Введение к работе
Актуальность темы исследования. Искусство политического плаката в Народной Демократической Республике Йемен возникло в результате революционных преобразований в стране.
Художники опирались на опыт агитационно-пропагандистской деятельности Национального Фронта в период вооруженной борьбы, а также опыт торгово-коммерческой рекламы и кинорекламы. Это сыграло не последнюю роль в становлении основ современного плаката. Применяемые здесь методы и приемы, по-прежнему исполь-ются в поисках новых композиционных решений. Однако, современный художник не использует полностью положительные стороны накопленного опыта в развитии плаката.
Народ добился освобождения от колонизаторов, осуществлены немалые достижения в социально-экономической и политической областях. На это время приходится культурная революция, важнейшим завоеванием которой, является освобождение народа из плена неграмотности. "Лишь сбросив с себя бремя неграмотности и невежества, народ обретает основное условие для утверждения и развития культуры и искусства в Йемене".
С развитием jv.-.хжратического строя в стране, постепенно создаются необг.дцимые условия для творческой деятельности ХУДОЖНИКОВ. :'іОі способствовали подъему и качественному росту йеменского изобразительного искусства. Агитационно-пропагандистская работа была одной из важнейших форм деятельности, в которой принимп-та участие многие по-настоящему одаренные люди.
Политический плакат постепенно занимал ведущее место среди прочих художественных жанров. Создавая новое искусство политического плаката, художники не обошли достижений масляной живописи, фотографии, графики. Естественно, что в процессе творчес-
I/ Абдул Фаттах Исмаил. Наша национальная культуна. От старого к новому. Аден, 1976, с.12 /на арабском языке/
2.
кого освоения, встречаются примеры простого подражания, заимствования композиций. На совоеменном этапе необходим творческий критический подход, который обеспечивал бы, с одной стороны, - освоение лучших сторон мастерства предшественников, с другой, - дальнейшее самостоятельное движение вперед. В это время был создан ряд весьма удачных работ. Плакаты, посвяценные делу партии, несли в массы ее основные идеи, в доходчивой форме мобилизовали массы на претворение в жизнь планов социально-экономического развития страны и т.д.
Как средство агитации и пропаганды, использулпее художественно-образный язык, плакат - активный участник в решении насущных проблем общества: воспитание масс в духе готовности защищать йеменскую революцию, реализовать пятилетний народно-хозяйственныйТшан, добиться воссоединения Йемена, противодействовать реакционной пропаганде, враждебной прогрессивному строю в нашей стране, выступить на стороне миролюбивой внешней политики стран социализма, борьбы арабских народов, за поддержку сил национальной демократии и свободу.
Политический плакат Йемена - наиболее оперативный вид изобразительного искусства, тем более, при наличии весьма скромного опыта в развитии данного жанра, ограниченных материальных возможностей и рессурсов, отсутствии кадров-специалистов, отсутствии научных исследований и компетентной художественной критики, способной определить направление его развития.
Для решения этих и других проблем требуется проведение научных исследований истории йеменского искусства плаката, его художественных традиций, арсенала созидательного творчества, современных тенденций его развития. Вместе с тем необходимо использовать и широко пропагандировать лучшие достижения в атой
3.
областе. Прежде всего это касается опыта стран, добившихся значительных успехов в развитии политического плаката, - стран социализма; их значительные успехи в разработке смелых и интересных приемов.
В диссертации впервые предпринята попытка исследовать развитие искусства йеменского плаката с различных сторон и аспектов.
цель научной раооты заключается в исследовании истории художественных традиции политического плаката в Демократическом Йемене, его характерные осооенности, отличительные черты от иных видов изобразительного искусства, средств художественно-ооразной выразительности, показана роль политического плаката в развитии общества. Рассмотрены факторы, способствовавшие его становлению и развитию.
Диссертант пытается найти наиболее оптимальные направления, в соответствии с которыми возмонно дальнейшее совершенствование жанра плаката. Автор обращается к отечественноыу, обще-арабскому и международному опыту.
В соответствии с поставленной целью ставятся следующие основные задачи исследования:
изучение процесса возникновения и развития художественного языка плаката на опыте Демократического Йемена, исследование тенденций свойственных плакату на современной этапе национально-демократической революции;
исследование художественных особенностей плаката и используемых в доступных и понятных народу формах;
изучение проблем, стоящих на пути современного его развития, oiipeделящих дальнейшее совершенствование.
4.
Научная новизна. Работа является первой в Демократическом Йемене попыткой исследования художественно-образных средств политического плаката, предпринятая на основе марксистско-ленинской методологии. В работе рассматриваются некоторые современные художественные направления в политическом плакате других стран.
Методика исследования опирается на метод диалектического материализма, используется советский опыт критики и художественного анализа, а также на собственный опыт диссертанта, как художника-плакатис та.
Автор использовал документы ЙОТ, замечания и советы ее руководителей и опирался в основном на исследования советских -авторов в этой области. Значительную помояь в исследовании оказали работы советских авторов в этой области, в частности работы: Охочинского В.К., Д.Моора, Горошенко Г.Т., Иванова B.C., Демоофеновой ГЛ., Корецкого В.Б., Житомирского А.А., Свиридовой И.А., Фрейберга Л.Э..И Цирулиса А.Я., Ватолиной Н.Н., Аксенова К.Н., Турова В.В. и другие.
Границы исследования определяются изучением агитационно-пропагандистских средств, появившихся в период вооруженной борьбы южно-йеменского народа /1963г. - 1967г./, коммерческой рекламы, исследованием плакатов социально-политического характера во время национальной независимости /1967г. - 1988г./ и перспектив развития йеменокого плаката.
Практическая значимость работы. Исследование поможет в изучении теории иокусства плаката, явится практической рекомендацией в работе по созданию плакатов учащихся художественных училищ и практически работающих художников страны.
Апробация работы. Основные выводы и результаты работы
5.
обсуждены на научно-теоретичеоких конференциях аспирантов и преподавателей МВХПУ /б.Строгановское/ 1985г., 1986г., 1987г.
Структура и объем диссертации. Диссертация ооотоит из введения, трех глав и заключения изложенных на 22 машинописных страницах, а также приложения. К диссертации прилагается альбом о иллюстрациями на 97 страницах. Содержание работы.