Введение к работе
Актуальность исследования. "Житие Николая Чудотворца" давно оценивается учеными как один из замечательных памятников русской книжной миниатюры. Однако подробного исследования отот иллюстративный цикл до настоящего времени не. имел. "Житие" причисляют к кругу лицевых рукописей. созданных в царской мастерской. Вместе с тем художественное решение первой части достаточно отличается от лицевого летописного свода _— главного труда грозненских мастеров, совпадающего по времени оформления с рассматриваемой рукописью, что до сих пор не получило объяснения в науке. Примечательно, что о деятельности 'самой кремлевской мастерской не сохранилось почти никаких документальных свидетельств, за исключением "дола дьяка Висковатого" . "Житие" до некоторой'степени приоткрывает ее секреты.
Художественная индивидуальность иллюстратора начальной части
"Жития Николы", не раз привлекавшая внимание ученых, в. большей
мере также оставалась неизвестной.'' Несмотря на'-'то, что но
сохранилось имени самого изографа;1 'представилась редчайшая
возможность проследить творческий путь художника, оценить его роль
и значение в истории русской-книжной миниатюры середины'— третьей
четверті XVI столетия. Последнее позволяете большей* объективностью
подходить к анализу художественно-1'- стилевых движений эпохи,
выдающимся представителем которой'стал"первый мастер -"Шитая Николая
Чудотворца". - -'..-ІІЧ-'
Апробация работы.- Основные положения исследования были изложены в докладах на'-Заседаниях Отдела ; древнерусского искусства Государственного института искусствознания в течение 1989-1995 гг. (4 доклада) и'-чао-гично'опубяиковаїїШЧсм'.список).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глаї заключения, примечаний, списка литературы, приложения в ві иллюстраций.