Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Искусство орнаментной росписи в жилой архитектуре Коканда XVIII - XX вв. Султанов, Мухтар Абдуллабекович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Султанов, Мухтар Абдуллабекович. Искусство орнаментной росписи в жилой архитектуре Коканда XVIII - XX вв. : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Ташкент, 1994.- 30 с.: ил.

Введение к работе

Искусство орнаментальной росписи архитектурных паият-іиков Коканда ХУШ-ХХ вавов занимает особое место в художест-5ЄННОЙ культуре Узбекистана. Расцвет этой отрасли декоратив-ш-прикладного искусства во многом связан с оживлением градостроительства и созданием, начиная с ХУ1ІІ века в Коканд -:ком ханстве целого ряда уникальных архитектурных сооружений.

К XIX вгчу Кокандское ханство превратилось в сильное, :амостоятельноз государственное образование, в котором были шсоко развиты науки, культура и ремесла. В этот период >десь творили такие талантливые поэты как Писанди, Нисбати, Аукими, Фуркат, Нодира, Увайси и другие. Здесь плодотворно заботали и тысячи мастеров декоративно-прикладного искусства. 1о некоторым сведениям з 188? году в Коканде работало свыше 5 тыс. ремесленников, производивших художественные изделия го пяти-десяти видам промыслов. Выделялась особая группа ластеров-орнаменталистов, специализировавшихся на составлении зазнообразнмх узоров для памятников архитектуры. До смх пор з^народе хранятся имена таких искусных мот>морол-мастзров яэоропостроения как Ссуфали Мусаав, Домулла Азамат, Мухаммед Золиев, Хакимжон Холмагов, Хояиали Солиев, Норкузи Норматов,. Заидмахмуд Норкузкев, Али Солиев и др. О высоком уровне раз-зития. декоративно-прикладного искусства Коканда того времени, южно судить по различным памятникам традиционной-культовой і светской архитектуры: медресе, мечетям, мавзолеям, а тякя» ^хранившимся жилищам.

Наиболее значительные памятники зодчества Коканда, такие как Дворец Худоярхана, Джума-мечеть и минарет, медресе Камола Кази, ыедресе Мкёна Хазрата - покровителя поэта Муки-ми, медресе Норбутаби, хазира Дахмаи Шохон и Модарихон, мечети Гиштлик и Мулкабад подвергались архитектурно-искусствоведческому изучению ( Г.А.Пугаченкова, Л.И.Ремшль). Ряд памятнике-d жилой архитектуры таких как дом Алимхана Ходжи, дома Абдурахмана кази и Саъди -ханя кази были рассмотрены с архитектуроведческой стороны в работе И.Азимова "Памят -ники архитектуры Ферганской долины", посвященной исследова -нию архитектуры этого региона ХІХ-ХХ вв. В целом же историко-искусствоведческого комплексного, всестороннего исследовения архитектурно-орнаментальной росписи тилых домов Коканда ХУТС--XX вв. как самоценного явления с точки зрения изучения путей её эволюции и локальных художественных особенностей не проводилось. ,

.В связи с тем, что- на памятниках архитектуры, исследуемых в диссертации, проводились местными мастерами периодические ремонтные работы, то сохранность росписей в интерьерах зависела от характера и уровня этих работ. Поскольку они не носили широкого масштаба, то длились недолго и порок закрашенные росписи затем не восстанавливались.

В советский период неучтенные государством памятники использовались в различных целях. Многие из них разрушились, ряд памятников требовали восстановления и реставрационных работ, а тагае фотофиксации. Перед интеллегенцией и архитекторами города встала проблема сохранения этой культурной

.оминанты. Во многом это обстоятельство послужило в настоя
ли диссертации стимулом изучения поставленной здесь Проб
ами. '

В процессе ознакомления со складывавшейся к началу 970-х годов ситуацией с памятниками жилой архитектуры Ко- .анда, автор пришел к мысли о необходимости фотофиксации : исследовании богатейшего орнаментального декора, сохранившая во многих из них. Нами был детально изучен план города, ровздени и зпписаны многочисленные беседы со старожилами орода, непосредственному обследованию и изучению били под-ергнуты наиболее, интересные с архитектурно-художественной очки зрения памятники. В итоге были обнаружены и исследованы 21 традиционных домов на'территории площадью 320 га.

Начиная с 1978 по 1983 год были сфотографирована все.эти ома,.осуществлена их обмеры, сняты копии о имевшихся образов орнаментальной росписи. -При их изучении также были учтены: арактер планировки, оформление фасадов и интерьеров, архитек-урно-конструктивные приёмн и элементы; Особое, внимание уделя-ось таким традиционным архитектурно-художественным элементам ак. резные колонны, орнаментальный потолки, изящно оформление ниши и'т.д. В результате этих работ был накоплен огромный антологический материал по орнаментальной росписи Коканда, атирующийся с ХУШ:века по XX век. Практически эти образцы икем не изучались и не были опубликованы, поэтому возникла' акономерная необходимость обобщения и исяо^ико-искуес.твоввд-вского анализа собранных материалов, что и послужило осноа-оп

для создания настоящей диссертации.

Первые исследования, в той или иной мере затрагивающие вопросы истории культуры Кокандского ханства и Коканда, носили историко-этнографический, обзорный характер. К ним относятся работы Истахри, Ибн Хаукаля, Якуба Хамави, Шам-сиддина Сами, А.Л.Куна, А.Ф. Мидденцорфа, Н.Цербины-Крамарен-ко. Отдельные вопросы архитектурно-градостроительной истории Кокандского ханства были подняты в работах В.Л.Норониной, А.А.Балаева,' И.Ф.Бородиной, Б.А.Засыпкина, В.А.Лаврова, После них внесли свою лепту Г.А.Пугаченкова, В.А.Нильсен, С.М.Круковская, Н.М.Прибыткова, в исследованиях которых орнаментальная роспись, в том числе памятников Коканда^ассматрі вались больше в архитектуроведческом аспекте.-

Специальное внимание архитектурному орнаменту памятникої Узбекистана было уделено в исследовании Б.П.Денике, а затем в фундаментальном труде Д.Й.Ремпеля. Орнаментальная роспись памятников Коканда в этих трудах рассматривалась как один из подразделов и ей было уделено не столь значительное место.

Первые фотографии памятников Коканда, Андижана, Намангана' были . включены в раздел о Ферганской долине в альбоме архитектурных памятников Туркестана, подготовленного А.П.Ку-ном в 1871-72 годах. Однако ни в этом альбоме, ни в трудах, в большом количестве вышедших за последние 100 с лишним лет, вопросам изучения орнаментальной росписи жилой архитектуры Коканда так и не было уделено специального внимания.

Тем не менее ряд весьма ценных для темы нашего исследовг

ния ^трудов бил издан.- К ним относится работа П.Ш.Захидова, "Ферганский орнамент" (Ташкент. I960 г.). В книге особое внимание уделено творчеству знаменитого мастера орнаменталиста . Саидыахмуда Наркузиева, приводятся образцы его творчества, делается их анализ, позволяющий ставить вопрос о существовании самостоятельной школи Кокандского орнаментального искусства. Существенным подспорьем в изучении орнаментального искусства Ферганской долины явилась книга И.Азимова (Росписи Узбекистана. Ташкент 198? '".), в которой рассматривается вопросы художествен-ннх особенностей орнаментальной росписи Узбекистана.

В целом, несмотря на относительно обширную историографию
вопроса и достаточное количество исследователей, так или иначе
затрагивающих вопросы архитектурного декора Коканда, тем не ме
нее специального изучения поставленной в нашей диссертации проб
лемы так и не проводилось. . .

Актуальность избранной темы. Актуальность исследования данной проблемы объясняется рядом причин.

Во-первых, в связи с провозглашением независимости Реопуб-лики Узбекистан закономерно вырос интерес к искусству в его традиционных формах, к художественному наследию узбекского народа, в целом, как к факторам формирования национального своеобразия художественной культуры.

Во-вторых, невостребованность в науке, практически полная неизученность столь богатого пласта национальной культурч заметно актуализирует данную проблематику.

В третьих, исследование этой проблемы носит актуальный характер и в методологическом плана, поскольку в нем рассматри -

вается вопрос о роли орнаментального декора в современной архитектурно-градостроительной среде, т.е. вопрос о соотношении традиционных форм искусства и современной художественной культуры.

В-четвертых, специальное изучение данной темы позволит представить в более полном объёме картину, формирования и развития архитектурно-орнаментального искусства Узбекистана в его локальных проявлениях.

В-пятых, теоретические изыскания в этой области могут
стать основной для скорейшего выполнения программы по сохране
нию и реставрации выявленных памятников с образцами орнамен
тальной росписи.

Цели и задачи-исследования. Основная цель исследования -исходя из искусствоведческого анализа, систематизации и ха -рактеристики огромного накопленного материала, выявить худо -жественно-эстетические особенности орнаментальной росписи в интерьерах традиционной жилой архитектуры'Коканда.ХУЮ-ХХ вв., вводя в научный обиход неиследойанный материал.

Исходя из цели исследования нами поставлен, ряд конкретних задач:

определить основные этапы развития искусства орнаментальной росписи Коканда на основе ретроспективного анализа образцов, начиная с конца ХУИ века по середину XX в;

выявить зависимость характера орнаментальной росписи от конкретной исторической ситуации, планировки и архитектурно - конструктивных особенностей постройки,'индивидуальных

вкусов заказчика, т.е.-выявить роль "внехудожественкых" факторов в формировании стиля орнаментальных росписей;

определить роль и значение орнаментальной росписи в архитектурном интерьере жилых домов Коканда как художественного и эстетического явления;

определить специфические (технологические, художественные) приёмы работы мастеровцорнаманталистов Коканда и дать характеристику индивидуальной манеры ведущих художников-орнаменталистов;

выявить характер и особенности цвето-пластических, узо-рообраэующих норм и элементов в орнаментальных росписях Коканда, в сравнении с другими регионами Узбекистана;

определить роль и значение искусства орнаментальной росписи в современной архитектуре Узбекистана, а также проблемы, связанные с освоением этих национальных художественных традиций.

Научная новизна исследования состоит в том, что подобная тема впервые исследуется в искусствоведческой науке Узбекистана. В научней обиход впервые вводится огромный фактологический материал и его систематизированная, искусствоведческая с элементами архитектуроведения характеристика. Нами обследованы и изучены образцы орнаментальной росписи свыше ста ранее не-исследовавшихся памятников традиционной жилой архитектуры Коканда, Естественно, что и итоги исследования этого материала являются новыми в научном плане и дают основание для дальнейших разработок в исследовании данной проблематики, что

-io -

приобретает теоретико-методологическое значение-.

Новизна исследования заключается также в том", что впервые выявляются в широком плане локальные особенности одной из крупнейших школ архитектурно-орнаментальной росписи Узбекистана, даётся характеристика творчества ведущих мастеров- орнамен-талистов, имена многих из которых были впервые восстановлены благодаря нашим изысканиям, исследуются основные этапы развития кокандско'го орнаментального искусства.

Новизна исследования определяется также и тем обстоятельством, что впервые определяются специфические приёмы традиционной технологической и художественной деятельности мастеров-орнаменталистов, позволяющие использовать их и в современной архитектурно-художественной практике.

Практическая ценность исследования. Результаты проведенного исследования имеют непосредственный выход в практику, т.к. связаны с выполнением одной из научно-практических программ по реставрации памятников города Коканда. Проведенные нами анализы, обмеры, фотофиксаций и типологические исследования памятников жилой архитектуры города могут быть использованы и учтены при составлении конкретных проектов по реставрации этих объектов и восстановлению полусохранившихся или исчезнувших в них образ-цов орнаментальной росписи, а также созданию архитектурно-этнографических зон типа "Музея под открытом небом".

Материалы диссертации также могут быть использованы при сосгавлении курсов лекций и методических пособий как для учащихся высших и средних специальных учебных заведений, так и для

ружков художественной самодеятельности.

Материалы исследования могут иметь практическое значение . для творчества современник мастеров орнаменталистов, создав-их росписи в многочисленных постройках, в том числе жилого' азначенйя.

Методологическая основа исследования. Поскольку исследуе-ый объект - росписи- тесно связан с архитектурой, то наряду принципами историко-иекусствоведческого анализа, нами были спользованы л методы архитектуроведческого рассмотрения отде-ьнюс аспектов исследования. Это касалось, в частности, выяв-ения роли и значения орнаментальной росписи в иктерьерном ространстве жилой архитектуры. Для выявления локальных особенностей Кокандской школи орнаментальной росписи был использо-іан также метод сравнительно-сопоставительной характеристики [риёмов росписи других регионов Узбекистана. Такой комплексный, юторико-искусствоведческий, архитёктуроведческий и сравнитель-ю-сопоставительный подходы исследования позволили более широ-to и полно решить поставленные в диссертации задачи.

* Основа и источники исследования. Основу исследования, сос-равляют материалы по росписям, .собранные автором на протяжении 5олее чем.10 лет по 121 жилому традиционному дому Коканда. В ' качестве источников сбора материала служили данные из архивов {окандского краеведческого музея,фотографии и рисунки из архивов республиканского объединения мастеров народного искусства 'Уето", других." музеев республики. Нами также собранч матерна-иы в Публичной библиотеке им. Навои, п-библиотеках И'Л\ искусе?-

воанания им.Хамзы, в Центральном Государственном архиве РУз. Кроме того, в диссертации нами использовались архивные материалы "УзНШреставрации" г.Ташкента, представляющие собой рисунки, обмеры, фотоиллюстрации с образцами орнаментальных росписей и т.д.

Основные обмеры, фотофиксации и анализ исследуемых объектов производились непосредственно автором данной диссертации.

Структура диссертации.Исходя из целей и задач исследован ния, нами бнла определена следующая структура диссертации: она состоит из введения, двух глав, заключения, а также приложения в виде библиографии, списка архитектурно-орнаменталь-нмх терминов.