Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественное оформление жилища таджиков Ферганской долины : (Структура архитектурно-художественного ансамбля и особенности ее формирования) Музафаров, Тукайжон

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Музафаров, Тукайжон. Художественное оформление жилища таджиков Ферганской долины : (Структура архитектурно-художественного ансамбля и особенности ее формирования) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Моск. пед. ин-т.- Москва, 1990.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-1/682-5

Введение к работе

I.
Народная архитзктура - это чрезвычайно сяожное по своей
смысловой нагрузке явление культури народа. Создание первых
построек было продиктовано утилитарными потребностями чело
века, его желанием защитить себя от сил природы: от солнца
дождя, снега, ветров, от животных и т/п. Дальнейшие значи-'
тельные качественные изменения жилища происходили в процессе
длительного развития культуры и человеческого мировосприятия
что сдвинуло ряд новых требование к среде обит^я~І7~'
При этом жилище не только защищало от внешних сил природы, „о
и с помощью своих элементов (дверь и окна) тесно связываю
человека с окружающим миром. Само жилище оценивалось 'о поэи-
ци^космологических представлении человека и ассоциировалось
, образом вселенной. Компоненты макрокосма переносились на
элементы народного .зодчества. Все, что поражало воображение
человека перенеслось из макрокосма в микромир человека, в
-го быт. В результате освоения и осмысления человеком окру-
шющеи природы зарождается и развивается эстетическое чувст-
. с позищм которого оцениваются хомпозиІїиІІ^Гего""
юрма и художественное убранство. Іилиіде как-«ы воссоздает
.тору, - "искусственную" природу средствами различных вид^в
искусства. Облик жилища дополняется не только ро п сью р зь
-о и другими видами архитектурного декора; op!I 'ч ^
ома и его художественного образа становятся мебель, посудГ
овРы, вышивка и т.п. Как своеобразную составную часть Z'
а можно рассматривать и самого человека, его костюм и соп
-ующие ему атрибуты. Таким образом, ни ищ к IZ еZlTo
Умственный ансамбль наиболее емко и всесторонГпмдсиТ
нет культуру создавшего его народа. представ-

4ШМьность_теми. В настоящее время в vc/ »,v п
> подъема национального самосознания. Г По?
»олв и таджикского, ведется интенсивное изучен L Jo,,
кусства, всех его отраслей. Одним из важных ег ^ - ов
Р У являегся „архитектура. Проблема сохранения, в Г

aZITT " РТтПт a^'TS^PHux памятников с.
атривается сейчас обществом в качестве основы оптимального
звнтия национально,, культуры. Памятники народной anZZ~
,Р дерганскол долины сохранились в кра,ие маломкс'ичесГ.е
-не того многие „з дощедли* до llaJ!lx днел ^ -

дятся на грани исчезновения. Аварийное состояние замечательных памятников данного региона и гибель в последние три десятилетия сотен из них в результате землетрясении, халатного отношения со стороны местных.властей и утраты национальных традиции > зодчества делает это исследование особенно актуальным.

Обоснование темы. Изучение таджикской народной архитектуры в большинстве случаев велось с позиции различных дисциплин -этнографии, археологии, архитектуры и т.д. Существующие искусствоведческие исследования касаются частных вопросов и не оценивают особенности художественного оформления мі лища таджиков ферганской долины в целом. Для реализации поставленной цели на. наш взгляд необходимо по возможности полно учесть данные всех отраслей исторических знании. К числу принципиальных важных моментов в нашем лсоледовании можно отнести то обстоятельство, что мы не ограничиваемся анализом только сохранившихся памятников, а пытаемся воссоздать все типы эволюции таджикского килища, выявить те факторы, которые оказывали решающее воздействие на формирование структуры архитектурно-художественного ансамбля.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертации является комплексное исследование таджикского народного жилища ферганской долины как единого архитектурно-художественного ансамбля. Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:

показать влияние природно-климатических условии на организацию народного жилища, обрисовать эволюцию и охарактеризовать основные виды и типы' таджикской народнои архитектуры;

рассмотреть конструктивные особенности жилища таджиков Ферганской долины;

выявить принципы художественного оформления архитектуры таджиков Ферганской долины;

раскрыть содержание основных элементов декора и их художественные возможности в зависимости от используемых строительных материалов;

определить роль традиции в современной народнои постройке различного назначения.

Объект исследования: более пятидесяти таджикских архитектурных сооружении, расположенных в различных городах и населенных пунктах Ферганской долины и имеющих оригинальное инженерно-конструктивное и художественно-композиционное решение. В качес-

. ' 3

тве -дополнительного объекта исследования мы обратились к сооружениям культового назначения (мечеги, мазары, чайханы и т.д.), т.к. они в какой-то мере компенсируют отсутствие образцов народной архитектуры, датируемых ранее XIX столетия. Эти постройки создавались параллельно с народными жилищами зачастую теки же строителями и декораторами. Поэтому мы находим в архитектуре культового характера ряд конструктивных и художественных приемов, которые применялись в жилищном строительстве. Отдельные современные іхилие и культовые сооружения ми включили в настоящее исследование в качестве носите ней традиций народного зодчества. 3 нашел работе использованы и разнообразные произведения декоративно-прикладного 'искусства, которые непосредственно участвуют в оформлении таджикского жилища. В исследовании использованы разные элементы архитектуры, находящиеся в музейных коллекциях городов Зіенинабада, Душанбе, Коканда. В качестве дополнительного источника в работу включен ряд бесед со старыми народними таджикскими мастерами, разных специальностей.

Метод исследования обусловлен целью и задачами диссертации. Поскольку художественное решение-жилища является сложным явлением народной культуры.как по смыслу, так и по структуре, методом настоящего исследования является комплексный анализ. Его полноту и результативность обеспечивает привлечение различных методов исследования, характерных для специальных дисциплин искусствоведения, археологии, этнографии, архитектуры. Только комплексный анализ может охватить все интересующие нас грани иилища как цельного архитектурно-художественного ансамбля. Именно такой подход к исследованию явлении искусства выдвигает современная методология искусствознания. Под системным' методом исследования искусства понимается, с одной стороны, систематизация всех фактов, накопленных отдельными науками об искусстве в резуяьтате применения "стихийного" системного подхода, а с другой - анализ искусства как специфической системы и подсистемы общества на основе общих по южежм этого метода . Использование комплексного метода исследования лилица позволяет выявить Dee его компоненти в теснол взаимной обусловленной связи.

См.: Афасикев М.Н. Системно-исторический анализ искусства. // Актуальные вопросы методологии современного Искусство-знания. - М.: Наука, 1983. - С. .159-160.

Научная новизна диссертации заключается в том, что данная работа представляет собой первую попытку специального исследования проблемы художественного оформления жилища таджиков ер-ганскол долини, В дисс-ертации впервые с точки зренгя истории искусства анализируются жилые сооружения таджиков, в том числе то, которые в настоящее время находятся на территории Узбекской и Киргизской республик. Зто богатое и почти неисследованное звено в истории таджикской народной культуры., В работе проанализирован и введен в научные оборот новый архивный материал, а также информация, почерпнутая из бесед со старыми мастерами.

Научная и практическая значимость работы состоит в том, что с&браниый и систематизированный материал будет способствовать дальнейшему более глубокому изучению культуры таджикского народа и найдеї применение в повседневной работе реставраторов к практике современных строителей и декораторов. Результати исследования могут бить положены в основу лекционных курсов в учеьных заведениях и найдут отражение в музейных экспозициях. Приведенные в исследовании факты и выводи могут быть использованы при составлении каталога таджикских архитектурных памятников Ферганской долины. Данная диссертация поможет более полно и отчетливо представить художественные особенности жилища таджиков ферганской долины.

Апробация материалов диссертации. Основные проблемы исследования были изложены автором в докладах и выступлениях на Ленинских научных чтениях в МГПИ им.В.И.Тенина (10-11 апреля 1986 г.; 17 апреля 1987 г.; 15-16 апреля 1986 г.), на ХУІ на-учнол. конференции молодых ученых ЛП1Й им.С.М.Кирова (.г.Ленина-бад, 1986 г.); на заседаниях кафедры истории искусств МГПИ им. В.И.Ленина.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения. В качестве приложения в нее включен словарь специальных терминов по таджикской народной архитектуре и альбом с фотографиями и рисунками. Количество и последовательность глав выбраны с таким расчетом, чтобы наиболее полно и целенаправленно раскрыть содержание выбранной темы.