Введение к работе
Актуальность теми. Общеизвестен высокий уровень польского плаката, занимающего одно из ведущих мест в этом виде художественного творчества.
Оценка произведений польского плаката в советских исследованиях представлена довольно широко в отдельных печатных статьях, в беглых репортгнсных заметках по поводу работ отдельных авторов или выставок. Авторы статей и репортажных заметок, касающихся проблем польского плаката на разных этапах его развития, либо ограничиваются анализом отдельных плакатных произведений, представленных на той или иной выставке, либо рассматривает те или иные тематические, либо стилистические тенденции развития плаката на определенном временном отрезке. Наиболее полно прослежен исторический путь развития и становления "школы польского плаката" до 60-х годов в работе Л.Уразовой "Польский плакат" / Исторический очерк. - М., 1969 /. В монографии Л.Уразовой анализируются произведения художников, представляющих различные жанры; рассмотрены идейно-творческие проблемы развития плаката,единство его идейно-художественной структуры, а также индивидуальные особенности и творческие склонности художников.
Примерно в этом же аспекте проводится исследование советского плаката в книге И.Свиридовой "Советский политический пла-
ЯХ, посвященных искусству советского плаката.
В статьях и книгах по искусству плаката содержится много ценных фактических материалов, однако в контексте современного уровня искусствознания они не могут претендовать на обобщающее и достаточно полное исследование темы.
Общим недостатком изученных нами работ является недостаточное внимание к исследованию изобразительных средств искусства
плаката; нет и серьезных попыток проанализировать композиционные, графические, живописные принципы, характерные именно для этого вида искусства. Вместе с тем понимание этих проблем является наиболее актуальным для художниюв-плакатистов. Большинство искусствоведов основное внимание уделяют идейно-тематическим проблемам плаката. Отсутствуют также обобщающие работы, в которых специально бы рассматривались и средства создания художественности плаката, и его аморального воздействия на зрителя.
Исследование изобразительного и художественного языка лучших польских плакатов должно сыграть большую роль в становлении и развитии мастерства сирийского плаката, нуждающегося в художественной компатенгной критике. Автор - художник-плакатист высоко ценят научную методологию советских исследований, поэтому в анализе художественной ценности польского плаката как вида изобразительного искусства будет опираться преимущественно на советский опыт критического анализа.
Диссертантом предпринята попытка выявить действенность плаката под следующим углом зрения: с одной стороны, выявить характерные композиционные, графические, живописные закономерности, с помощью которых польские плакатисты успешно решают те иди иные актуальные темы; с другой - попытаться выявить характерные черты художественного языка плаката (язык метафор, символов, сравнений, уподоблений, гипербол, иносказаний и др.), с помощью которых создаются эмоциональные, запоминающиеся и вполне конкретные художественные образы.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, изложенных наїо/ страницах машинописи; библиографии, содержащей %5~ наименований. К диссертации прилагается альбом с |5Д- иллюстрациями.