Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исследование и реставрация кушанской пластики Северной Бактрии : (На материалах Узбекистанской искусствоведческой экспедиции) Вивденко, Светлана Вячеславовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вивденко, Светлана Вячеславовна. Исследование и реставрация кушанской пластики Северной Бактрии : (На материалах Узбекистанской искусствоведческой экспедиции) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Ин-т искусствознания.- Ташкент, 1990.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-10/2731-4

Введение к работе

где,-)"*I .

~JiHUij Исследуются закономерности и особенности создания памятников художественной пластики Северной Бактрии - эпохи Кушан. Предметом изучения стал археологический материал, полученный Узбекистанской искусствоведческой экспедицией Института искусствознания им. Хамзы на памятниках Сурхандарышской области Узбекистана - Халчаян, Дальверзинтепе, Бараттепе, Кампыртепе, Ялангтуштепе.

Актуальность темы. Образцы пластического искусства Бактрии, ставшие достоянием археологической и искусствоведческой науки в последние 30 лет, в корне изменили представление ученых о Бактрии как о провинции, существовавшей на задворках великих цивилизаций, убедив их бесспорными фактами высочайшего мастерства художников и скульпторов в самобытности древней бактрийской культуры, выросшей в центре азиатского региона и запечатлевшей основные моменты культурного развития всего Среднего Востока.

В плане подтверждения уже существующих и получения новых научных выводов об особенностях бактрийской пластики исследование ее технико-технологических особенностей приобретает особую актуальность.

Цель работы - рассмотреть произведения северобактрий-ской пластики в технико-технологическом аспекте для более полной их историко-культурной и искусствоведческой интерпретации, а также для более объективной и научно обоснованной реставрации.

Для достижения намеченной цели решаются следующие задачи:

определение особенностей создания античной коропластики, ее отличие от обычного керамического производства Северной Бактрии;

установление закономерностей создания кушанской северо-бактрийской скульптуры, ее места в ряду других скульптурній памятников среднеазиатского региона;

приложение выводов комплексного естественнонаучного исследования скульптуры в практике ее реконструкции, реставрации и консервации.

- г -

Методика исследований.! В работе применялся комплексный метод исследований с помощью взаимодополняющих физико-химических и минералогических анализов, которые проводились в Центральной лаборатории Министерства геологии УзССР и Ташкентском межвузовском центре оптико научных исследований. К отдельным образцам северобактрийской пластики применен геометрический метод анализа пропорциональных соотношений.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые технико-технологический аспект одной из важных региональных школ античной пластики Среднего Востока стал предметом тщательного специального исследования; впервые анализ произведений северобактрийской пластики проводится комплексно методами естественных наук; впервые технико-технологические характеристики рассмотрены во всей сложности их технической, эстетической, социальной значимости; впервые определены черты технологического канона кушанской коропластики; впервые в результате комплексного исследования северобактрийской полихромной скульптуры прослежена эволюция ее технологии.

Практическая ценность, внедрение и апробация работы. Результаты проведенных исследований имеют непосредственный выход в практику реставрации. Разработанная автором методика реставрации защищена двумя авторскими свидетельствами. По новой методике проведена реставрация скульптурных фрагментов из Дальверзина и повторная реставрация части халчаянской скульптуры. Синтезированный препарат нашел применение не только в реставрации глиняной скульптуры, но и археологических предметов, выполненных из металла, кости, керамики, стекла. Во всех случаях цвет и фактура предметов остаются неизменными.

Применялась новая методика и на архитектурных памятниках: при реставрации настенных росписей в доме-музее Половцева (г.Ташкент) и фрагментов живописи на деревянной основе из мечети Кош-хауз (г. Самарканд).

Основные положения исследования апробированы на республиканских и всесоюзных научно-теоретических конференциях, проведенных Институтом искусствознания им. Хамзы, Всесоюзным научно-

исследовательским институтом реставрации и Государственными научно-исследовательскими реставрационными мастерскими Украинской ССР.

Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения, которые входят в первый том. Второй том включает фотографии и таблицы.