Введение к работе
Изучением новгородского текстиля в 60-е годы нашего века занимался польский исследователь А.Нахлик,которого интересовала эта тема в связи с разработкой проблемы торговії:; связей Новгорода и Западно-Европейских стран.В виду того,что на ху-дожествеЕшых особенностях местного производства он не останавливался, при изучении собственно древнерусских тканей пришлось обращаться к статьям и монографиям авторов,занимающихся археологическим текстилем других регионов. /W . Hald --датским, V. Ginters-шведским, F. Anten-индейцев Перу. /Среди отечественных авторов эта тема в различной степени получила отражение в работах В. Клейна, С. И. Руденко, М. А. Сабуровой, Т. И. Котляковой. Для восстановления способов выработки и определения технических приспособлений привлекались исследования по русской этнографии /Г. С. Масловой, Н. И. Лебедевой, Л. А. Кожевниковой/, а также отдельных народов, стоящих на низкой ступени общественного развития /Е. Dendel, J. Lahmi, Ch. Chamlon, К. Kent /.
В большинстве публикаций, как правило, не рассматривается взаимоотношение плетеного орнамента с орнаментом ткацким, тогда как решение этой проблемы возможно при осуществлении системного подхода с обобщением данных археологии, этнографии и орнаментики. Многоплановость проводимого в диссертации исследования потребовала привлечения ряда работ авторов, занимавшихся изучением семантической природы орнамента /В. Стасова, Б.А. Рыбакова, А.К. Елкиной, R. Peesch, G. Kuppers-Sonnenberg, A. Rigl /.
Алоис Ригль в монографии "История орнаментики", изданной в Берлине в 1S93 году, один из первых поднимает проблему взаимоотношения орнамента с техникой и материалом изготовления вещи в связи с изучением истоков различных художественных форм. Автор подвергает критике теорию технико-материального возникновения самых ранних художественных форм и орнаментов. Важнейшим моментом в становлении художественного творчества Ригль считает появление контурной линии, с помощью которой образ природного существа запечетлевался на определенной поверхности. Линия была открыта как элемент всех рисунков,всей живописи и вообще всего изобразительного искусства. Это открытие, по мысли автора, сделали племена, находящиеся на низшей ступени развития. Ставя под сомнение господствующий в общей истории искусств принцип идентификации текстильной орнаментики с плоскостным орнаментом геометрического характера, автор все же прослеживает возникновение основных орнаментарных мотивов из текстильных техник плетения и ткачества.
Важнейший, для работы над данной диссертацией, вопрос, который Ригль поднимает в своем исследовании, заключается в следующем: мыслились ли древнейшие изображения как украшения или они выполнялись ради присущего им символического значения? Хотя автор допускает последнее предположение лишь для продвинутой ступени развития общества, на ранних этапах не последнюю роль для процесса возникновения искусства играла ритуальная и магическая функция изображений.
Книга " Плетеная и узелковая орнаметика " группы авто-
- 5 -ров: Г. А. Купперс-Зонненберга, В. Хайдена, А. Шульц, изданная в Бонне в 1972 году, целиком посвещена вопросу соотношения плетения и орнамента. Определяя истоки происхождения плетеного орнамента, авторы утверждают, что этот вид перенят был из текстильного искусства. Свое предположение они обосновывают аналогичностью разнообразных и сложных узлов орнаментальных конструкций морским узлам. В связи с этим делается, на мой взгляд, правильный вывод: плетеные орнаменты имели магическое значение, так как магическое значение имели узлы, от которых они произошли.
Из отечественных исследователей пристальное внимание изучению плетеного орнамента уделяет А. К. Елкина, которая, основываясь на археологическом материале, проводит параллель между плетеными украшениями одежды и средневековой орнаментикой, то есть считает плетеный орнамент технологической схемой текстильного образца, тогда как соотношение элементов системы текстиль-орнамент представляется более сложным и многоплановым. Автор впервые делает попытку классифицировать плетеные орнаменты по способам выработки текстильных образцов, являющихся их предшественниками.
Объектом данного исследования являются новгородские археологические ткани. а также предметы городского быта со следами орнамента. В связи с определением места и значения текстильного орнамента в быту древнего Новгорода привлекаются материалы древней живописи и письменных источешксв.
Главная цель исследования заключается в выявлении истоков, стилистических черт и тенденций развития, характерных для новгородского средневекового текстиля.
Служащие для решения основной цели конкретные заданы предполагают:
разработку методики, позволяющей систематизировать и изучать древний текстиль;
выявление и исследование приемов, использовавшихся для изготовления текстиля;
систематизацию приемов и способов выработки текстиля;
реконструкцию архаических текстильных структур;
анализ возможностей использования древних видов тканей в современном декоративно- прикладном искусстве;
составление краткого каталога новгородских археологических тканей;
Главный метод, примененный в работе - художественный анализ. Конкретные методы, использованные для восстановления приемов выработки текстиля: механический, метод аналогий, модельно-аналитический метод. Механический метод состоит в том, чтобы путем последовательного расплетения нитей фрагмента ткани воссоздать обратный порядок образования структуры переплетения. Метод аналогий проводится путем сравнения фрагментов археологического текстиля с этнографическим. Модельно-аналитический состоит в математическом построении логической структуры переплетения.
Гранины исследования определяются хронологическими рамками от X до XV века, что обуславливается с одной стороны, достаточной сохранностью материала этого периода, с другой -временем становления и расцвета Новгородского государства. Географические границы определяются территорией города.Национальные рамки не замыкаются на исследовании древнерусского материала, рассматриваются также отличительные черты текстиля народов угро-финских национальностей, проживавших на этой территории.
Научная новизна исследования состоит в комплексном подходе к изучению истоков, эволюции и художественной природы новгородского средневекового текстиля на основе привлечения данных археологии, этнографии, письменных источников и древней живописи. Поставлена и по новому рассмотрена проблема взаимоотношения текстиля и плетеного орнамента. Проведенная работа по описанию и составлению каталога археологических тканей вводит в научный обиход новый материал.
Практическая ценность работы определяется восстановлением средневековых архаичных способов выработки текстиля, установлением технических приспособлений и моделированием текстильных образцов, дающих представление о художественном оформлении древнерусского костюма. На основе полученных дан-
ных составлены практические рекомендации для художников текстильных специальностей.
Предполагаемые результаты исследования заключаются:
в выявлении возможностей использования древнего новгородского текстиля в обучении студентов художественно-текстильных специальностей;
в определении способов и приемов художественного оформления древнего текстиля и их практическом применении.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, изложенных на 105 страницах машинописного текста, библиографии из 133 наименований и приложения, включающего каталог новгородских археологических тканей, таблицы распределения их по векам и таблицы, иллюстрирующие процесс реконструкции древнего текстиля на 119 страницах.