Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная жизнь Самарканда в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. : (Графика, живопись) Рахманкулова, Ифат Абдуллаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рахманкулова, Ифат Абдуллаевна. Художественная жизнь Самарканда в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. : (Графика, живопись) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Ин-т искусствознания.- Ташкент, 1990.- 27 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-9/3810-0

Введение к работе

. Один из древнейших городов -Самарканд, памятники которого пользуются мировой известностью, а сам он окутан тысячелетними легендами, в силу драматических обстоятельств в годы Великой Отечественной войны стал центром художественной культуры страны.

Жизнь Самарканда 1941-45 гг. дает исключительно яркий и поучительный пример, как в экстремальных условиях времени рождается опыт мобилизации сил и средств в интересах народа. Речь идет о том единстве фронта и тыла, который обусловил собой Победу в обороне Отечества и в полном разгрома ненавистного врага. Эта Победа была и в интересах антигитлеровской коалиции, и всей цивилизации, находящейся под угрозой дальнейшего распространения гитлеризма, рядившегося в тогу национал-социализма. Вставал вопрос о духовном потенциале советского народа, его способности вынести на своих плечах невиданные тяготы изнурительной войны, принесшей массовое уничтожение людей, городов, сел, промышленных и культурных центров. Главное, что эта трагедия выявила способность многонациональных республик Советского Союза смыкать свои ряды, когда на место павшего становится рядом стоящий в строю, и при всех потерях возмещать их быстрой перегруппировкой сил, переброской вглубь страны огромной массы действующих предприятий и учреждений, в том числе и дея-телей культуры, способных не только сохранить, но и поднять уровень художественной культуры'страны на будущее.

Наряду с огромным числом людей, оборудованием промышленных предприятий в годы войны в Узбекистан были эвакуированы 9 Академий и 48 вузов. Устройство людей в предельно уплотненном Самарканде было делом не простым. В годы войны в город и прилежащие к нему седа были переселены многие народности, насильст-

венно согнанные с родных земель (курды, балкарцы, крымские таг-тары, турки-месхетинцы и многие др.). Старики, женщины, дети -голодные, полураздетые, нуждавшиеся в самом элементарном жилье, пище, работе. Художники, как и асе кители Самарканда, внесли свою лепту в общее дело спасения сограждан.

Вести с фронта воодушевляли тружеников тыла и находили горячий отклик в многонациональной среде республик Союза. Проявления отваги и героизма, подлинного интернационализма и братства всех защитников Родины питали собой и искусство художник ков-самаркандцев и тех, кто нашел здесь приют в дни невзгод. Вместе о тем и искусство военных лет способствовало подъему патриотических чувств, которым отмечена вся художественная культура апохи. И все это в условиях, когда сталинская политика уничтожения самосознания народов, террора в отношении самых преданных бойцов революции, социальной и национальной несправедливости и подавления всякого свободомыслия оортавила еще невиданный клубок противоречий, так и не распутанный.до конца и в наши дни.

Изобразительное искусство страны было поставлено под удар сталинизма о его репрессиями и гонениями на неугодных ему "формальных течений". Само понятие "искусство для искусства" было равносильно вражеской вылазке. Столь же решительно отвергалась всякая самостоятельность творчества, исключая так называемый "социалистический реализм", само понятие которого не содержало в себе никаких художественных критериев. Искусство было зажато до предела диктатом административных ведомств. И.тем не менее советское искусство обнаружило запас прочности и веры в грядущую победу и несокрушимое братство народов. Причиной тому била, прежде всего, моральная сплоченность и та привязанность

к Родине, ее культурным ценностям, для выражения которых одних боевых лозунгов было мало. Истинная любовь к ней проявлялась художественными средствами, а показателем этой любви была глубина чувств и высота таланта. Они то и находили отражение во всех жанрах, вплоть до пейзажа - такого, казалось бы, далекого от человеческих трагедий и политических интриг.

К теме художественной жизни Великой Отечественной войны исследователи обращались не раз. Многочисленные рецензии, каталоги, газетные статьи, информационные выступления отражали великий подвиг этой незабываемой эпохи. В послевоенные годы было издано несколько книг, посвященных творчеству московских и ленинградских художников в годы Великой Отечественной войны. Но об эвакуированных в глубокий тыл художниках, которые вели прицельный огонь по врагу из далекого Самарканда, в них не было сказано ни олова. Лишь в 1984 году появилась книга Е.А.Кибрика , в которой говорилось и о самаркандском периоде творчества. Интереснейшая переписка двух корифеев советского искусства В.Фаворского и Н.Чернышева, освещающая в некоторой степени и время их пребывания в Самарканде, была представлена в статье В.Лапшина .

Расширили горизонт исследований прекрасно изданные каталоги "Восток в творчестве Народного художника СССР В.Фаворского" и "Сергей Васильевич Герасимов" . Обстоятельный и глубокий анализ графических работ был дан А.Д.Чегодаевым во вступительной

Е.Кибрик. Работы и мысли художника. М,, .1984. 2 Сб. "Панорама искусств", 1984, №7. Автор вступ, ст. Н.В. Апчинская. М., 1982. Автор вступ, ст. К.С.Кравченко. М., 1985.

статье к альбому "Русская графіка І94І-І960 гг." (М., 1979).

Наиболее пристальное внимание п освещение получили работы художников Самарканда периода Отечественной войны в работах А.Умарова1, Р.Такташа , в коллективном исследовании ученых Института искусствознания.

Тем не менее, целостная картина реальной художественной жизни Самарканда в годы Отечественной войны не была создана. Не был выявлен и глубоко освоен обширный художественный материал, раскрывающий и индивидуальность мастеров, и общность их мироощущения. Все это и определило выбор теш нашего исследования.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проблема сплоченности и взаимопонимания народов нашей многонациональной Родины имеет в настоящее время особо актуальное значение. Тема диссертации "Художественная жизнь Самарканда в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. (графика, живопись)" отражает взаимопроникновение культур русского, узбекского и украинского народов' в памятные годы тяжелейших испытаний, выпавших на долю народов мира, вовлеченных фашизмом в кровавую бойню.

Изучение данного вопроса позволяет также воссоздать более полную картину художественной жизни Самарканда, ставщую достойным звеном в истории изобразительного искусства Узбекистана и всего советского искусства и оказавшую влияние на формирование местных художественных кадров.

А.Умаров. Портретная живопись Узбекистана. Т., 1968. Р.Такташ. Изобразительное искусство Узбекистана. Т., 1972. Искусство советского Узбекистана І9І7-І972 гг. М., 1976. Под общей редакцией Л.И.Решеля.

Кроме того, выявление нового материала позволит значительно обогатить наш представления о худокестзотшй индивидуальности отдельных мастеров и их вкладе'в изобразительное искусство.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Автор поставил своей задачей
собрать в одно целое все доступные ему источники, архивные ма
териала, воспоминания, печатные и неопубликованные данные о ху
дожественной жизни Самарканда как главного художественного цен
тра в названные славные и мучительные годы. Конечная цель ис--
оледоваиия - изучить опыт общения и творческйго контакта ряда
выдающихся художников старшего поколения РСФСР, Украины, Узбе
кистана в экстремальных условиях единства фронта и тыла. Одно
временно ставилась задача выявления традиций разных художест
венных школ и опыта эстетического и патриотического воспитания
молодежи. Задача двуединая, сдокиая в историко-культурном, иде
йно-политическом и теоретическом осмыслении всего собранного
материала. '

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Художественная жизнь Самарканда военных лет (изобразительное искусство) не нашла в советском искусствознании должного и полного освещения. Попытка решения этой задачи впервые предпринята в настоящем исследовании.

В диссертации впервые использован значительный архивный материал, а также а научный оборот введен большой объем творческого материала, что позволит дополнить уже известные представления об отдельных художниках.

Изучение вопроса позволяет судить о характере взаимоотношения отдельных людей и в целом народов, об их дружбе и сплоченности, о взаимопонимании культур в памятные годы тяжелейших испытаний.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ. Предпринятое нами изучение законо-. мерностей развития живописи и графики в годы войны в Самарканде и одновременно воссоздание целостной картины художественной жизни той поры расширяет сферу исследовательских поисков и теоретических обобщений. Материалы диссертации могут послужить важным дополнением к истории узбекского и советского искусства и найти применение в лекциях и учебниках по соответствующей теме. Кроме того, диссертация проливает свет и на вопросы взаимопроникновения национальных культур, что особенно становится актуальным в наши дни.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Материалы диссертации легли в основу опубликованных и подготовленных к печати статей автора, докладывались на Республиканских (1980, 1982, 1985, 1986 гг.) и ежегодных вузовских конференциях, публиковались в журналах "Творчество", "Звезда Востока" и "Шарк Юлдузи"..

диссертация обоуждалась на кафедре живопиои художественно-графического факультета Ташкентского Государственного педагоги- . ческого института им. Низами и в секторе теори^ и социологии искусства Института искусствознания им. Хамзы Хаким-заде Ниязи.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. ИСТОЧНИКИ. Методологической основой исследования явились общие положения научной эстетики, а также труды ведущих искусствоведов страны. В процессе исследования использован метод системного подхода в изучении закономерностей творческого процесса, в также сравнительного анализа материала.

В процессе многолетних поисков стоило немалых усилий найти рассеянные по разным городам произведения художников, созданные в года войны в Самарканде. Автор многократно выезжал в Киев, Харьков, Одессу, Москву, Ленинград, Самарканд и Нукус для личных встреч и бесед с художниками военного времени, просмотра и

анализа их работ, изучения личных архивов, сохранившихся писем, стенограмм и дневников. Все эти материалы составили главное содержание данной диссертации. Использованы в работе воспоминания художников старшего поколения - Н.Н.Чернышева, В.И.Касияна, Е.А.Кибрика, А.Д.Зайцева, В.М.Орешникова. Неоценимую помощь в написании диссертации оказали консультации выдающихся ученых А.ДЛегодаева, Б.В.Веймарна, Л.И.Ремпеля. Путеводителем в научных поисках стали "Письма I94I-I960 гг." И.Э.Грабаря (М., 1983). Искреннее участие к исследованию проявили профессор Всероссийской Академии художеств А.Д.Зайцев и бывший директор Московского художественного института Л.И.Денисов.

Источником исследования явились также фонда Государственного Русского музея в Ленинграде и Третьяковской галереи а Москве, Киевского Государственного музея украинского искусства и Самаркандского Государственного музея истории культуры и искусства УзССР, материалы библиотеки Института искусствознания им. Хамзы Хаким-заде Ниязи.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из Введения, четырех глав: I глава - "Самаркандские художники довоенной и военной поры", П глава - "Московские художники в Самарканде", Ш глава -"Украинские художники в Самарканде", ІУ глава - "Ленинградские художники в Самарканде" и завершается Заключением и Еиблиогра-

Прилагается альбом с фоторепродукциями с рдбот, созданннх ' художниками в годы Великой Отечественной войны в Самарканде.