Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фрески церкви Климента 1153 года в Старой Ладоге (опыт исследования разрушенных стенописей) Васильев, Борис Григорьевич (искусствовед)

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Васильев, Борис Григорьевич (искусствовед). Фрески церкви Климента 1153 года в Старой Ладоге (опыт исследования разрушенных стенописей) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Санкт-Петербург, 1994.- 16 с.: ил.

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Сравнительно небольшое число фресок раннего периода истории древнерусской мону-італьной живописи, сохранившихся до наших дней, делает чрезвычайно важным от-,ітие каждого нового памятника. Этот список пополняется росписью церкви Климента іЗ г. в Старой Ладоге, обломки которой подняты по следам раскопок руинированного ора.

Актуальность всестороннего изучения ансамбля по фрагментам вызвана назревшей бходимостью исследования других многочисленных аналогичных коллекций, накопив-хся в музеях.

Основная цель диссертации — исследование живописного убранства церкви Климента разрозненным осколкам, составляющим по объему лишь незначительную часть всей писи. Для достижения поставленной цели последовательно — в соответствии с ходом оты художественной артели — решаются конкретные задачи по вопросам технологии, ники и стилистических особенностей живописи памятника.

В основу методики положен опыт реставрационной и искусствоведческой практики ледования стенных росписей. Вопросы технологии приготовления растворов и красок лаются преимущественно по данным лабораторных анализов. Важное значение в атри-,ии фрагментов живописи имеет постоянное сопоставление имеющегося в наличии ериала с фресками, уцелевшими на стенах других храмов. Принципиально новое ество предлагаемой методики заключается в соединении проблемных вопросов по полгу циклу производства стенных росписей.

Предлагаемая работа — первое комплексное исследование ранее неизвестного живо-ного ансамбля церкви Климента 1153 г. Также впервые предлагается опыт анализа ожественных особенностей вкупе с полученными данными технико-технологических ісканнй по памятнику, дошедшему до нас только в виде мелких кусочков. Другая рона проделанной работы характеризуется тем, что изучение стенописи проведено без дварителыюго восстановления фресковых композиций художниками-реставраторами.

Практическое значение диссертации заключается в том, что она может служить ме дической основой для исследования подобного рода материала вне зависимости от і количества в пропорциях к площади всей росписи храма. Этот метод может быть примен также и к фрескам, сохранившимся на стенах церквей, что поможет в дальнейшем опери] вать при сравнении стенописсй значительно большим объемом данных, чем было принято сих пор. Применение нашей методики наиболее целесообразно в работе архитектурно-ар: ологических экспедиций при первичном обращении к памятнику, коїда вновь получеш сведения по архитектуре и живописи, взаимодополняя друг друга, помогут составить наи лее полную картину истории строительства и украшения ансамбля.

Основные проблемы исследования фрагментов фресок церкви Климента изложены научных конференциях и симпозиумах в Новгороде, Санкт-Петербурге и в Москве.

По итогам визуального обследования растворов и красок впервые поставлены конкр ниє задачи перед лабораториями. Такого рода сотрудничество реставрационных орга заций и историков искусства способствует успешному решению радикальных пробле ремонтах и поновленнях стенописей, о специфике методов письма. Обоюдная заиитере ванность-реставраторов и исследователей фресок в самом широком охвате памятников получения исходных данных по технико-технологическим вопросам помогла создать п чную и, думается, постоянную основу для дальнейшего сотрудничества специалист связанных со всеми аспектами изучения стенных росписей.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ