Введение к работе
Актуальность темы. Особое художественное и культурно-торическое значение советского медальерного искусства 60--х годов заключается в том, что оно проявляя внимание к іссическим традициям, было ориентировано на новые компоти окно-пластические и образные решения, соответствующие зременному взгляду на задачи и функции медали. Медальерное qtcctbo этого периода, решая в духе своей специфики непро-ю творческие проблемы, отражало важные моменты обществен-политической, исторической и культурной жизни страны.
Медаль 60-80-х годов активно развиваясь, значительно татила свои функции и образно-выразительные средства, за-| достойное место среди других видов скульптуры.
Художественно-образный язык медали данного времени от-ен широтой диапазона, колеблющегося от по-новому понятого ументализма, до портретов к сюжетных сцен с элементами волики, поэтической метафоры и гротеска.
Активные процессы, происходящие в искусстве медали, приюта к ней пристальное внимание художественной критики,выз-отклики специальной искусствоведческой литературы. Вмес-; тем, ещё мало исследований, в которых поднимались бы воїн соотношения между медальерными образами и средствами зоплощения. Сложное, неоднозначное содержание этого ин-юного художественного явления нуждается в обобщении, слогом вобрать в себя основные аспекты и проблематику медаль->го искусства наших дней.
Актуальность данной темы определяется не только научно-іетическим интересом, раскрытием недостаточно изученного ода советского медальерного искусства, но и возможностью ть на развивающийся художественный процесс.
Состояние вопроса.Первая научная работа /кандидатская диссертация/ о медальерном искусстве в России до конца 18 века появилась в 1956 году, автором которой была ленинградка Е. Щукина. В ней рассматривались вопросы техники медальєрного ис кусства, творчество русских и иностранных медальеров в России Вместе с наградными воинскими медалями анализируются серия ме дален появящённых событиям Северной войны и историческая сери связанная с памятными датами Древней Руси.
Вторая научная работа о русском медальерном искусстве 19 века была защищена в виде кандидатской диссертации в 1973 году москвичкой А.В. Косаревой. Охватывая почти столетний период медальерного искусства в России, автор уделяет большое вни мание творчеству Ф.Толстого и его школе. Специальная глава по вящена утверждению в медальерном искусстве 19 века сюжетной медали. Книга А.В. Косаревой "Искусство медали" выпущенная из дательством "Просвещение" в 1977 году, а затем повторно, с нв' которыми дополнениями в 1962 году, знакомит читателей с основ кыми видами и жанрами медальерного искусства. Популярным язы-ком автор рассказывает об истории русской и советской медали, даёт анализ достижений медальерных школ Восточной Европы.
Небольшой раздел посвящен советской медали также в книге Н.В. Одноралова "Техника медальерного искусства? выпущенной в 1983 году. В ней автором анализируются произведения советских медальеров, показано влияние техники на изменение медальерного образа.
В центре внимания диссертанта была также литература таких авторов, как Ю.Иверсен, А. Ильин, Г. Косаков, А.Оленин, Д Прозоровский, В.Смирнов, Ф. Толстой исследующих медали в честі важных событий российской истории, знакомя с выдающимися или
їлоизвестннми именаыи русских и иностранных иедальеров, рабо-їющих на монетных дворах Москвы и Петербурга.
В ряде моментов автор диссертации обращался к литературе ;следующея особенности советской пластики. Большую пользу при-юли книги Н.В.Воронова "Советская монументальная скульптура ЭбО-80-х", и И.Б .Светлова "О советской скульптуре 1960-80-х", которых авторы удачно сочетает проблемный уровень интерпрв-щии материала с анализом конкретных произведений.
В процессе исследования диссертант использовал статьи пос-(щённые проблемам современной советской медали, опубликование на страницах сборника "Советская скульптура", журналов"Де-эративное искусство СССР", "Творчество", "Искусство","Худож-т РС5СР", газеты "Московский художник". Авторы этих работ: .Анисимов, Р.Антонов, Т.Бельская, А.Косарева, А.Кочетков, В. івицкая, К. Шмакова и другие обращались к важнейшим вопросам эвременной медали, где рассматривались взаимосвязь аверса я эверса, границы медальерного искусства, пластическое прост-інство медали, значение надписи, традиции и новаторство.
Цель и задачи исследования.Цель работы - анализ художест-нто-выразитедышх средств советской медали в аспекте компо-кционно-пластических, фактурных и образных реиений. В соот-їтствии с указанной цель» в задачи исследования входило: показать особенности эволюции медальерного образа 60-80-х годов, осмыслить диапазон в развитии медали от документальных форм до поэтической метафоры;
рассмотреть основные приемы и средства художественно! выразительности, композиционно-пластические концепции; показать влияние техники исполнения на изменение медальерного образа;
ввести в научный оборот малоизвестные и неизвестные прои; ведения советского медальерного искусства;
использовать результаты исследования при разработке программы спецкурса "Советское медальерное искусство" для сту дентов кафедры художественных изделий из металла МХПИ име ни С.Г.Строганова.
Предмет и границы исследования. Предметом исследования являются художественно-выразительные средства советской медали 1960-80-х годов, играющие основную роль в создании медальерного образа.
Объектом исследования служит широкий по типологии И рв' гиональной принадлежности материал, выявленный в частных со( раниях, мастерских авторов и в экспозициях выставок и музея: Сюда вошли работы созданные медальерами России, Прибалтики, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении. Вместе с неопубликоваї ными привлекались и уже подвергнувшиеся анализу произведет»
В границы исследования не входит рассмотрение наградное медали, в'!;:ду отсутствия в ней каких-либо эволюционных проце ссов. В исследуемой работе преимущество отдаётся литой, выставочной медали, а не чеканной, тиражной, где не столь актив но или поиски новых композиционно-пластических и образных ре
ЕСНИЙ.
Методика исследования. Исследование проводилось на осно ве фактического материала, собранного в Процессе регулярных посещений выставок и мастерских, а также творческих бесед с медальерами. Рассматриваются основные элементы художественно-выразительных средств медали;, композиционное построение, пластическая моделировка, фактурная разработка и в конечном счёте идейно-образное решение, проблемы стиля.
В диссертации иироко применяется обитая искусствоведческая, специальная искусствоведческая и критическая литература, печатающаяся в сборнике "Советская скульптура", художественных журналах "Творчество", пЩ СССР", "Искусство", газете "Московский художник".
Научная новизна работы состоит в обращении к проблемам выразительности в медали, которые не были ещё предметом система тичес кого изучения. В диссертации впервые отражены следу-ощие аспекты:
даётся искусствоведческий анализ советского медальерного искусства 60-80-х годов, выявляется художественно-образный язык медали;
введён в научный оборот большой фактический материал произведений медальеров России и ряда республик ближнего зарубежья.
Практическая ценность диссертации заключается в возмож-юсти её применения в научной, педагогической и непосредствен-:о художественной практике. В настоящее время на её основе соз-ана программа спецкурса "Советское медальерное искусство" для тудентов кафедры художественных изделий из металла МХПИ име-и С.Г.Строганова.
Работа выполнена в соответствии с плановым поручением МО МХПИ имени С.Г. Строганова, ведущим разработку графичес-ого выражения всех видов деятельности Госкомитета России по асшей школе, куда также входит создание медалей для ЮНЕСКО юбилейных, посвященных 200-летию А.С. Грибоедова и 20-ле-гпз кафедры программного дизайна Санкт-Петербургской госу-цктвенной художественно-промышленной академии.
Структура работы определяется последовательностью пос-
тавленных в ней задач и включает в себя Введение, три главы и-Заключение. Кроме того в диссертацию входит список использованной литературы и иллюстративный материал. В приложении №1 помещён словарь медальерных терминов, в приложении №2 -Программа спецкурса по советскому медальерному искусству, разработанная на основе диссертации для студентов кафедры художественных изделий из металла МХПИ имени С,Г. Строганова.