Введение к работе
В диссертации, в отличие от существующих в настоящее время научных трудов, рассматривается комплекс Ангкор-Ват в общем контексте кхмерской национальной традиции - духовной культуры, художественных особенностей национального искусства, а также изучается связь архитектуры и скульптурного оформления храма.
Ансамбль храма Ангкор-Ват бесспорно является важнейшим культурно-историческим памятником юго-восточной Азии, расположенным на территории северо-западной части Камбоджи.
Ангкорский период истории Камбоджи (ІХ-ХІІІ вв.н.э.) искусствоведы называют классическим периодом развития средневекового зодчества и ваяния.
В древности этот храм кхмеры называли Врах Вишнолока, привычное для современников название, вошедшее во все научные труды, комплекс получил лишь XIX столетии.
В архитектуре храма, орнаментальном оформлении экстерьера отразились черты, присущие индуистскому архитектурному и декоративному искусству, а в оформлении внутреннего убранства прослеживаются черты индуистских (рельеф на стенах) или буддийских традиций (скульптура).
Храм Ангкор-Ват в настоящее время широко известен. Об этом храме написан множество книг. Однако специфика архитектурных форм, так и художественных особенностей данного архитектурного комплекса храма не были достаточно изучены, до настоящего времени не было опубликовано подробных искусствоведческих исследований об этом памятнике.
Художественная система декора Ангкор-Ват до настоящего времени не отражена во всей полноте ни в исследованиях зарубежных, ни отечественных (камбоджийских) исследователей.
В данной диссертационной работе делается первая попытка рассмотреть художественные особенности пластических решений в декоративном убранстве Ангкор-Вата, выявить их связь с архитектурными формами.
В Камбодже 1080 храмов, я выбрал именно этот, потому что он является культурным символом - сердцем Камбоджи.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования - изучить особенности пластического и орнаментального декора фасадов и интерьеров ансамбля, описать художественную систему сакрального пространства, принципов сложения декоративного убранства интерьера и экстерьера с учетом особенностей национальной культуры кхмеров, существенное отличие данного памятника архитектуры от творений, созданных ранее или позднее его.
Одна из важнейших задач - выявить традиционные национальные черты искусства Камбоджи, которые нашли отражение в пластике и орнаменте убранства храма.
Таким образом, предмет исследования - культурная, художественная ценность ансамбля Ангкор-Ват.
Автором диссертации были сделаны фотографии храмового комплекса Ангкор-Ват, был выверен общий план этого храма.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые в практике камбоджийского искусствоведения делается попытка комплексного научного изучения художественной системы декора Ангкор-Ват, рассмотрения художественных
особенностей пластических решений в декоративном убранстве Ангкор-Вата, выявления их связи с архитектурными формами.
Впервые исследованием национальных традиций декора этого ансамбля как наиболее полного выражения духовного содержания культуры кхмеров занимается кхмер, что придает исследованию новизну в раскрытии национальных этнических ценностей Анг-кор-Ват.
Границы исследования.
Описание чисто архитектурных особенностей данного архитектурного комплекса не входит в задачи представленной диссертационной работы.
По ходу исследования обратились рассмотрению особенностей лишь тех архитектурных построений, которые непосредственно связаны с пластическими элементами декоративного убранства, их композицией и т.д.
В наши задачи также не входило подробное и полное изложение сложной системы мифологической и религиозной культуры кхмеров, и все же нам представляется необходимым изложить ведущие принципы мировоззренческих основ его строения, дать представление об образной системе кхмерской национальной культуры, о традиционной идейной основе декора ансамбля.
Предполагаемый результат - расширить и углубить представление искусствоведов о кхмерском искусстве периода его расцвета.
Практическое значение диссертационной работы заключается в том, что она может быть использована как учебное пособие по истории декоративной пластики Камбоджи, а также для специалистов, работающих над реставрацией памятника в настоящее
- б -
время.
Методика исследования.
Основным методом исследования выступает системный анализ конкретного материала, его оценка с позиций его эстетической и конструктивной наполненности.