Введение к работе
щ / '
Каждая эпоха дает свою оценку предшествующих этапов развития культуры, созвучную актуальной системе ценностей и уровню развития общественного сознания. В зависимости от выработанных критериев меняется отношение к культуре прошлого. Эти изменения через общественное мнение влияют на реставрацию, корректируя ее методологию. Реставрация не только изменяіась под воздействием представлений о значимости (общественной, исторической, художественной) памятников культуры, но и отражала те основные закономерности развития духовных и материальных накоплений, которые способствовали формированию данных представлений.
Изучение реставрационной деятельности, ее методологии и практики обогащает наши знания о многих процессах, происходящих в культурной сфере, в том числе и художественной жизни общества.
Зависимость реставрационной деятельности от духовных, нравственных, эстетических акцентов в общественном сознании актуализирует изучение ее своеобразия в конкретных условиях развития культуры отдельных регионов.
Цель и задачи исследования - собрать и проанализировать сведения по истории реставрации древнерусской монументальной живописи на Украине в ХУП - XIX вв.
Крут конкретных задач определился необходимостью проследить этапы этого процесса, выявить взаимосвязь идей и принципов, влияющих на методологию реставрации, с идеологическими и эстетическими акцентами в культурном пласте рассматриваемого периода, а также соотнести опыт реставрационной деятельности на Украине с основными достижениями западноевропейской и русской культуры в области охраны и реставрации культурного наследия.
Актуальность темы. Проведенное исследование дает дополни-трлыше сведения по истории художественной культуры Украины
- 2 -ХУЛ - XIX вв., с другой стороны, изучение опыта реставрационной деятельности в прошлом, ее достижений и потерь позволяет более обоснованно подойти к решению проблемы охраны и освоения культурного наследия.
Методологической основой для рассмотрения исторического опыта реставрации древнерусской монументальной хивописи на Украине в ХУП-ХІХ вв. избраны основные принципы реставрационной деятельности, сформулированные наукой в соответствии с духовными и морально-нравственными представлениями современного общества об охране памятников культуры, которые предполагают гарантированный (без изменений и фальсификаций) процесс их охраны, освоения и передачи в грядущее.
Основной материал исследования. В работе освещается опыт реставрации древнерусской монументальной живописи на Украине в ХУП-ХІХ вв. на примере истории реставрации древнерусских памятников, сохранившихся в Киеве.
Киев играл роль идеологического и культурного центра и сохранял духовную и культурную независимость на протяжении всей истории своего существования, несмотря на то, что его земли до воссоединения с Россией принадлежали Литве и Польше. Самостоятельность Киева во многом была основана на тесных духовных и политических связях с Московским государством. Вместе с тем в городе, как и на территории всей Украины, ощущалось влияние культуры Западной Европы. Это сочетание выделило Киев в ХУЛ в. как ведущий центр в процессе формирования национальной культуры. В последующие эпохи город не утратил своего значения. В Киеве сохранилось большое число памятников периода Киевской Руси. Уже в первой половине ХУЛ в. они были осознаны в качестве "общей святыни русского народа" и играли важную роль в процессе духовного и культурного развития украинской народности. На протяжении трех рассматрк-
- З -ваемых веков в истории Киева памятники древнерусской художественной культуры находились в центре духовной и культурной жизни народа, постоянно поддерживались и реставрировались.
На основании изучения опыта практической реставрации произведений искусства в Киеве в ХУП-ХП вв. можно констатировать, что преимущественно реставрировали памятники периода. Киевской Руси. Объясняется это тем, что древнерусское наследие, начиная с ХУП в., было осознано на украинских землях как наследие национальное. Древнерусские памятники естественно включаются в жизнь украинского народа и заботливо реставрируются.
Источников, свидетельствующих о реставрации монумент&чышх росписей в древнерусских памятниках г.Киева, достаточно много. Однако они требуют анализа и систематизации.
В работе рассматривается история реставрации древнерусской монументальной живописи на Украине в ХЛІ-ХІХ вв. на примере истории бытования таких памятников художественной культуры Киевской Руси, как Десятинная церковь. Софийский собор, Кирилловская церковь, церковь Спаса на Берестове, Успенская церковь на Подоле, Успенская церковь и Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской Лавры.
Исследование построено на основе анализа и обобщения сведений, полученных из архивных и литературных источников различного плана; натурного обследования памятников; объективных'данных, раскрытых в процессе реставрации; результатов технологического исследования проб штукатурок и красочного слоя древних росписей, а также соотнесения этих сведений с рассмотрением широкого историко-культурного фона и художественно-стилистическим анализом памятников. Такой комплексный подход позволяет осветить различные грани поставленной проблемы.
Научная новизна работы. Настоящая диссертация является пер-
- 4 -вші исследованием, в котором проблеми истории художественной культуры Украины ХУП-ХИ вв. рассматриваются в ракурсе изучения истории реставрации произведений искусства, а также систематизируются сведения по истории реставрации древнерусской монументальной живописи на Украине в ХУП-ХН вв.
В научный оборот впервые вводится 44 единицы хранения неизвестных ранее письменных источников о древних памятниках, 74 архивных фотодокумента, 7 музейных экспонатов.
В работе предложен новый подход к изучению произведений искусства, предполагающий рассмотрение их структуры с учетом всех исторических наслоений, которые не только отражают историю бытования, но и влияют на процесс восприятия - художественного и исторического прочтения, так как даже самая щадящая методика реставрационных работ, а тем более грубые поновлення значительно изменяют их сущность.
Цровбдекние исследования позволили дополнить традиционные представления о художественном убранстве Кирилловской церкви, Софийского собора, Церкви Спаса на Берестове, Успенской церкви Кие-во-Печерской Лавры, Церкви Рождества Богородицы Десятинной.
В исследовании нашло подтверждение теоретическое положение о том, что реставрация не является постоянной системой принципов и методов, она изменяется в соответствии с уровнем развития науч-нотехнических знаний, испытывая влияние идейно-эстетических акцентов в культуре различных эпох, а также положение, что реставрация не только ремесло, но и форма культурного наследования, способ прочтения обществом своей истории.
Практическая ценность работы. Результаты работы могут быть учтены при написании научных трудов, посвященных истории культуры Украины, а также использованы в процессе последующих реставраций рассмотренных памятников. Материалы исследования можно использо-
- 5 -вать в учебном процессе, в лекционных циклах, в пропагандистской деятельности.
Апробация работы. Основные положения работы обсуждались на заседаниях кафедры русского и советского искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (г.Ленинград, 1986, 1987, 1989 гг.) и были представлены на всесоюзных научных конференциях "Типология искусства переходных эпох" (г.Москва, МГУ, 1987 г.) и "Методологические проблемы охраны и реставрации музейных художественных ценностей" (г.Москва, АХ СССР, ЕНИИР, 1987 г.).
Объем и структура работы. Диссертация составляет 309 страниц. Основное ее содержание изложено на 171 странице. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и приложений (список основной и использованной литературы, включающий 398 источников, из которых 327 отечественных и 20 зарубежных авторов, 44 архивных документа, 7 музейных единиц хранения, список сокращений, заключение сектора микрохимических исследований ВНИИР о проведенных анализах проб красочного слоя и штукатурки ряда древнерусских памятников Киева и оглавление).
Диссертация иллюстрирована 74 архивными фотодокументами и 10 натурными фотоснимками.