Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественный металл Саганийана X - первой половины XI вв. (К проблеме изучения центров художественного ремесла Мавераннахра) Ильясов, Джангар Явдатович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ильясов, Джангар Явдатович. Художественный металл Саганийана X - первой половины XI вв. (К проблеме изучения центров художественного ремесла Мавераннахра) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Ташкент, 1998.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Торевтика Узбекистана, представленная, в основном, изделиями из іеди и бронзы, имела древнюю и развитую художественную традицию. )то - выдающиеся школы согдийского, тохаристанского и ;орезмийского среброделия, развивавшиеся здесь в доисламский период, вхождение Мавераннахра в состав Халифата и принятие народами (егиопа ислама вызвали неизбежные перемены в искусстве, обновление го форм и стиля. Художественный металл, как составная часть этого ювого искусства, развивался в русле общих тенденций. С одной ггороны - отмечается тенденция унификации, выработки единого стиля іа просторах от Андалусии до Синда, а с другой - использование в ;аждом из регионов местных традиций и достижений.

Термин "художественный металл" в широком смысле включает художественно оформленную посуду, другие предметы обихода, оружия, іедальерное и ювелирное искусство, материалом для которых служат іедь, бронза, латунь, железо, чугун, серебро, золото и другие металлы и гх сплавы. В диссертации данный термин применяется автором только в >тношении к медно-бронзовым изделиям - посуде и предметам обихода.

Актуальность исследования. Художественный металл Мавераішахра юмонгольского периода изучен в гораздо меньшей степени, чем, жажем, глазурованная керамика того же периода. Это связано с шюсителыгой редкостью (особенно в сравнении с керамикой) находок ледных и бротовых художественных изделий.

Еще одна причина недостаточной изученности художественного металла заключается в том, что до недавнего времени даже определение предметов , которые можно с уверенностью адресовать к лавераннахрским мастерам, вызывало большие трудности. В музеях Узбекистана и других центральноазиатских республик нет ни одного гзделия, на котором было бы указано место его изготовления или нисба

мастера, связанная с каким-либо городом Маверанпахр домонгольского периода.Таким образом, многие вопросы, в частност проблема выявления и локализации центров производств художественного металла, по прежнему остаются актуальными : далекими от разрешения. Создание подробной, основанной н конкретных находках и фактических материалах истории искусст Узбекистана является одной из важных задач, стоящих пере, искусствоведческой наукой. Это особенно актуально сейчас, когд многие вопросы требуют нового осмысления. Автор надеется, что ег< исследование художественного металла Саганийана X-XI веко окажется полезным в решении этой задачи.

Цели и задачи диссертации. Целью исследования являете изучение крупного комплекса изделий из бронзы, найденного н городище Будрач, с точки зрения истории художественного ремесла Классификация находок, определение типологии и хронологии, анали декоративного оформления позволяют- провести сравнение материалами из Мавераннахра и Хорасана. и предпринять попытк определения особенностей локальной школы торевтики. Решаютс задачи выявления характерных признаков изделий Мавераннахра : Хорасана как предметов декоративно-прикладного искусства, их общи и специфических черт, проблемы генезиса форм и разновидносте декора, влияний и заимствований различных приемов и мотивов.

Источниковедческой базой диссертации послужил крупнейши клад бронзовых изделий, найденный автором в марте 1987 года н городище Будрач в Денауском районе Сурхандарьинской области, .в время археологических исследований Будрачского отряд Узбекистанской искусствоведческой экспедиции НИИ Искусствознаню Использованы также находки, полученные от местного населения период работ, проводившихся на городище Э.В. Ртвеладзе и. М.> Исхаковым. Как сравнительный материал привлекались изделии

хранящиеся в коллекциях отечественных и зарубежных музеев и опубликованные в ряде специальных и обобщающих изданий, в каталогах выставок и частных коллекций.

Хронологические рамки диссертации - X - первая половина XI вв., выбраны нами исходя из датировки основного материала нашего исследования. Данный период является временем вхождения Саганийана - владения по среднему и верхнему течению реки Сурхан, - в состав государства Саманидов, а после крушения последнего бывшего попеременно в составе государства Газневидов, Караханидов и Сельджукидов. Саганийан, по большей части, сохранял значительную степень независимости от центральной власти Саманидов и Газневидов, его правители из местной династии Мухтаджидов временами играли очень активную роль в политических событиях и занимали крупные посты в саманидской администрации. В последующем местная династия была упразднена и Саганийан управлялся представителями Караханидов и Сельджукидов.

Метод исследования основан на анализе материалов, полученных на городище Будрач (Саганийан), их классификации по видам и формам изделий, выявлении типологических рядов и хронологии на основе аналогичных предметов Мавераннахра и Хорасана, выделении видов декора, его искусствоведческом и семантическом анализе.

Научная новизна исследования заключена в том, что впервые в науке на основе изучения находок, сделанных автором, выявлен городской центр, где в Х-ХІ вв. несомненно существовало собственное производство бронзовых изделий. Нами определены формы предметов и виды декора, характерные для этого центра художественного ремесла. Таким образом, создана возможность для уточнения спорных вопросов по определению места производства и локальных художественно-технологических особенностей торевтики южных районов

Мавераннахра. Впервые при археологических раскопках был получен столь многочисленный и разнообразный по составу материал, давший основание с уверенностью говорить о локализации производственного центра и, что особенно важно, более уверено судить о конкретных признаках и специфических чертах изделий этого центра, его локальных особенностях, направлениях связей и влияний. Применительно к художественному металлу рассмотрена семантика некоторых мотивов, образов и эпиграфических узоров.

Практическая ценность работы. Наше исследование позволило выявить один из центров художественной металлобработки домонгольского Мавераннахра - город Саганийан (городище Будрач). Результаты исследования могут быть использованы при написании соответствующих разделов в обобщающих работах по истории искусства, археологии и истории Узбекистана, а также при подготовке лекций для студентов ВУЗов соответствующих направлений.

Апробация и публикации. Диссертация обсуждалась на совместном заседании Отделов УзИскЭ и декоративно-прикладного искусства НИИ исскуствознания Академии художеств Узбекистана, на научных семинарах в Национальном институте художеств и дизайна им. Камолиддина Бехзада, в Ташкентском отделе Института археологии им. Я. Гулямова АН Республики Узбекистан, в Ташкентском государственном педагогическом университете им.Низами. Основные положения диссертации излагались на международных научных конференциях в 1990, 1992 годах, а также опубликованы в ряде статей и тезисов, перечень которых представлен в автореферате.