстильного орнамента необходимо хороио усвоить стилиотику и жомпозиционные особенности ивановсвих ситцев, знать историю и традиционные орнаментальные мотивы, отличать наиболее типичные я характерные or вторичных в случайных.
Перед автором работы стояла задача выделить наиболее существенные черты, отличавшие ивановские ситцы от аналогичных
тваней, игоусваввихся в других регионах нашвй страны и за рубежом. Ревение атой задачи даст возможность ивановским худож-аикам-тенстинжинам сохранить свое творчесвое дицо^ совершенствовать свое мастерство и продолжить лучше традиции, утвержденные мастерами провлого. Проведенное исследование оказало
4.
большую помощь в организации Музея ивановского ситца, в формировании его эвспозвций и в проведении энснурсий.
Метод исследования - всестороннее изучение коллекций Ивановского объединенного историно-революционного иузея (ткани, костюм, предметы и материалы, применявшиеся для украшения тна-ней, литература, и донументы; и др.)і знакомство с ситцепечатным производством прошлых эпох и современным, непосредственные контакты с художниками и колористами старшего и среднего поколения, изучение методини подготовки мастеров текстильного ри-сунна в дореволюционное время, двадцатые-тридцатые годы XX ве-на и в настоящее время, изучение творческого наследия художни-вов-текстилыцивов довоенного времени (ПХЛеЧжова, С .П. Буры лина, А.С.Медведева, Л.Н.Проворовой и др.), лауреатов Государственной прении им. И.Е.Репина и Заслуженных художников РСФСР, а тавже художников "новой волны", работающих в художественных мастерских в настоящее время.
Автор поддерживает постоянные контакты с сотрудниками Музея ивановского ситца, принимает активное участие в подготовке художников текстильного рисунка в Ивановском химино-технопогичес-ном техникуме.
Научная новиана. В диссертации приведен в систему материал об ивановских ситцах, разбросанный в различных источниках, исследовано большое количество образцов тканей и выделены наиболее соответствующие стилистике традиционных ивановских ситцев. Собран богатый иллюстрированный материал, представленный в виде черно-белых и цветных фотографий, многие из которых публику-ются впервые. Наряду с фотографияыи в диссертации даны образцы тваней, выпускавшихся ивановскими фабриками в 70-х - 80-х го-
5. дах из авторской нолленцив.
Впервые исследовано происхождение наиболее характерных для ивановсних ситцев мотивов - "огурцы" и "розы" и знаменитых "французсних" ситцев. Если до сих пор изучение ситцев осуществлялось "извне", искусствоведами, работавшими в Москве и Ленинграде, непричастными к созданию ивановских ситцев, то в настоящей работе присутствует взгляд "изнутри", поскольку автор тесно связан с тенстильным производством и занимается подготовкой специалистов для художественных мастерских фабрин, что позволило более углубленно изучить процесс создания текстильного орнамента и ситцепечатания.
Практическая значимость работы.
Материал диссертации представляет значительный интерес для художников тенстильного рисунка, нан работающих в г.Иванове,
тан и в других текстильных центрах - Серпухове, Ногинске, Ален-
/ сандрове, Шуе, Кохме, Павлов-Посаде и других. Исследование имеет практическую пользу для сотруднинов Музея ивановсного ситца, а также музеев Ыоснвы, Ленинграда, Калинина, Костромы, Горького,в колленциях ноторых имеются образцы набойки и ивановсних ситцев. К работе проявляют интерес краеведы, экскурсоводы, проводящие энснурсии по маршрутам "Золотого кольца", студенты, изучающие иснусство унрашения тнанвй.
Апробация работы. Значительная часть работы опублинована в нниге "Ивановсние ситцы" Ы., Легпромбытиздат, 1987 в тевисах научных конференций преподавателей и аспирантов МВХПУ (быв.Стро-гановсное), доложен^ на научных конференциях Ивановского тенстильного института им. М.В.Фрунзе, на нафедре истории искусств МВХПУ (быв. Строгановское), на художественно-техничесних сове-
6.
тах фабриви им. О.А.Варенцовой (г.Иваново) и хлопчатобумакно-го вомбчната г.Кохіш Ивановской обл.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, основного содержания, распределенного по треи главам, и заключения. Иллюстративное приложение содержит 208 листов фотографий и образцов тканей. Библиография содержит 153 названия монографий и статей.