Введение к работе
Актуальность данной работы состоит в том, что в отечественном искусствоведении отсутствуют систематические исследования художественной панорами как одного из популярных и массовых видов изобразительного искусства. Подтверждается актуальность этой работы к тем, что в настоящее время создается немало ковлх панорам и реставрируются старые, что свидетельствует о дальнейшем развитии этого специфического вида искусства.
Панорамное искусство является массовым зрелкитэм, оно стало важный фактором демократизации искусства на рубеже lb-19-го столетий. Панорама понятна и достугна каждому, даже непросвещенному зрителю.
Нам. людям 20-го зека, которые живут среди массы зрительных впечатлений, книжных и журнальных иллюстраций, тиражированных репродукций, фотографий, плакатов, не говоря уже о кино, видеокассетах и телевидении - трудно себе представить то огромное воздействие, которое оказывали первые панорамные картины на простых людей 18 - 19-го веков. Раньше они встречались с изобразительным искусством преимущественно в храмах, где темы изображений были далеки от повседневной действительности, а произведения станковой живописи принадлежали избранным, так кок украшали залы дворцов и частных коллекций. Панорама же изначально предназначалась для массового зрителя. Появление утих огромных иллюзорно воспроизводящих явления жизни изображений воспринималось, действительно, как некий чудесный феномен. Панорамы поражали своей масштабностью, топографической точностью изображения, умением передавать явления действительности с предельной зрительной достоверностью. Они как бы переносили тысячи людей в далекие страны и города, в прошлые времена. Это было, пожалуй, первое крупное проявление искусства "масс-медиа".
Будучи по своей природе.массовым, панорамное искусство имеет большую силу общественного воздействия. И в этой отношении живописную панораму нежно причислить к монументальным искусствам с их способностью воздействовать на коллективное сознание масс.
Поначалу панорамы не, принято было считать "настоящим" искусством, потому что впервые они пояеились в местах простонародных увеселений, на ярмарках, и- были предназначены для самого массового зрителя. Да и впоследствии панораму нередко рассматривали как некий ярмарочный аттракцион, недаром слово "панорама" писалось через дефис со словом "балаган" или "иллюзион".
Во второй половике 19-го - начале НО-гс века быстро растущая популроность и большие доходы от показа панорам, их высокая экономическая рентабельность привели к тому, что панорам стало великое множество, причем создавались они наспех и часто слабыми, ре-месленными художниками, п это, деиствцтелько, настолько снизило художественный урозень большинства панорам, что они не без основания считались тогда грубым лубочным зрелищем.
Но нельзя отождествлять зту негативную сторону развития живописной панорамы с ее* принципиальными возможностями как нового^ специфического айда искусства - оно выдержало испытание вреь'енем, хстл и переживало свои периоды подъёма и спада.
И лоннне живописные панорамы остаются любимым к широко посещаемым зрелищем, имеющим больиое познавательное и эстетическое значение. Это относится как к зарубежным, так и к отечественным па-нораиац. Например, панораму "Сталинградская битва", при все? ограниченности ее пропускной способности, за пять лет с момента её открытия посетило более двух миллионов человек.
Степень изученности предмета. Несмотря на популярность панорамного искусства и его бесспорное воздействие на огромные массы льдей, оно изучено крэйке слабо. Показательно, что в ходе подготовки данной работы библиографические сведения, относящиеся к 'живописной панораме, доводилось находить не только в специальных рубриках (искусс'ТЕоводение, архитектура), но и в самых неожиданных разделах каталога библиотеки им.Ленина, например, таких, как "Акционерные общества", "Всемирные выставки", военный и иностранный отделы этой библиотеки. Большие трудности встречались и при разыскании сведений о панорамах в периодической печати, особенно проилого века.
В специальной литературе 19 - гО-то столетий, посвященно-л изо-„ бр&зктельнсиу искусству, панорамное искусство обычно никак не выделено. Художники, работавшие только в области пгнорамной живопи-
си, причем даже те, кто создавал известнейшие, уникальные панорамы (Лрево, Ланглуа, Ьраун и др.), не упоминаются в литературе своего времени, да и во многих наших исследованиях по искусству 19-го столетия. Если же встречаются сведения о панорамах, созданных художниками-станковистами, то они даются в общем ряду их работ, без выделения специфики панорамы.
Сказанное относится и к справочной литературе как прошлого, так и настоящего времени. Так, например, в трех изданиях ВСЭ статьи "Панорама" предлагают различные, порой противоречащие друг другу определения этого понятия и к тому же содержат много неточностей в отношении первых советских панорам и их авторов.
О слабой изученности панорамного искусства но только у нас, но и в других странах свидетельствуют и материалы научного коллоквиума, проходившего в Лондоне 25-27 апреля 1985 г.
Новизна и практическая ценность данной диссертации заключается прежде всего в максимальной полноте сведений об искусстве художественных панорам и в систематизации этих разрозненных сведений, благодаря чему появилась возможность рассмотреть искусство панорамы как закономерное.историческое явление, одно из существенных проявлений культуры своего времени.
Впервые история панорамного искусства рассматривается нами не. изолированно, по отдельным странам, а синхронно и комплексно -во взаимодействии мастеров панорамного искусства разных стран и национальных художественных школ, как неотъемлемая часть общего художественного процесса.
' Поэтому данное исследование ыожет получить практическое применение при изучении истории мировой культуры новейшего времени. Диссертация может татасе служить пособием при создании новых панорам.
Многие впервые публикуемые здесь фактические материалы были собраны путей личной переписки с деятелями панорамного-искусства или их наследниками, а также найдены нами в архивах, фондах различных музеев и отделах городских управлений Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда и других городов. Так, например, работая в фондах Центрального музея Революции в Москве, Музея истории архитектуры им.А.В.Щусева и Государственного иузея-панорамы
"Сталинградская битва", удалось найти материалы, чертежи', эскиза и полотна, относящиеся к первому этапу развития панорамного искусства в СССР, в том числе к неосуществленные проекты.
Многие дачные, приведенные в диссертации, базируются на переписке автора с сотрудниками панорам различных стран мира. Так, интересные материалы и документы были получены в фото- и ксерокопиях из Лейпцигско'і городской библиотеки, Мюнхенской Академии художеств, архива Копенгагена и Центра реставрационных работ в Цюрщ-с. Эти материалы представлены в приложении к диссертации.
На основании всех собранных и систематизированных фактических данных составлен всемирный каталог панорам, о которых имеются какие-либо сведения. Кроме того, специально выделен список ныне действующих живописных панорам всех стран мира и дан перечень архитектурчых ротонд, построенных для их демонстрации.
Необходимо подчеркнуть, что, хотя в 19- м столетии в Европе насчитывалось несколько сот панорам, до наших дней доали очень немногие из них. Панорамы гибли в многочисленных пожарах, ветшали кз-за несовершенного оборудования и особенно при пере возке полотен КЗ одного города в другой, что в свое время было весьма распространено. Многие полотнища панорам покрывались другими изображениями, а некоторые просто уничтожались, когда интерес публики к данной панораме иссякал. Погибали они нередко вместе с архитектурными ротондами, когда этого требовали нозые градостроительные задачи, И даже когда делались попытки сохранить живописные части панорам, зто редко удавалось, так. как возникали большие трудности пры снятии и транспортировке огромных полотен.
Чацв всего приходилось искать сведения о инораыах в современной периодике, а таюсе судить о них по планам и буклетам, которые продавались в кассах вместе с входными билетами, а также по ре-продукцикм. Понятно, что полученные таким образом .сведения достаточно отрывочны. Кроме того, ь этих материалах чаще всего приводятся -лиль географические и исторические сведения о сюжетах па-нораи, а рецензии в прессе, как правило, носят рекламный характер Л все же собранные материалы позволили сделать определенные выводы, касавшиеся природы этого вида искусства, его происхождения и истории развития.
Апробацию данная работа получила ь ряде публикаций и сообщє-
ний на научных конференциях, посвященных панорамному искусств;', в том числе и в материалах выставки Общества панорам и диорам в Лондоне, приуроченной к двухсотлетию первой панорамы.
Автору доводилось также консультировать и оказывать методическую помощь при создании некоторых современных панорам, когда архитекторы, художники и другие специалисты из Болгарии, Венгрии, КНДР и других стран и городов с целью изучения нашего опыта, приезжали на панораму "Сталинградская битва".
Основные положения и главы диссертации обсуждались и получили одобрение коллектива Отдела монументального искусства и архитектуры НИИ Академии художеств.
Структура диссертации определяется логикой самого материала и историко-культурный аспектом его рассмотрения: она состоит- из введения, первой главы, характеризующей специфику искусства панорамы, и еще дзух глав, соответствующих основным этапам её развития в 19-м и 20-ы веках, а также краткого заключения , подводящего итоги исследования.