Введение к работе
Актуальность темы. Проблема методов работы византийских и юствиэантийских художников выходит на первый план современной
- 4 -науки. Ее решение затрудняется, однако, полным отсутствием данных об обиходе византийских мастеров и утрате книг образцов, этих опор системы канонического православного искусства. В сложившейся ситуации фундаментальное исследование книги моделей высокого класса, исполненной в первые десятилетия после падения Византии, когда формы художественной жизни еще не отошли от особенностей византийской традиции, способно дать новый импульс в разработке проблемы.
Установленная типология рукописи создает базу для решения вопроса о степени традиционности немногих сохранившихся книг образцов XVI в. и многочисленных греческих и русских серий графических листов (прорисей) XVII - XIX вв. Одновременно появляется возможность для поисков отдельных фрагментов и непосредственных копий византийских книг образцов в художественных произведениях Византии и Запада, а также новой интерпретации кратких и порой нечетких указаний на образцы в нарративных источниках, как древних, так и позднейших. Все эти новые данные позволяют утвердиться в определенном понимании метода работы виэантийсхих и поствизантийских художников, дают материал для их сопоставления. И, наконец, введение в научный оборот такого уникального памятника, каким является греко-грузинская рукопись, обогащает многие направления исследования византийского и поствизантийского искусства, в первую очередь иконографические изыскания и работы атри-буционного характера.
Степень изученности темы. Определение рукописи РНБ как афонской книги образцов конца XV века было впервые предложено нами. Предыдущие исследователи видели в рукописи сборник духовного содержания (Н.Л.Окунев) или Менологий уникального состава (П.Мийович, В.Д.Лихачева). Датировка рукописи также предлагалась
- 5 -в достаточно широких границах: XIV в. (Н.Л.Окунев, В.Н.Лазарев, П.Мийович, В.Д.Лихачева), XIV-XV вв. (Ш.Я.Амиранашвили), XV в. (Е.Э.Гранстрем), концом XV-началом XVI в. (Л.Шервашидзе). Последняя датировка наиболее убедительна, она основана на сопоставлении стиля миниатюр кодекса с иллюстрациями двух грузинских датированных манускриптов: Псалтири 1495 г. и Четвероевангелия 1504 г. (обе в Институте рукописей в Тбилиси, А-351 и Q 920). В.Д.Лихачева обратила особое внимание на множество источников иконографии у художников рукописи РНБ 0.1.58.
Идентификацию отдельных грузинских и греческих текстов рукописи и их палеографический анализ произвели впервые в 1912 г. Н.Я.Марр и В.Н.Бенешевич. Их датировка рукописи на основе палеографических данных - не ранее XIV-XV в. Работа в этом направлении была продолжена Е.П.Метревели и Б.Л.Фонкичем по просьбе автора настоящего исследования. Е.П.Метревели отнесла грузинский текст манускрипта к XVI в. Б.Л.Фонкич (которому принадлежат все использованные в данной работе переводы греческих текстов и их идентификация) пришел к выводу об их написании в афонском Иверс-ком монастыре в конце XV-начале XVI в. Предположение об исполнении рукописи 0.1.58 в скриптории Иверского монастыря было высказано впервые еще Ш.Я.Амиранашвили.
Поствизантийские книги моделей, путем сравнения с которыми в первую очередь возможно установление типологии греко-грузинской рукописи, изучены недостаточно. Особенности двух самых древних из них, относящихся к XVI в. (одна - в армянском монастыре Мхитаристов в Венеции; другая, сохранившаяся фрагментарно, в виде одного листа с изображением святых за декабрь - в библиотеке Иельского университета) рассмотрены в работах С.Дер Нерсесян и Г.Бухталя. Исследователи пришли в выводу о копирова-
ний поствизантийскими художниками памятников византийского искусства (в первом случае цикла Жития Богоматери из палеологовс-кой книги образцов художника-монументалиста, во втором - иконного Менология эпохи Комнинов). Обширный материал русских и греческих прорисей XVII в., также интересный для нашей темы, имеет лишь описания - соответственно в работах прошлого века Н.В.Покровского и статьях современной греческой исследовательницы Л.Бу-рас. Сколько-нибудь обобщенные серьезные исследования прорисей отсутствуют.
Средневековым западным книгам моделей (привлечение которых при решении вопросов о типологии греко-грузинской рукописи также необходимо), посвящено обстоятельное исследование Р.В.Шеллера; оно содержит фундаментальные выводы, в частности, о фиксации в западных книгах моделей в первую очередь элементов стиля, а не иконографии, об особенностях их техники, о принципиальном их отличии от византийских сводов такого рода. Существенные замечания относительно западных книг моделей имеются также в работах К.Вейцмана, О.Демуса, О.Гиллена и Г.Бухталя.
Византийские толковые (текстовые) подлинники, структура которых сопоставляется нами с составом миниатюр и текстов греко-грузинской рукописи, рассмотрены в науке лишь в общих чертах. Они описаны и частично переведены на русский язык епископом Порфирием (Успенским); первое исследование древнейших среди этих наставлений византийских художников предпринято Н.В.Голубцовым, проследившим в суммарном виде их сложение преимущественно на материале литургических книг. В современной науке происхождение содержащихся в подлинниках описаний внешности святых уточняют работы Ж.Дагрона.
Ерминия Дионисия Фурноаграфиота 1701-1745 гг., являющаяся
- 7 -юствизантийским памятником такого рода, оценивается в научной питературе как сложное, неоднородное и неодновременное образова-іие. Г.Брокгауз видит в текстах Ерминии канонизацию палеологовс-сой иконографии, А.И.Яковлева - приемов письма также палеоло-'овского времени, хотя по языку, хах считает М.Рестле, оформлене памятника можно датировать поствизантийским временем, между L500 и 1630 г.
Рассмотрение проблемы византийских образцов, ни один из которых не дошел до наших дней, как и вопросов метода работы ви-(антийского художника коренным образом связано с решением стоя-іей перед нами задачи. В трудах О.Демуса, Э.Китцингера, С.Дер іерсесян, О.Гиллена, К.Вейцмана гипотетически, на основании ши-зокого изучения памятников монументального искусства и миниатюр іукописей предложена реконструкция одного из типов византийских ;ниг моделей в виде обширного изобразительного свода. Метод работы художника с подобными сводами заключался, по мнению иссле-ювателей, в отборе художником необходимых ему иконографических :хем и отдельных мотивов. Э.Китцингер также считает, что существовал другой тип образцов, по своей организации напоминающий за-іадньїе, которые фиксировали по преимуществу стилевые особенности сивописи.
Цели и задачи исследования состоят в определении типологии реко-груэинской рукописи 0.1.58 РНБ, а также в уточнении време-[и и места ее создания. Одновременно решается задача по выявле-іию изобразительных моделей рукописи, которые, судя по времени ісполнения памятника, являлись произведениями византийской эпохи їли были современны греко-грузинской рукописи. Результаты произ-іеденного исследования (установленная типология рукописи в целом і прототипов отдельных ее циклов), соотнесение их с сохранивши-
- 8 -мися аналогичными памятниками дают возможность выявить определенные виды как поствиэантийских, так и византийских книг образцов. Рассмотренный материал подводит к решению в данной работе вопроса о способах работы поствизантийских и, частично, византийских художников.
Научная новизна исследования. Впервые вводится в научный оборот в полном объеме уникальный по своей типологии памятник конца XV века - книга образцов, исполненная в Иверском монастыре на Афоне. На его основе в работе рассматривается в новом ракурсе проблема образцов в поствизантийской и византийской живописи, метод работы средневековых художников восточно-христианского мира.
Апробация работы. Основные положения работы высказаны в ряде изданных и подготовленных к печати статей, а также в докладах на научных конференциях: "Греко-грузинская рукопись в собрании ГПВ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина" - научная конференция "Проблемы изучения коллекций славяно-русской и византийской иллюминированной книги", ВНИИ Искусствознания МК СССР, Москва, май 1979 г.; "Грузинские и греческие мастера в Ивироне около 1500 г." - научная сессия АН ГССР "1000-летие со дня основания грузинского научно-просветительского центра на Афоне", Тбилиси, октябрь 1982 г.; "Скрипторий Иверского монастыря в конце XV-начале XVI века" - научная конференция по византийскому искусству, Ленинград, Гос. Эрмитаж, апрель 1992 г.; "Проблема образцов в критской живописи XV века", международная конференция "Критская школа живописи", Ираклион (Греция, Крит), октябрь 199 3 г. - где получили положительную оценку.
Структура работы. Работа состоит из введения, пяти глав и заключения. Гл. I. Описание рукописи. Состав текстов. Гл. II.