Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идейно-художественные движения в русской живописи конца XV - первой половины XVI в. : По материалам Иосифо-Волоколамского монастыря Меняйло, Виктория Анатольевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Меняйло, Виктория Анатольевна. Идейно-художественные движения в русской живописи конца XV - первой половины XVI в. : По материалам Иосифо-Волоколамского монастыря : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / ВНИИ искусствознания.- Москва, 1991.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-9/2199-5

Введение к работе

Актуальность исследования. Начальный этап в яизни Русского централизованного государства был эпохой блестящего расцвета искусств, но в искусствоведческой науке этот период изучен неравномерно. Сушвствутпе исследования искусства последней четверти Х7 - первой половины ХУІ в. почти не затрагивают проблемы отражения пдейно-худояественяых движений на материале оформления храмовых интерьеров (см. работы *.!.В. Алпатова, З.Т.Георгиев-скэго, В.Н.Лазарева, Г.З.Попова). Серьезним препятствием к осмыс-

.-3-

лению худоаасгвенного наследия этого времени является неравномерная сохранность памятников. Значительную помошь при восполнении пробелов могут оказать письменные источники. Однако нельзя не подчеркнуть, что именно они почти не разобраны и не изучена, хотя сам документальный материал дает возмошюсть существенно обогатить научные знания. Изучение документов, рукописей и записей на книгах Иосифо-Волоколамского монастыря позволяет довольно точно воссоздать облик убранства его храмов и понять идеи, определившие его строй. В процессе работы собраны неизвестные до этого факты творчества крупнейших иконописцев 17 -первой половины X7I в. Эти сведения весьма актуальны для дальнейших исследовании и более полного изучения специфических особенностей живописи группы ведущих центров России указанного периода.

Степень изученности теми и ее новизна. В трудах учение прошлого века описи монастырского имущества широко использовались для получения исгорико-статистического материала. Проблема изучения этих документов как источников сведениЗ о произведениях искусства и истории их бытования была впервые постаа~ена в работах А.П.Голубцова в конце первого десятилетия нашего века. Публикация этим автором части текста описи имущества Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. и полная публикация этого текста В.Т.Георгповскпм проливают свет на первоначальный этап осмысления опдсеїі как документов, точно фиксирующих располэяе-HHG икон в интерьерах и сохраняющих их описания, позволяющие опознать дошедгше до исследователя произведения. Ученые середины - второй половины нашего столетия выявляли я широко использовала описи имущества монастыреа и храмов, сохранивших большое

- 4"-

количество древних произведений искусства (В.Н.Лазарев.-Г.В.Попов, О.В.Лелекова, И.Я.Качалова, Т.В.Толстая). С привлечением материала описей проводилась работа по исследованию глвописи, сохранившейся в Троице-Сергиезом, Кирилловен, Ферапонтовом монастырях и в соборах Московского Кремля. Однако степень сохранности самих описей неравномерна. Все упомянутые обители и храмы в настоящий момент имеют описи имущества только ХУП-ХХ ъв!', составленные с большим разрывом во времени..

В настоящей работе изменена точка зрения на объект исследования, за который взят Ііосифо-Золоколамский монастырь, сохранивши большое количество документов. Правда, из его обширного наследия уцелело лишь несколько гроизведений древней 2ИВОІШСИ, но они позволяют провести ваяную корректировку выводов. В диссертация собран основной корпус источников, в которых подробно описаны пли упомянуты худог.ественниэ сокровища Гюсифо-Золомоламского монастыря последней четверги Х7 - первой половины Х7І в. (всего 27 неопубликованных памятников письменности). Наїли был обнаружен среди материалов ЦГАДА и датирован такой ванный документ, как опись имущества Посифо-Волоколамского монастыря 1572 г. (ЦГАДД. Ф.ІІ92. бп.2. Д.365), кроме того уточнена - 1573-1575 гг. - да-

тировка Обиходнпка (ГБЛ. 0Р.Ф..ІІЗ. Д.631).

На основании анализа текстов этих рукописей предложена новая гипотеза об архитектурных Зормах монастырского Успенского собора 1435 г., о времени создания его грех приделов, об их расположил::, а гакке о стенописях этого храма и их авторе. Реконструкции иконостасов Успенского собора 1479 и 1485 гг. (с учетом добавлении в их состав во второй половине ХУІв.') позволили выявить ряд особенностей развития высокого иконостаса, уточняющих картину идейно-худозоственных двшпенид эпохи. В насгояшей работе

восстановлены иконографические изводы ряда несохранившихся икон
Андрея Рублева, Дионисия, Паисия и мастеров "постдионисиевской"
эпоха, что расширило наши знания о творчестве этих иконописцев.
Особое внимание в диссертации уделено анализу сведений о произ
ведениях декоративно-прикладного искусства, находившихся в Иосп-
фо-Золоколамском ыонастере в изучаемый период, которые практи
чески не исследована. _ .

Цель работи. Важность источниковедческого подхода к сохранившемуся материалу предопределила степень изученности вопросов худоаественной жизни Носифо-Волоколшского монастыря в самой эволюции декора храмовых интерьеров.

3 качестве конкретной цели на первом этапе исследования сто яла систематизация документов. Обработка собранного матерпача включала его датировку, выявление степени полноты и достоверности. На основе проделанной работы были поставлены задачи максимально подробной реконструкции храмовых аяоаыблеЗ.уточнения причин их изменений, переделок и дополнений. Важным элементом работы ыояно считать уточнение крута связанных с монастырем вкладчиков а заказчиков, а также худоаников, чье творчество пользовалось в монастыре наибольшей популярностьэ. Ставя эти задачи,автор исходил из определяппеЁ роли.эстетической и идейной программы, лежащей в основе такого выбора, или их многолетних связей с монастырем. Особый интерес представляют: вопросы культурной и дутсовноП преемственности Иосифа Волоцкого. традиция Сергия Радонежского и Пафиутня Боровского в его монастыре, внимание перво-игумена к творчеству мастеров эпохи конца ХП7 - начала ХУ века (Андрей Рублев) ^взаимоотношения с Иоси^о-Волоколамским монастырем таких художников, как Дионисий, его сыновья и инок Паисий.

Уточнение состава п иконография иконописных произведений, факта существования и времени создания соборной стенописи, обращение к произведениям лицевого питья позволяют на конкретном материале выявить своеобразие идейных движений в русской живописи конца ХУ - первой половины ХУІ века. Мы стремились дополнить-: принятую в науке оценку творчества ведущих мастеров этого времени и с достаточной полнотой прздставпть роль Иосифе—Волоколамского монастиря в художественное жизни России за первые десятилетия его существования.

Негот исследования. Для атрибуции сохранившихся икон и для уяснения особенностей невыявлеыных в настоящее время памятников был разработан метод сравнительного анализа описаний. 11з письменных источников выбирались характеристики комплексов икон и отдельных произведений, которые сводились в таблицы. Использованный метод сравнительного аналгза описаний", сделанных на протяжении ХУІ - XX вв., позволил по их изменениям и дополнениям к ним восстановить иконографию большей части икон, цвет фона, размеры, "приклад", место расположения з храме и его последушие изменения, что в своеобразном преломлении в сумме оказывается непо-. средствешю связанным с пдейно-художественныш особенностями пконописп определенной эпохи. На основании изучения описаний двух доведших до наших дней икон подтверждается мера достоверности и объективности описей монастырского имущества как исторических документов.

Гсточник'здедческая ^аза. 3 качестве письменных источников, содержащих сведения о лудоязстгвнных сокровищах Иосифо-Волоко-

лаг.іского монастыря, в процессе работы были отобраны следующие «27 рукописей: ЦГЛДА. 3.IIS2. 01.1. ~.2. 1345 г.; Д.З. 1643 г.;

On.2. Д.365. 1652 г. (рукопись датирована автором диссертации 1572 г.); ,5.379. 1663 г.; Д.382. IGS9 г.; Д.ЗЗЗ. 1605 г.; Д.387. 1693 г.; Д.395. 1530-1606 гг.; Д.55С. 70-е года ХУІ в.; Оп.З. Ч.І. Д.25. 1724 г.; 4.2. Д.55, 1747 г.; Д.56. 1746 г.; Д.59. 1750 г.; 4.4. Д. 12. 1771 г.; Д.І6. 1773 г:.; Д.І5. 1795 г.; Д.І6. 1778 г., Д.І9. 1703 г.; Оп.4. Д.І2. 1801 г.; Д.І4. 1301 г.; Оп.5. Д.70. 1854 г.; Ф.І8І. Д.141. 1793 г. (кошш вкладних книг Х7Т-ХУП вв.); ИРЛІ, Древлехранилазе. Р.Г/. 0п.26. Д.20. 1591 г.; Оп.22. Д.52. Х7-Х7П зв.; ГЕЛ. 0Р.Ф.ІІЗ. Д.413. Третья четверть ХП в.; Д.68І. 1573-1575 гг.; ЦПЇА. 5.834. Оп.З. Д.273І. 1857 г. При работе над диссертацией перечисленные документы изучались в подлинниках. Подготовленные к публикации, тексты описей 1572 з І59Ї гг. включены в раздел "Прплокения". Кроме этого аироко использовались ранее опубликованные е известнее документы.

Натчно-прзктпческое значение. Исследование проблемы художественного убранства интерьеров и связи его с идоПно-худопест-вєннуі.ш движениями эпохи .открывает ряд обідих закономерностей развития русского искусства конца лУ - первой половшш ХУТ в., которые могут стать основой для дополнительного изучения этого периода .' Реконструкции иконостасов храмов Иосифо-Зэлоколамского монастыря помогут, как аналогии, в изучении несохранившихся памятников, описания которых известны только по документам.

Выявленные сведения о работах Андрея Рублева, Дионисия,Пап-сия и мастеров постдиояасиевской эпохи вашп; для исследование, посвященных их творчеству. Выводы, полученииэ в диссертационной работе, могут быть использованы в разработке обших проблем данного перпода искусствоведами и историками. Они ваяны дта работ, по-свшенних частным вопросам, например, при атрибуции отдельных па-

мятников. Новые данные о сохранившихся иконах могут быть упомянуты в катачогах икон, методических пособиях, в трудах по истории русской ІЛ1В0ПИСД.

Аптюбапня роботи. Оснозкые положения диссертации были изложены в докладах на конференциях: ИпАР. 1978 г.; "Архитектурный ансамбль Посифо-Болоколамского монастыря. Проблемы изучения, реставрация и г-зеефикацип" (Теряево),1985 г.; "Мероприятия советской власти з области сохранения и изучения культурного наследия", ВНИИ искусствознания, IS87 г.; "Методические проблемы развития и исследования славянской культуры" (Новгород), IS38 г.; "К тысячелетдю русской художественной культуры", ВНИИ искусствознания, IS35 г.; "550 лит преподобного' Иосифа игумена Волоцкого всея России чудотворца", Издательский отдел Московской Патриархии, IS20 г.; "Древнерусская культура и проблекта Русской энцик-лопедзії", JC-.тьтурниЯ цоктр "Русская энциклопедия", I9S0 г.

3 процессе работы главы диссертации обсугдалпсь на заседаниях сектора Истории дровнерусского искусства ВШИ искусствознания и на заседаниях научного отдела ГГГІС "Щузеп-соборы Кремля". в.ISS7-I9S0 гг.

Структура таботы. Работа состоит из введения, нести глав, разделенных на параграфы, и приложений. 3 приложения вшпочены: примечания к тексту, список сокраяений, библиография, таблицы, тексты описей имущества "оси-ро-Золоколамского монастиря 1572 и 1591 годов, подготовленные к публикации; схемы реконструкций иконостасов і.:онастирских храмов по материалам первой половины Г7І з., иллготратпзний материал.

Cchof;ho солепт:пнп" ппботп. Зо введении обоснован выбор объекта исследования; помелена псторя-ограТшческая часть, вводящая в круг изучаемых проблем, и дана краткие характеристики основных

источников.