Введение к работе
Главным культурным центром Ливии в 16 - нач. 20 в. был город Триполи, который стал средоточием наиболее значительных достижений страны в области искусства. Памятники художественной культуры мусульманской Ливии до недавнего времени оставались вне поля зрения профессиональных историков искусства, этнографов и даже специалистов-исламистов.
Положение стало меняться с конца 1960-х годов, когда в среде ливийской научной интеллигенции возник интерес к изучению и восстановлению ливийской национальной художественной культуры.
В 1970-е годы появились издания с обзором истории и достопримечательностей ливийского Триполи, например, книга М.Наджи и М.Нури 'Тарабулус аль-Гарб" (1973 г.). Стремление как можно шире познакомить мировую общественность с художественными памятниками Ливии выразилось в издании популярных обзоров ливийской архитектуры параллельно на арабском и английском языках. О пробуждении интереса к исламскому искусству и архитектуре Ливии свидетельствует изданный в Лондоне в 1975 году каталог, а также включение некоторых архитектурных памятников Триполи в альбом Дерека Хилла и Люсьена Гольвейна "Исламская архитектура Северной Африки" (1976 г.).
Существенным шагом к научному анализу художественной культуры Триполи как мусульманского города было начало систематического изучения триполийской медины, которая, к счастью, в основном сохранила свой традиционный
облик. В конце 1970-х годов появились исследования, специально посвященные медине Триполи, а в 1980-е годы на основе работ, проведенных по выявлению, учету и регистрации архитектурных достопримечательностей Триполи и некоторых других городов, была составлена и издана "Энциклопедия памятников исламской культуры в Ливии".
Большой вклад в изучение архитектуры исламской Ливии внесли ливийские исследователи Али Масуд аль-Баллуш и Сайд Хамид, однако они ограничили свою задачу изучением культовых зданий, главным образом мечетей.
Изучение медины Триполи как важного художественного центра, продолженное в 1990-е годы, пробудило научный интерес к народному зодчеству и художественным ремеслам ливийцев; появились публикации, посвященные вопросам истории ливийского национального костюма, традиционного ручного и промышленного ткачества Триполи, такие как "Ливийская арабская женская одежда XVI в."иса Мухаммада (1990 г.) и "Аналитическое исследование техстильного производства Триполи" (сб. статей, 1994 г.). Эти работы положили начало исследованиям в области народного искусства Ливии.
Перечисленные работы свидетельствуют о все более активном развитии ливийского искусствознания, которое, однако, пока не создало комплексного труда по истории искусства мусульманской Ливии.
Продолжение изучения искусства Триполи позволит углубить научные представления об этом городе и заполнить "белые пятна" в истории искусств арабского мира.
Актуальность работы заключается в исследовании почти неизученного периода истории искусства столицы Ливии как мусульманского города. Именно в Триполи, как в столице, происходили те социальные, экономические и политические события, которые влияли на художественное развитие Ливии. Изучение искусства Триполи, таким образом, поможет понять и исследовать художественные процессы, которые протекали в Ливии в 16 - нач. 20 в.
Задача работы состоит в том, чтобы раскрыть ценность и значимость художественного наследия Триполи в современной жизни Ливии, а также пробудить интерес общественности к народному зодчеству и художественным ремеслам ливийцев. В каждом произведении искусства - история нашей цивилизации, изучение которой необходимо для эстетического воспитания настоящего и будущего поколений.
Цель диссертации - исследование памятников архитектуры, изобразительного и декоративного искусства Триполи 16 - нач. 20 в., определение их роли и значения в формировании ливийской художественной культуры, выявление особенностей их стиля и техники исполнения.
Перед автором также стояла задача показать, что искусство Ливии 16 - нач. 20 в. не является лишь провинциальным откликом официального искусства Османской империи. Особенности сохранившихся памятников культуры Триполи, позволяют рассматривать это искусство как своеобразное явление исламской художественной культуры.
Методы исследования. Цели и задачи работы определили широкое использование самых разных источников.
Для общего анализа искусства использовались различные
памятники: от архитектурных сооружений до ювелирных изделий. Большую научную информацию диссертант почерпнул из трудов магрибиских и европейских исследователей арабской и мусульманской культуры, таких как А.Аль-Баллуш, С.Хамид, М.Наджи, М.Нури, К.Биркано и др., а также из литературных источников, описаний путешественников, например,мемуаров Р.Тулли "Десять лет в Триполи. 1783-1883".
Научная новизна диссертации состоит в том, что автор собрал значительный, до сих лор не обобщавшийся исследователями материал в ходе самостоятельного изучения медины Триполи. Таким образом, данная диссертация является первым комплексным исследованием искусства Триполи 16 -нач. 20 в. и содержит, вместе с анализом известных фактов, не опубликованные ранее материалы.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что материалы и выводы диссертации могут быть использованы как учебное пособие и как основа для курса лекций по истории искусства Ливии исследуемого периода.
Объем и структура диссертации. Работа построена по иеторико-художественному принципу, состоит из Введения, четырех глав и Заключения. Работа снабжена списком использованной литературы. К диссертации приложен альбом иллюстраций.