Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественно-эстетическая среда как условие творческой самореализации личности на примере Павлодарского Прииртышья в середине XX в. Попандопуло Михаил Павлович

Художественно-эстетическая среда как условие творческой самореализации личности на примере Павлодарского Прииртышья в середине XX в.
<
Художественно-эстетическая среда как условие творческой самореализации личности на примере Павлодарского Прииртышья в середине XX в. Художественно-эстетическая среда как условие творческой самореализации личности на примере Павлодарского Прииртышья в середине XX в. Художественно-эстетическая среда как условие творческой самореализации личности на примере Павлодарского Прииртышья в середине XX в. Художественно-эстетическая среда как условие творческой самореализации личности на примере Павлодарского Прииртышья в середине XX в. Художественно-эстетическая среда как условие творческой самореализации личности на примере Павлодарского Прииртышья в середине XX в. Художественно-эстетическая среда как условие творческой самореализации личности на примере Павлодарского Прииртышья в середине XX в. Художественно-эстетическая среда как условие творческой самореализации личности на примере Павлодарского Прииртышья в середине XX в. Художественно-эстетическая среда как условие творческой самореализации личности на примере Павлодарского Прииртышья в середине XX в. Художественно-эстетическая среда как условие творческой самореализации личности на примере Павлодарского Прииртышья в середине XX в. Художественно-эстетическая среда как условие творческой самореализации личности на примере Павлодарского Прииртышья в середине XX в. Художественно-эстетическая среда как условие творческой самореализации личности на примере Павлодарского Прииртышья в середине XX в. Художественно-эстетическая среда как условие творческой самореализации личности на примере Павлодарского Прииртышья в середине XX в. Художественно-эстетическая среда как условие творческой самореализации личности на примере Павлодарского Прииртышья в середине XX в. Художественно-эстетическая среда как условие творческой самореализации личности на примере Павлодарского Прииртышья в середине XX в. Художественно-эстетическая среда как условие творческой самореализации личности на примере Павлодарского Прииртышья в середине XX в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попандопуло Михаил Павлович. Художественно-эстетическая среда как условие творческой самореализации личности на примере Павлодарского Прииртышья в середине XX в.: диссертация ... кандидата : 17.00.04 / Попандопуло Михаил Павлович;[Место защиты: ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет], 2016.- 158 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Художественно-эстетическая среда: условия и средства формирования 19

1.1. Социальные, историко-культурные и экономические предпосылки создания художественно-эстетической среды в регионе Павлодарского Прииртышья 19

1.2. Учреждения культуры и искусства 38

1.3. Развитие сети образовательных учреждений . 53

Глава II. Формы художественной жизни в регионе Павлодарского Прииртышья 68

2.1. Многообразие понятия «Художественная жизнь» 68

2.2. Программные и ключевые произведения художников Павлодарского Прииртышья – уникальное культурное наследие Республики Казахстан 82

2.3. Влияние особенностей художественно-эстетической среды Павлодарского Прииртышья на творчество деятелей культуры региона .92

Заключение 126

Список литературы и источников .130.

Введение к работе

Актуальность исследования. Российские немцы – одна из этнических
групп, проживающих на территории полинационального Алтайского края.
Художественно-эстетическое наследие российских немцев уникально и
самоценно и достойно быть представленным в современном обществе.
Научное осмысление проблематики выявления и сохранения художественно-
эстетического наследия российских немцев способствует межэтническому
взаимодействию представителей разных народов, этнокультурному

воспитанию личности, толерантному отношению к другим народам, что в современных условиях поликультурного общества является актуальным. Сохранение художественно-эстетического наследия может косвенным образом повлиять на расширение национального достояния, укрепление и устойчивое экономическое развитие государства.

Художественные произведения, созданные российскими немцами,
сохраняют историческую память советской эпохи, одновременно

демонстрируют этническую картину мира. В исследовании будем опираться
на определение: «Этническая картина мира – это совокупность устойчивых,
связных представлений и суждений об общественном бытии, жизни и
деятельности, присущих членам конкретной этнической общности.
Этническая картина мира выражается через философию, литературу,
мифологию (в том числе и современную), идеологию, ценностные
ориентации и интересы и т.п. представителей той или иной нации, в основе
функционирования которых лежат проявления традиционного сознания
этноса. Этническая картина мира обнаруживает себя через поступки и
действия людей, а также через их объяснения своих намерений и
поведения»1. В творчестве художников – российских немцев присутствует
влияние как русского, так и западноевропейского искусства.

1Этнопсихологический словарь: сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:

(дата обращения: 31.07.2016).

Художественные произведения стали одним из результативных средств формирования культурного наследия как документа истории.

Необходимость проведения исследований по сохранению

художественно-эстетического наследия многонациональной России

определяется последствиями масштабного процесса массового уничтожения
памятников культуры и искусства, в ходе военных действий и конфликтов, а
также техногенными изменениями окружающей природной среды.
Художественно-эстетическое наследие российских немцев Алтайского края
не являлось предметом специальных комплексных исследований. Работа
позволяет заполнить лакуну в изучении творчества художников и
литераторов – российских немцев, призвана обобщить исследования
диссертанта и представить комплексную картину художественно-

эстетического наследия российских немцев на территории Алтайского края.

Степень научной разработанности проблемы. К проблеме изучения художественного наследия российских немцев обращаются историки, этнографы, искусствоведы, музееведы, культурологи, филологи. В 1995 г. была учреждена Международная ассоциация исследователей истории и культуры российских немцев (МАИИКРН), главной задачей которой становится проведение теоретических и научно-практических исследований о немцах, проживающих на постсоветском пространстве. За время деятельности сложились исследовательские группы во многих регионах России, в том числе и на Алтае. Члены МАИИКРН – сотрудники музеев и архивов – ведут активную деятельность по выявлению, комплектованию и научной обработке письменных и вещественных источников, дополняющих историю и этнографию немцев. В 1995 МАИИКРН начала издавать «Научно-информационный бюллетень» российских немцев.

Мировоззренческие основы сохранения наследия на территории РФ изложены в работах учёных Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева: Ю.А. Веденина, П.М. Шульгина, И.В. Кондакова, С.П. Ермоченкова, Ю.Л. Мазурова, Т.О. Размустовой и

других. Основоположниками теоретических аспектов в решение проблемы
сохранения наследия российских немцев являются учёные – историки,
этнографы, политологи, искусствоведы – Л.В. Малиновский,

В.А. Скубневский, А.В. Старцев, А.В. Контев, Ю.В. Гончаров, П.П. Вибе, А.А. Герман, В.И. Бруль, И.В. Черказьянова, В.И. Матис, Т.М. Степанская, О.Н. Труевцева. Учёные В.И. Матис, О.В. Первушина, О.В. Сухова изучали проблему культуры, образования и истории российских немцев, проживающих на Алтае, на основе методологии и теоретических обоснований культурологии.

Важным этапом в развитии историографии российских немцев стало издание трёхтомной энциклопедии «Немцы России»2, на страницах которой впервые объёмно представлена история этноса, проживавшего на территории бывшего СССР. Доктор философии Т.Н. Чернова опубликовала указатель новейшей литературы по истории и культуре немцев «Российские немцы. Отечественная библиография 1991-2000 гг.» с 2810 учётными записями изданных книг и статей3.

В учебном пособии под редакцией профессора А.А. Германа «История
немцев России», материалы которого существенно дополнены

«Хрестоматией» и «Методическими материалами», даётся целостное представление об истории немцев в России4. Коллективная монография «История и этнография немцев Сибири» (Омск, 2009) составлена на музейных материалах, сохраняющих материальную и духовную культуру народа. Новые исследовательские работы регулярно публикуются на страницах «Известий Омского государственного историко-краеведческого музея» (редактор П.П. Вибе). Доктор исторических наук Т.Б. Смирнова большее внимание уделяет этнографии и истории немцев Сибири,

Немцы России: энциклопедия: в 3-х т. / Редкол: В. Караев (пред.редкол.) и др. – М., «ЭРН», 1999-2006. Чернова Т.Н. Российские немцы. Отечественная библиография 1991-2000 гг. – М., 2001. Герман A.A. История немцев России. – М., 2005.

современным этническим процессам, традиционной культуре и календарной обрядности5.

Первым изучать историю и проблемы переселения немцев на Алтай,
социалистические преобразования в немецкой деревне Западной Сибири в
1920-30-х гг., социально-экономическое положение и образование немецкого
населения стал доктор исторических наук, профессор Л.В. Малиновский.
Впервые аналитические исследования с большим количеством

фактографического материала были опубликованы в 1967. В 1989 учёный
защитил докторскую диссертацию «Социально-экономическая жизнь
немецкой деревни в Южной России 1762-1917 гг.», этот шаг дал старт
новому этапу в изучении истории и культуры российских немцев. Как
основатель послевоенной историографии российских немцев, профессор Л.В.
Малиновский внёс личный вклад в её развитие и оказал квалифицированную
помощь многим начинающим исследователям. Проблема истории

депортации немцев на Алтае стала предметом исследования В.И. Бруля,
В. Шайдурова, В.И. Матиса, которые изучили механизмы переселения,
вопросы правового положения трудармейцев и демографической ситуации, и
трудовой вклад в поднятие послевоенной экономики региона. В
историографии российских немцев края преобладают публикации об
исследователях Алтая, депортации немцев с Поволжья и воспоминания
трудармейцев. Более 600 документов по истории создания Немецкого района
на Алтае представлено в книге А. Фаста6. Подготовлен

биобиблиографический словарь, включающий сведения о 400 исследователях
Алтая, среди которых 96 являлись представителями немецкой

национальности.

Искусствоведческий аспект проблемы представлен в работах авторов:
Т.М. Степанской, Л.И. Нехвядович, И. Соловьёвой-Волынской,

Е.М. Шишкиной-Фишер, Л.Н. Лихацкой. Работы исследователей посвящены этнокультурным традициям и художественно-эстетическому наследию

5Смирнова Т.Б. Этнография российских немцев. – М.: МСНК-пресс, 2012. – 316 с.

6Фаст А.А. Немецкий район на Алтае 1927-1938. Документы и материалы. – Барнаул, 2012. – 408 с.

российских немцев. На рубеже ХХ – ХХI вв. в научный оборот был введён термин «этноискусствознание». По мнению доктора искусствоведения Л.И. Нехвядович: «В искусствоведении формируется исследовательская традиция, терминологический аппарат, теоретическая база для изучения проблемы этнической специфики…»7. Современное искусствоведение утверждает тезис о том, что «обращение к идеям Б.М. Бернштейна, А.А. Каменского, Е.С. Медковой, Т.М. Степанской о взаимосвязи искусства и этничности стало исходным в раскрытии этнокультурного своеобразия изобразительного искусства Алтая»8.

Профессор Т.М. Степанская уделила большое внимание творчеству
немецких художников, связавших свою жизнь с Алтаем, являясь
инициатором выставки «Из художественного наследия Бахов», она

подготовила и издала ее каталог (1989), всесторонне изучила и представила в научной литературе творчество скульптора И.Ц. Зоммера и художника-авангардиста А. Фризена, а также живописца А.П.Фризена.

Далеко не всё многообразие проблем культурного достояния российских немцев на Алтае изучено и освещено в полном объёме. Количество выявленных исследовательских работ по литературному творчеству российских немцев не так много. Изучением темы занимались Н.И. Паульзен, Г.Г. Вормсбехер, Г.К. Бельгер, Е. Кригер, Е.И. Зейферт.

Цель исследования – показать роль творчества художников – российских немцев в художественной жизни Алтайского края, в формировании художественного пространства региона.

Задачи исследования:

– изучить историю и динамику развития формирования

художественно-эстетического наследия российских немцев на территории Алтайского края;

7 Нехвядович Л.И. Этнометодология в современном гуманитарном знании // Культурное наследие
Сибири. – Вып. 15. – Барнаул, 2014. – С. 110-114.

8 Мелехова К.А., Нехвядович Л.И., Степанская Т.М. Русская художественная школа в диалоге культур
ХХ века. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012. – С. 22; Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая. –
Барнаул: изд-во «Графикс», 2009. – С. 63-77, 138-141, 187-192.

– выявить объекты художественного наследия на территории Алтайского края, созданные художниками – российскими немцами;

– показать роль государственных и негосударственных общественных
организаций в сохранении художественно-эстетического наследия

российских немцев;

– выявить этнокультурные традиции в творчестве художников – российских немцев;

– изучить, показать особенности и ввести в научный оборот творчество советских немецких художников и литераторов.

Объект исследования: художественная культура Алтайского края.

Предмет исследования: художественное творчество российских немцев Алтайского края.

Хронологические рамки: вторая половина ХХ – начало ХХI в.

Территориальные рамки исследования: Алтайский край.

Источники исследования. В работе используются архивные и
опубликованные источники, рукописи, письма, дневники и конволюты
российско-немецких художников и литераторов, как наиболее

информативные в историческом плане. В ходе работы выявлено значительное количество монографий, освещающих разные сферы деятельности российских немцев. Документы личного происхождения (переписка, воспоминания) позволяют показать субъективное видение положения российских немцев в системе российской государственности и культуры, чем существенно углубляют и дополняют информацию архивных фондов.

Привлекалась коллекция «Российские немцы», объединяющая

историко-этнографические памятники, представленая документами и материалами в Алтайском государственном краеведческом музее.

В КГУ «Государственном архиве Алтайского края» открыто большое количество фондов, в которых хранятся документы о немецком этносе Алтая. Хронологический охват документов начинается с XVIII века, с появлением

первых немецких исследователей на территории региона. Были исследованы фонды Алтайского отделения СХ РСФСР на предмет помощи этой организации в творческом процессе художникам – российским немцам, и Театра музыкальной комедии, в котором долгое время главным художником работал В.Д. Гаан.

В Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (далее ГМИЛИКА) есть личный фонд поэта, педагога и общественного деятеля Э. Э. Каценштейна. Хронологический охват – начало XIX – 1992 гг.

В тематическом собрании «Из истории Алтайского театра музыкальной комедии» ГМИЛИКА хранятся программы и афиши спектаклей, эскизы сценических декораций и костюмов художника В.Д.Гаана. Часть музейных экспонатов введена в научный оборот с изданием книги «Виктор Гаан: «Так чуден театра мой мир…»9.

Если в советский период документы по истории немцев хранились в государственных архивах, то в настоящее время такие материалы можно встретить и у частных лиц. В 2012 г. З.А. Грохольской был предоставлен для изучения архив, в котором бережно собраны письма и документы, рассказывающие о работе поэта по сохранению культурных традиций и языка немецкого народа. В 2014 на его основе издана книга «Эвальд Каценштейн: «…спасти для будущего, иначе со временем всё будет забыто»10. В 2012-2013 внук поэта В.А. Гердта передал в музейную экспозицию КАУ АКРНД книги с автографами деда, барельеф В. Гердта, созданный скульптором И.Ц. Зоммером. Главный интерес представляют восемь владельческих конволютов поэта. Владельческие конволюты – исторические документы – самостоятельные печатные или рукописные издания, зачастую вырезки из газет, объединённые (как правило, их владельцем) в одном переплёте. На страницах сохранены произведения из

9Гаан В. Так чуден театра мой мир…»: сценография, живопись, графика, Воронья сюита. – Барнаул. 2015. – 120 с.: ил.

10 «Эвальд Каценштейн: «…спасти для будущего, иначе со временем всё будет забыто». Материалы о жизни и творческой деятельности. Библиография. Серия «Наши земляки». – Вып. 3 /Автор-сост. С. Язовская. – Барнаул, 2014. – 160 с.

периодических изданий краеведческой тематики, охватывающие период с 1959 по 1992, многие прекратили своё существование. Материалы о творчестве В. Гердта были введены в научный оборот с изданием книги автора данной диссертации11.

У Л.Л. Майер хранится архив отца – поэта Лео Майера – дневники, письма, рукописи стихов, часть архива поэта находится в Германии, где живут дети Л.Г. Майера. Архив был предложен для изучения в 2016 г.

Многие аспекты художественного творчества российских немцев
изучены не полностью. Требуется более детальное изучение проблемы с
привлечением новых музейных, архивных и других источников. На данный
период творчество немецких литераторов и художников Алтая, изучено и
введено в научный оборот, либо находится в стадии изучения автором
диссертации. По итогам исследования, были изданы книги либо
опубликованы статьи в журналах12. Большая часть источников,

представляющих нематериальное наследие российских немцев, впервые вводится в научный оборот.

Для выявления произведений художников использовались каталоги и буклеты художественных выставок из личного фонда искусствоведа Л.Н. Лихацкой, хранящиеся в редком фонде АКУНБ им. В.Я. Шишкова. Актуальным источником являются сайты, содержащие подробную информацию о сохранении и популяризации художественного наследия российских немцев Алтая. Таким образом, изучение представленных источников, дополняющих друг друга, носит комплексный характер, что позволяет найти решение поставленным исследовательским задачам.

11 Язовская С. «Вольдемар Гердт: «DiePoesiegabmirKraft» «Поэзия дала мне силу» Воспоминания.
Библиография». – Барнаул, 2012. – 124 с.: ил.

12 1. Язовская С. «Эвальд Каценштейн: …Судьба моя счастливая». – Барнаул: ГМИЛИКА, 2008. – 128 с.:
ил. 2. «Я – Человек. Фридрих Больгер» Воспоминания. Библиография / Автор-сост. С. Язовская. – Барнаул,
2010. – 72 с. 3. «Пётр Иванович Классен: Мне было, что сказать своим близким. Воспоминания.
Библиография / Автор-сост. С. Язовская. – Барнаул, 2011. – 96 с.: ил. 4. Язовская С. «Вольдемар Гердт:
«DiePoesiegabmirKraft» «Поэзия дала мне силу» Воспоминания. Библиография». – Барнаул, 2012. – 124 с.:
ил. 5. «Эвальд Каценштейн: «…спасти для будущего, иначе со временем всё будет забыто». Материалы о
жизни и творческой деятельности. Библиография. Серия «Наши земляки». – Вып. 3 /Автор-сост. С.
Язовская. – Барнаул, 2014. – 160 с.

Методология и методы исследования. При выявлении, отборе и
классификации объектов художественно-эстетического наследия российских
немцев применялся комплекс общенаучных, исторических,

искусствоведческих (анализ, синтез, типологизация, классификация) методов
исследования. Общенаучные методы исследования характеризуют логику
познания во всех науках. Объективной основой являются

общеметодологические закономерности познания. Принципы историзма и
системности легли в основу методологии, позволяющей изучить объект
исследования в комплексе. Принцип историзма позволил получить общее
представление о художественном наследии российских немцев,

сформированном в разные периоды истории на территории Алтайского края. В качестве общей методологии проведения исследования использован системный подход, которыйпредполагает полноту охвата исследуемой проблемы с учетом динамики ее развития. Принцип системности дал представление о художественно-эстетическое наследии российских немцев как системе, объединении взаимосвязанных элементов с характерными чертами и свойствами, которые отличают это наследие от других.

Теоретической и методологической основой явились исследования исторической школы в зарубежном (И. Тэн, Г. Земпер, Э. Фромантен, Г. Лаксон) и отечественном (А.Н. Пыпин, Н.С. Тихонравов, С.А. Венгеров) искусствознании, в соответствии с которым произведения искусства в определённые исторические моменты выражают общественную психологию этноса. В качестве частных методов, применяемых на отдельных, конкретных этапах исследовательской работы, использовались методы анализа документов и сплошной выборки. Приоритетным методом, определяющим фундамент использования всех ранее перечисленных методов исследования, является художественный анализ, то есть метод исследования феномена культуры в целом или отдельных ее отраслей как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передается из поколения в поколение в

виде традиционных ценностей. В качестве приема, связанного с разделением изучаемого объекта на составляющие части (вычленение предмета исследования) и всестороннего изучения применялся анализ. В качестве методологической основы исследования использовались научные разработки ученых Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. Учеными впервые была предложена научная концепция комплексного выявления, изучения, сохранения культурного и природного наследия, и методологические принципы междисциплинарного подхода к исследованию. Основным документом послужила Декларация прав культуры Д.С. Лихачева, в которой под наследием понимается форма закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества. Таким образом, диссертация выполнена с использованием синергетических методов.

Научная новизна исследования:

– показана история, динамика развития, а также значимость
художественно-эстетического наследия российских немцев как

этноискусства: издан альбом графики из жизни российских немцев «Память народная» художника И.И. Фризена;

– выявлены и описаны объекты художественного наследия на территории Алтайского края, созданные художниками – российскими немцами: уточнено количество – 25 мемориальных комплексов, созданных скульптором И.Ц. Зоммером;

– определена роль государственных и негосударственных

общественных организации в сохранении художественно-эстетического
наследия российских немцев на территории Алтайского края:

Международного союза немецкой культуры, Немецкой национально-культурной автономии немцев Алтая;

– выявлены этнокультурные традиции в творчестве художников – российских немцев А.П. Фризена, И.И. Фризена;

– изучено и введено в научный оборот творчество советских немецких литераторов, проживавших на Алтае: итогом исследованиястало издание

книг: «Эвальд Каценштейн: …Судьба моя счастливая» (2008); «Я – Человек. Фридрих Больгер» Воспоминания. Библиография» (2010); «Пётр Иванович Классен: Мне было, что сказать своим близким. Воспоминания. Библиография» (2011); «Вольдемар Гердт: «Die Poesiegabmir Kraft» «Поэзия дала мне силу» Воспоминания. Библиография» (2012); «Эвальд Каценштейн: «…спасти для будущего, иначе со временем всё будет забыто». Материалы о жизни и творческой деятельности. Библиография. Серия «Наши земляки». – Вып. 3 (2014) и др.

Теоретическая значимость определяется тем, что результаты
диссертации иллюстрируют теоретические положения о

взаимопроникновении и интеграции культур, учение о значении этнического начала в становлении и развитии художественного творчества немецкой диаспоры на Алтае.

Практическая значимость состоит в том, что материалы

исследования могут быть использованы в образовательной сфере при разработке семинаров и лекционных курсов, в учреждениях культуры и искусства и дополнить курс «История и художественное искусство российских немцев на Алтае», либо «Этнокультурные традиции в изобразительном искусстве Алтая». Реализация проектов в контексте интеграции культур.

Положения, выносимые на защиту:

– вклад российских немцев в создание материального и

нематериального художественного наследия Алтайского края многогранен, охватывает такие виды искусства, как литература, изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, монументальное искусство – фрески, мозаики), музыка, в том числе национально-танцевальный фольклор;

– российскими немцами-художниками в районных центрах и городах Алтая созданы такие объекты историко-культурного наследия как мемориальные комплексы памяти Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (более 20 памятников-мемориалов), садово-декоративные скульптуры,

галереи скульптурных и живописных портретов ветеранов войны 1941-1945 гг., а также крупных деятелей культуры и искусства Алтая; произведения российских немцев-художников пополнили фонды Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, Государственного Художественного музея Алтайского края и Алтайского краевого краеведческого музея;

– художники (живописцы и графики) – российские немцы в лице А.П. Фризена, И.И. Фризена и других обогатили своими произведениями художественное пространство Алтайского края; предметом творчества А.П. Фризена являются улицы, панорамы и виды Колывани, Рубцовска, Барнаула, Симферополя, Крыма и ряда европейских городов; А.П. Фризен – автор программных произведений, среди которых особое место принадлежит картине «Вдовы» на сюжет Великой Отечественной войны;

– несмотря на процессы ассимиляции, которым неизбежно подвергаются национальные меньшинства, российские немцы сохранили национальную идентичность: компактное проживание на территории Алтая способствовало сохранению языка, традиций и культурных ценностей; это ярко отражено в творчестве графика И.И. Фризена;

– творчество советских немецких деятелей культуры, художников и литераторов осуществлялось не только под влиянием тенденций советского искусства, но и при непосредственном участии в организации художественной жизни национальных немецких сообществ, государственных и негосударственных общественных организаций, прежде всего Российско-немецкого дома и Алтайского отделения Союза художников России;

– исследование обладает значительными элементами новизны, в том числе автором диссертации обнаружены факты участия российских немцев в боевых действиях против фашизма в период 1941-1945, подтверждённые публикациями газеты «RoteFahne»;

– в 2000-е гг. наметилась тенденция к созданию новых форм культурных контактов между Россией и Германией: выездные выставки

художников, концерты творческих коллективов российских немцев, литературные чтения, организованные в память известных авторов.

Апробация и внедрение результатов исследования: Темы

исследования представлены автором на международных, межрегиональных, краевых и городских научно-практических конференциях: Международная научно-практическая конференция «Российские немцы. От истоков к современности» (Барнаул, 2012); II научно-практическая конференция «Литературное краеведение: новые подходы к старой теме» (VI Публичные Шишковские чтения) (Барнаул, 2012); Международная научно-практическая конференция «Краеведение: потенциал развития в XXI веке»; XIV Всероссийский научно практический семинар «Проблемы краеведческой деятельности библиотек» (Барнаул, 2013); III Международная конференция «Гюнтер Тюрк. Поэзия и судьба» (Бийск, 2013); Гумбольдтские чтения: Международная научно-практическая конференция «Образовательное и научное сотрудничество России и Германии: история и современность» (Барнаул, 2013); конференция «Spurender Deutschenim Altai» (Следы немцев на Алтае)» (Барнаул, 2013); Международный литературный конкурс им. В. Шнитке (Энгельс, 2012); Международный литературный конкурс им. Р. Вебера (Москва, 2013); ХIII Форум российских немцев: «50 лет современному общественному движению» (Омск, 2014); V межрегиональная научно-практическая конференция «Книги. Коллекции. Находки» (Барнаул, 2014); Межрегиональная историко-архивная конференция «IX Гуляевские чтения: архивы в контексте истории», посвященная 250-летию ГААК и 95-летию органа управления архивным делом на Алтае (Барнаул, 2015); конференция «Советские немцы – участники Великой Отечественной войны: вклад в Победу» (Барнаул, 2015). На основе материала исследования проводились занятия по теме «Культура и литература российских немцев» для участников Сеньоренклуба АКРНД и Клуба Гражданского общества АлтПЭК. Курс лекций с таким же названием был прочитан российским немцам в санатории «Станкостроитель» (апрель 2014).

Структура и объём диссертации определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, иллюстраций и приложений. Основной текст диссертации составляет 167 страниц, общий объем – 192 страницы.

Учреждения культуры и искусства

Исследование основывается на теоретической базе современного искусства. Учитывая интегративный характер гуманитарного знания, диссертация строится на принципе междисциплинарности в исследованиях культурных феноменов, включая принцип историзма и методы описания памятников культуры и искусства. Особенностью данного исследования является сравнительное рассмотрение трансформационных процессов в культуре Павлодарского Прииртышья в середине ХХ века, это обусловило применение методов исторических аналогий и сравнительно культурологического метода, что включает в себя критический анализ теоретических и документальных источников. Логико-исторический метод послужил в качестве конкретного способа организации и анализа материала. Диссертационное исследование опирается на диалектическое осмысление социокультурных явлений. В диссертации также использовались общенаучные и специальные методы – типологизации, систематизации, сравнения, реконструкции. Применение метода историко-типологического сравнения позволило выявить общую природу разных, синхронизированных во времени явлений культуры, расширить круг явлений в культуре Павлодарской области, связанных с возникновением культурных центров, формированием художественно-образовательной сферы. В процессе работы был применен системный метод, который подразумевает сочетание анализа, синтеза, комплексности, сравнительного подхода к изучаемому материалу. Этот метод позволил представить объект исследования как единое целое и, в то же время, изучить во взаимосвязи отдельные явления, выявить особенности и тенденции исторического развития, единство материальных и духовных факторов формирования и развития музыкального искусства и художественного образования в культуре Павлодарской области. Сравнительно-исторический метод способствовал выявлению общего и особенного в развитии культуры павлодарского региона. Применение хронологического метода позволило проследить проблему формирования художественно-образовательной сферы в культуре Павлодарского Прииртышья в ее событийно историческом плане. Таким образом, методологический плюрализм, основываюшийся на сочетании разных научных подходов и соединении их в конкретном теоретическом аспекте, обеспечил культурологический анализ избранной проблемы. В ходе исследования использовались междисциплинарный, комплексный, культурологический и исторический подходы, а также общенаучные методы; при рассмотрении художественной жизни как целостного комплекса взаимосвязанных явлений использовался системный метод; для построения единого, последовательного и непрерывного процесса из событий художественной жизни – метод историзма; в ходе познания динамики развития художественной жизни Павлодарского Прииртышья в середине ХХ века, раскрытия причин ее отдельных явлений, при классификации и систематизации событий использован метод сравнения и аналогии; в ходе типологизации, систематизации материалов местной периодической печати использован метод описания и проблемно-тематический принцип, биографический принцип, принцип хронологии и типологии.

Научная новизна исследования. Исследование дополняет историю изобразительного искусства Павлодарского Прииртышья и расширяет существующие представления о художественной жизни региона в целом, заключается в том, что впервые проблема создания художественно-эстетической среды рассматривается комплексно в контексте динамики развития художественной жизни павлодарского региона. определены условия и средства формирования художественно-эстетической среды; рассмотрены истоки художественного образования как необходимого условия формирования художественно-эстетической среды в обществе и определены культурно-исторические предпосылки и условия формирования художественно-образовательных структур в регионе в середине ХХ века; выявлены и проанализированы программные и ключевые произведения ведущих живописцев; произведена классификация и определена специфика организационных форм и направлений художественно-просветительской и студийной творческой деятельности в сфере изобразительного и музыкального искусства в регионе; раскрыты особенности культурных преобразований и художественной жизни в регионе; выявлены особенности социальной функции искусства на примере художественной жизни Павлодарского Прииртышья; составлен каталог ведущих деятелей культуры и искусства рассматриваемого периода.

Теоретическая значимость определяется тем, что данные исследования могут служить основой в изучении художественной жизни Павлодарского Прииртышья в середине ХХ века, а также региональной художественной критики. Представленные материалы - публикации о художественной жизни Павлодарского Прииртышья в местной периодической печати, а также выводы могут быть использованы в процессе научных исследований, посвященных художественной жизни и изобразительному искусству

Развитие сети образовательных учреждений .

Одним из первых таких коллективов являются народный театр им. Жаяу Мусы Байжанова (1974 год), в его репертуаре насчитывалось более 20 спектаклей (руководитель театра Мукатай Сердалин, режиссер Жанакай Шайхинов); народный театр им. К. Сатпаева (1986 год, художественный руководитель Кудайберген Насыров); народный театр им. Ж. Аймаутова (1994 год, художественный руководитель Рахмаш Ибраев, режиссер Сауле Акылбекова). К сожалению, эти коллективы распались в силу сложившихся обстоятельств и из-за отсутствия финансовых средств, в период рыночных реформ и оптимизации учреждений культуры. Особо следует отметить успехи народного ансамбля «Баян сулу» (1975 год), художественный руководитель которого была Куралай Шаймерденова – молодая певица и домбристка, неоднократно выступившая с концертной программой казахского народного творчества не только в районе и области, но и в ряде городов нашей Республики, а также за рубежом (Югославия, Болгария). В мае 1979 году народный ансамбль «Баян сулу» в составе 40 человек принял участие в республиканском фестивале народного творчества и стал лауреатом этого фестиваля. В шестидесятые - семидесятые годы сданы в эксплуатацию Дома культуры: в районном центре, посёлке Майкаин, совхозах: «Алексеевка», имени 40 лет Октября, им. К. Сатпаева, им. С. Торайгырова, «Южный»; музеи: К. Сатпаева (1967 год) в посёлке Баянаул, Машхур Жусуп Копеева (1979 год) в совхозе Жанажол, С. Торайгырова (1973 год). Большой вклад в развитие народного искусства в 70-е годы внесли молодые таланты: Гульбарам Тайлашева, Куляш Бокенова, Темирбике Ташмаганбетова, Балтабай Сыздыков, Сарсенбай Садыгазин (впоследствии руководитель семейного ансамбля «Ак Когершин»), Набира Камаубекова, Кошер Алдебеков, Батиха Сагындыкова. В середине 70-х годов эстафету искусства принимает новое поколение молодых талантов Куралай Шаймерденова, Журсынбай и Ляззат Мукаева, Толеш Ибадилова, Сара Ермекбаева, Татьяна Михалева, Жанат Отаев, Жамбы Машимова, Рымбек Баязитов, Бекболат и Кенжеболат Тусупбаевы, Максут Нурмагамбетов, Кайкен Ахметов, Шаймурат Смагулов, Бибигуль Кусаинова. Большой популярностью в районе пользуется домбрист – импровизатор Жумкен Сеитов, неоднократный победитель областных и республиканских конкурсов. Начальные навыки юные таланты получают в детской музыкальной школе имени Ж. М. Байжанова села Баян-аул, основанной в 1970 году (первым директором была Куралай Шаймерденова), в музыкальной школе посёлка Майкаин (директор Рахымгали Нургалиев). Ежегодно эти школы пополняются молодыми талантливыми специалистами. Особо следует отметить заслуги Рахимгали Нургалиева, выпускника Семипалатинского музыкального училища, одного из первых, кто создал домбровый оркестр в районе. Затем его дело продолжил Серик Малаев, прибывший в Баян-аул в 1977 году. Большой популярностью пользовались ювелирные изделия народного умельца Есалинова Абдыкарима. Увлечение ювелирным мастерством приходит к нему по наследству от деда и отца. Участник I слета народных мастеров Казахстана (1957г.) на многих республиканских и областных выставках его зергерские работы отмечены призами и грамотами. Изделия мастера экспонировались в музеях Павлодара. Баянаульская школа мастеров-резчиков по дереву является примером продолжения традиций художественной обработки дерева. В изменившихся социально-экономических условиях ведущей формой деревообработки становится изготовление музыкальных инструментов, получившее передовую роль в начале 40-х годов в связи деятельностью по реконструкции казахского традиционного инструментария, осуществлявшейся в лаборатории-мастерской при Казахской консерватории им. Курмангазы (г. Алма-Ата). Выдающийся баянаульский мастер музыкальных инструментов Камар Касымов (1893 – 1966) внес большой вклад в развитие и усовершенствование казахских музыкальных инструментов. Им созданы кобыз-бас, кобыз-контрабас, а также новые виды домбры. Каждый свой музыкальный инструмент он инкрустировал оригинальным авторским орнаментом. В 1959 году правительство Монгольской Народной Республики, высоко оценив его вклад в усовершенствование и изготовление монгольских народных музыкальных инструментов, наградило мастера орденом «Алтын гаде» и почетной грамотой, а также занесло его имя в Почетную книгу граждан аймака Баян-Олгей.

Одна из главных ролей в развитии художественно-эстетической среды Павлодарской области принадлежит Павлодарскому драматическому театру им. Чехова (примечательно, что открытие театра состоялось в год окончания второй мировой войны в 1945 году). Театр артистическим составом полностью не был укомплектован, он нуждался в квалифицированном актёрском составе, и особенно, актерах закончивших Алма-Атинское театральное училище. За истекшие месяцы 1945 года коллективом драмтеатра было дано 179 постановок и концертов, в том числе 51 в областном центре. В послевоенные 1946 - 1950 годы особое внимание в обслуживании уделялось отдалённым районам области: Михайловский, Урлютюбский, Иртышский, Баян-Аульский, Максимо Горьковский. Во время посевной и уборочной компаний работали, образованные драмтеатром, две бригады: одна с постановками, другая с концертами. В колхозах и полеводческих бригадах коллектив театра проводил большую культурно-массовую работу: выпускали стенгазету, оказывали практическую помощь кружкам художественной самодеятельности. Коллектив театра активно способствовал интересу населения сёл к художественному оформлению костюмов и декораций, народной песне, музыкальным и танцевальным ансамблям, фольклору, музыкальной образованности, широкому распространению самодеятельных кружков. Коллектив областного драматического театра прививал населению области художественный и музыкальный вкус, который измерялся не только количественным, но и качественным содержанием. На первое место в проблеме воспитания художественной культуры населения Павлодарского Прииртышья коллективом театра выдвигалась задача качественного изменения структуры художественно-эстетического сознания и деятельности труженика в сторону серьёзного искусства, способного обогатить духовный мир этого труженика, сделать его лучше, чище.

Программные и ключевые произведения художников Павлодарского Прииртышья – уникальное культурное наследие Республики Казахстан

В конце шестидесятых годов в Павлодаре и Павлодарской области гремела слава народного театра оперетты (основатель народной оперетты А. В. Егорова-Лопатина), художественным руководителем и дирижёром которого был А.Меттус. Он же был создателем симфонического оркестра музыкального училища и в течение двадцати пяти лет являлся его руководителем. А.А.Меттус с 1960 года по 1988 год, до ухода на пенсию, работал педагогом в Павлодарском музыкальном училище. Он возглавлял отделение теории музыки в Павлодарском музыкальном училище. Свой педагогический дар он осознавал с детства. Композитор в воспоминаниях пишет, что в детских играх всегда был педагогом. Находясь к кругу старших, даже взрослых, он умел подчинить их своей творческой воле и повести за собой. Он легко находил контакт и с маленькими учениками музыкальных школ, и с учащимися музыкального училища. За четверть века Меттус - педагог подготовил и выпустил более ста шестидесяти теоретиков музыки, в их числе есть и профессиональные композиторы. К числу его учеников с благодарностью относят себя и многие исполнители-струнники, пианисты, дирижеры, духовики. Многие его воспитанники удостоены высоких званий и степеней, работают не только в странах ближнего, но и дальнего зарубежья. Теоретик музыки, Артур Александрович по природе своей был музыкантом-практиком, щедро одаренным чувством оркестра, ощущением полифонии тембров. Все это проявилось в одном из его любимых занятий – дирижировании. В детстве и юности Артур Александрович был постоянным исполнителем и руководителем многих инструментальных и вокальных ансамблей. «Я никогда не вел первый голос, а всегда расцвечивал основную мелодию подголосками», - вспоминает он о тех временах своего инструментального музицирования. Тяга к инструментальному музицированию повлияла и на композиторское творчество Артура Александровича. Читаем в его документах: «Мои сочинения: Концерт для скрипки с оркестром. Концерт для баяна с оркестром. Симфоническая поэма „Waldestust“. Карнавальная сюита для симфонического оркестра в 4-х частях. Романс для скрипки с оркестром. Вариации для скрипки с фортепиано. Две поэмы для фортепиано, одна из которых посвящена Павлу Васильеву. Сюита для скрипки и фортепиано в 5-и частях. Поэма для баяна. Цикл немецких песен на слова казахстанских немецких поэтов. Произведения для хора, камерного, духового, эстрадного, русского и казахского оркестров. Произведения для скрипки, виолончели, фортепиано, трубы, флейты, кобыза, домбры и другие».Всех, кому посчастливилось общаться с А. А. Меттусом, поражает поистине энциклопедическое разнообразие его дарований и увлечений. В числе увлечений художника, по натуре романтика, мечтателя, лирика- музыка и астрономия, охота и география, шахматы и фотография.В 1961 году А. А. Меттус становится членом Союза композиторов СССР. Многие годы он был бессменным председателем жюри на различных музыкальных конкурсах, членом правлений Прииртышского отделения Союза композиторов и областного музыкального общества, членом президиумов Фонда культуры и областного отделения Комитета защиты мира, президентом фотоклуба «Орион». Его работы успешно экспонировались не только на клубных именных выставках в Павлодаре, но и на ВДНХ в Москве, а также и на международных выставках в США, Франции, Испании, на Филиппинах. В числе творческого наследия А. А. Меттуса – ноты его произведений, сборники его песен, программа отчетного концерта Павлодарского музыкального училища имени П.И. Чайковского за 1961-1962 учебный год, где дирижером симфонического оркестра значится Артур Александрович, приглашение Союза композиторов СССР на VII Всесоюзный съезд композиторов, открывшийся первого апреля 1986 года, удостоверение делегата VIII Всесоюзного съезда композиторов и мандат III съезда композиторов Казахстана с правом решающего голоса, фотоработы А. А. Меттуса. А. А Меттус творчески сотрудничал с немецким ансамблем «Фройндшафт», для этого ансамбля в 1974 году он написал целую концертную программу в городе Караганде. В композиторском творчестве А. А. Меттуса есть и песни, и хоровая музыка и романсы для скрипки с фортепиано, и крупные оркестровые сочинения -симфоническая поэма, сюита «Кубинский карнавал». Многие свои произведения он посвятил родному городу, одно из них популярное среди павлодарцев «Мой родной Павлодар» В последние годы появились сочинения для флейты, трубы – это отражение мыслей, волнующих творца: духовое и духовное, музыка и космос. Сколько поэзии и цветовой гаммы, поэтической живописности, музыкальных образов хорового ноктюрна «Весенняя ночь», в прелестных песнях «Осенняя мелодия», «Весенний вальс», в пьесе для фортепиано «Импровизация».

Влияние особенностей художественно-эстетической среды Павлодарского Прииртышья на творчество деятелей культуры региона

Первого июля 1959 года Кромер Г. Э. назначили директором музыкального училища. Училище разместилось в филиале средней школы № 5. Мысль о создании малого симфонического оркестра зародилась у Гильды Эрнстовны давно. Будучи директором музыкальной школы, она старалась не упускать ни одной возможности приобрести нужные для оркестра инструменты. В 1963 году училище достаточно окрепло, было уже три курса, настало время создания симфонического оркестра. В феврале 1962 года на сцене драматического театра училищем проводился традиционный отчётный концерт. Появление во втором отделении концерта симфонического оркестра вызвало в зале бурю аплодисментов, общественность города Павлодара горячо приветствовало родившийся коллектив. Председатель колхоза 30-тилетия Казахской ССР, Герой Социалистического Труда Яков Германович Геринг в 1966 году открыл Дом культуры. У истоков открытия при Доме культуры музыкальной школы стояла Г. Э. Кромер. Уже в мае 1967 года в Доме культуры был дан первый отчётный концерт для тружеников колхоза. Впервые здесь, в селе, услышали детский хор, ансамбль скрипачей, маленьких баянистов, трубачей. Этот концерт стал хорошей пропагандой по привлечению детей колхозников к занятиям музыкой.

Егорова-Лопатина Агния Владимировна – выпускница Бостонской консерватории по классам фортепиано и вокала работала в Китае в Российском посольстве. У неё было великолепное меццо-сопрано, чистое и мощное. Старожилы помнят её пение в шестьдесят лет. Сама по внешности красавица, она обладала прекрасным голосом, прожила трагическую, но полную жизнь. Павлодарская народная оперетта по праву считается её детищем, её творческой идеей. Многогранность дарования Егоровой-Лопатиной А.В. выразились в развитии этого весёлого зажигательного искусства: здесь она была режиссёром, сценаристом, артистом, преподавателем по вокалу. Она горячо отстаивала и пропагандировала идею о том, что музыка должна быть неразлучна с народом, с почвой этого народа, с его историческим развитием. Сведений об истории создания уникального образца музыкального творчества – народной оперетте, рождение которого произошло в Павлодаре благодаря такому прекрасному музыканту, организатору Егоровой-Лопатиной А. В. почти нет. В музее литературы и искусства им. Бухар-Жырау имеются немногие воспоминания бывших участниц коллектива оперетты Калентьевой Людмилы Алесандровны и Кубатько-Асеевой Людмилы Ивановны. Муж Егоровой-Лопатиной Иван Пантелеймонович Лопатин имел сильный баритональный голос и мог петь партии в оперетте. Он часто выступал перед зрителями с сольными концертами. В оперетте «Вольный ветер» он пел и исполнял роль Галя (хотя по профессии он был скульптор). Небывалое изумительное явление в сфере искусства – народная оперетта в Павлодарском крае за время своего существования была центром досуга не только жителей Павлодара, но и его гостей. Коллектив оперетты знакомил слушателей с замечательными образцами музыкальных спектаклей: «Вольный ветер» И.Дунаевского, «Девичий переполох», «Поцелуй Чониты» Милютина. Художественным руководителем оркестра оперетты был Артур Александрович Меттус. Постановки проводились в зале Дома культуры профтеобразования. Народная оперетта в Павлодаре просуществовала семь лет с 1963 года по 1970 год. Из воспоминаний известно, что в 1960 году директор детской музыкальной школы на «Алюминстрое» Егорова-Лопатина А. В. была руководителем хорового кружка в Доме культуры имени Ленинского комсомола. Она, видимо, давно задумалась о создании оперетты в городе Павлодаре. Певцов в хор она подбирала очень тщательно: её интересовали не только вокальные данные, но и артистические способности. Егорова-Лопатина давала им несложные задания по школе актёрского мастерства, занималась постановкой голоса, добивалась, как сама говорила, «культурного звучания». Она научила петь и сделала мастерами вокала Михаила Толла, Ивана Ходуса, из павлодарских талантов отыскала в оперетту, которые могли петь классику Царёву Эллу, Владимира Васильева, Рудольфа Нефф. Много сил, энергии и здоровья отдала Агния Владимировна, чтобы к первой премьере оперетты «Девичий переполох» Милютина были сшиты костюмы, сделаны декорации, много усилий было потрачено, чтобы зазвучал настоящий живой оркестр, которым руководил Егор Егорович Конради. «Девичий переполох» зрителями был встречен овациями. Анализируя состояние художественной жизни Павлодара, можно с уверенностью сказать, что павлодарские художники достойно занимают свою нишу среди замечательной когорты казахстанских художников. К сожалению, на сегодняшний день в Павлодаре мало местных профессиональных художников-скульпторов. В основном заказы выполняются приглашенными известными казахстанскими художниками. Именно они заложили ту платформу, на которой сейчас работают павлодарские художники. Не все были с профессиональным образованием. Были просто очень талантливые люди, они много работали во вновь созданных художественных мастерских. Среди них был Иван Пантелеймонович Лопатин.