Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование художественной школы Крыма. Региональные особенности, своеобразие и тенденции развития (конец XIX - первая половина XX века) Алексеева Елена Николаевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алексеева Елена Николаевна. Формирование художественной школы Крыма. Региональные особенности, своеобразие и тенденции развития (конец XIX - первая половина XX века): диссертация ... кандидата : 17.00.04 / Алексеева Елена Николаевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова»], 2019.- 185 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование художественных центров в Крыму в конце ХІХ – начале ХХ века 22

1.1. Мастерская и картинная галерея И.К. Айвазовского как центр художественной жизни Крыма в конце XIX–начале XX века 23

1.2. Общества любителей искусства Крыма и их роль в развитии культуры полуострова в 1890-х – 1910-х годах 48

1.3. Художественные объединения и выставочная деятельность в Крыму в 1900 – 1910-х годах 56

Глава 2. Сложение системы художественного образования в Крыму 78

2.1. Частные студии Крыма первых десятилетий ХХ века как начальная ступень нарождающейся системы художественного образования 78

2.2. Основание Крымского художественного училища имени Н.С. Самокиша. Его место в системе художественного образования в СССР 98

2.3. Становление национальной школы крымско-татарского искусства .106

Глава 3. Роль творческих объединений и Союза художников Крыма в активизации художественной жизни и развитии художественного образования в Крыму в 1920-1940-е годы 116

3.1. Профессиональные объединения художников 1920-1940-х гг 116

3.2. Союз художников Крыма и его вклад в становление местной школы живописи 122

3.3. Выставочная деятельность в советском Крыму в зеркале художественной критики 124

Заключение 155

Источники и библиография 163

Мастерская и картинная галерея И.К. Айвазовского как центр художественной жизни Крыма в конце XIX–начале XX века

История художественной жизни полуострова начинается с Феодосии и неразрывно связана личностью Ивана Константиновича Айвазовского. Он был первым живописцем, который, получив образование в Академии художеств и европейское признание, вернулся в родной город и прожил в нем всю свою жизнь. Характеризуя значение и масштабы деятельности великого мариниста, Н.С. Барсамов отмечал ее огромное влияние на феодосийскую жизнь, которое выразилось в превращение города в один из центров живописной культуры Юга России и создания фундамента для развития феодосийской школы живописи. Кроме того, деятельность И.К. Айвазовского благотворно сказалась на развитии художественной жизни Крыма в целом36. О роли Айвазовского в формировании Феодосийской пейзажной школы писал и М.А. Волошин37.

С целью развития искусства в Крыму И.К. Айвазовский в 1865 году организовал художественную школу, тем самым заложив начало истории художественного образования на полуострове. О намерении художника устроить мастерскую, «которая в то же время послужила бы и школой живописи для того края…» еще в 1846 году сообщал русский писатель, поэт и драматург Н.В. Кукольник38.

Начинание воплотилось в жизнь спустя почти двадцать лет. В 1865 году в Петербургскую Академию художеств был представлен проект об учреждении художественной школы в Феодосии с субсидией от правительства, который, по словам Н.В. Кукольника поддержку не получил. Тогда же с целью сбора средств для организации школы, Айвазовский, открывая выставку своих картин в Петербурге в январе 1865 года, просил указать в объявлении, что денежный сбор «назначается на устройство мастерской на родине художника»39.

Художественная мастерская была создана в 1865 году и Ивана Константиновича зачислили на службу в Академию художеств. Своей целью мастер видел привлечение к занятиям искусством тех художников, которые пожелают пользоваться его советами и руководством. Художник полагал, что его усилия принесут плоды очень скоро, так как в столь удаленном от столиц регионе, каким тогда являлся Крым, найдется немало одаренной, но малообеспеченной молодёжи, неспособной по материальным причинам предпринять далекое путешествие ради повышения уровня образования. Создание художественной мастерской было призвано способствовать развитию художественного образования в Крыму.40 Благодаря работе в мастерской художник постоянно был рядом с творческой молодежью и это давало ему возможность уверенно представлять своих учеников перед профессурой Академии, просить о помощи и поощрении.

Основываясь на том, что в своей программе занятий мастерской он следовал стандартам Академии, Айвазовский претендовал на зачисление его на службу при Академии художеств со всеми правами, какими пользуются профессора, исключая, по понятным причинам, получение жалованья41. К привилегиям, вытекающим из такого положения относилась большая свобода, нежели была возможна для штатных профессоров, так как художник имел возможность отлучаться из Феодосии в столицы и за границу без разрешения Академии.

Работы первых его учеников были представлены на Совет Петербургской Академии художеств. К числу выдающихся учеников Айвазовского относятся: Л.Ф. Лагорио, А.И. Фесслер, Э.Я. Магдесян, А.В. Ганзен, М.П. Латри. Через мастерскую великого мариниста в юношеские годы прошли А.И. Куинджи, К.Ф. Богаевский и другие. Живописные и графические работы учеников И.К. Айвазовского свидетельствовали об их высоком профессиональном уровне. Творчество этих художников оказало особое влияние на развитие искусства в Крыму.

В основе творческого метода И.К. Айвазовского лежал принцип письма «по памяти», без опоры на натурные наблюдения, с участием воображения, и, как правило, в один приём. Эту художественную концепцию Айвазовский выразил в своем знамеитом высказывании: «Живописец, только копирующий природу, становится её рабом, связанным по рукам и ногам. Человек не одарённый памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отменным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда»42.

В свою очередь, ученики, верные традициям учителя, сумели каждый создать собственный стиль. Так, сын неаполитанского консула в Феодосии Лев Феликсович Лагорио (1827 – 1905), увлеченный творчеством мастера, оказался в его мастерской в юношеские годы. Восхищение творчеством учителя определило тяготение Лагорио к морскому пейзажу. Дальнейшее образование П.Ф. Лагорио получает в Петербургской Академии художеств, в классе профессора М.Н. Воробьева.

Любимым мотивом Лагорио было морское побережье. Он передавал в различных сочетаниях состояния моря и участка суши, примыкающей к нему. В морских пейзажах он придавал особое значение передаче освещения и воздушной перспективы. Так, в работе «Морской пейзаж» (Рис. В. 1.1) непосредственность натурных впечатлений подчеркивается мастерством передачи световых эффектов в традициях романтической и академической пейзажной живописи. Видимо, романтический подход был привит художнику его наставником, профессором М.Н. Воробьевым. Однако известно, что и сам Л.Ф. Лагорио уделял особенное внимание изучению моря, много писал с натуры, что дало ему возможность преодолеть ограниченность академического подхода. В картине легкими мазками подчеркнута прозрачность воды, мастерски написано хмурое небо, тяжелые облака.

Сопоставляя работы Лагорио с наследием его первого наставника – И.К. Айвазовского, можно увидеть, что его трактовка морского пейзажа отличается безмятежностью и лиризмом, противоположным эмоциональной приподнятости картин Айвазовского, с их тяготением к пафосу и героике. Вместе с тем, картины этих художников, по мнению исследователей, раскрывают различные грани романтической концепции пейзажа. У Айвазовского морская стихия предстает в своем величии и буйной мощи, в огненных закатах, играющем на волнах лунном свете, отваге людей, борющихся с морем. В отличие от своего учителя, Лагорио уделял больше внимания передаче настроения – камерности и созерцательности в скромных сюжетных мотивах – с помощью необычной игры света, воздушной перспективы и сдержанной палитры.

Выдающимся учеником Айвазовского был современник Лагорио – Адольф Иванович Фесслер (1826-1885). Сын ремесленника из Богемии, он вместе с родителями приехал в Крым. Его дарование было замечено в симферопольской гимназии преподавателем рисования художником Гроссом, который порекомендовал ему ехать в Феодосию и учиться у И.К. Айвазовского. В годы обучения под руководством знаменитого мариниста А.И. Фесслер наблюдал за его работой и занимался копированием картин. Следствием этого, как отмечают исследователи, прежде всего Н.С. Барсамов, он сравнительно быстро освоил технику живописи и снискал среди своих современников славу лучшего копииста Айвазовского. Однако, он не остановился на этом ремесленническом зананятии и со временем начал работать творчески, в жанре пейзажа, отдавая предпочтение крымским видам43.

Пройдя хорошую подготовку, в 1860-м году начинающий художник был зачислен в Московское училище живописи и ваяния. О годах его учебы сведений практически не сохранилось. Видимо, он бывал в Москве наездами. работая, в основном, в Феодосии под руководством учителя. В постижении тонкостей ремесла ему очень помогали природное трудолюбие. Тщательное изучение натуры позволили А.И. Фесслеру найти свой стиль.

Как отмечается в исследовательской литературе, посвященной творчеству художника, к середине 1860-х годов А.И. Фесслер начал писать профессионально, о чем свидетельствуют работы, созданные им в 1860-1880-х годах. Он выработал собственный стиль и композиционно-живописные приемы.44. Фесслер был талантливым рисовальщиком. Его живописные произведения отличаются детальной проработкой всех элементов пейзажа. Так, картина «Ялта» (1869) (Рис. В. 1.2) обращает на себя внимание тщательной прорисовкой деталей ландшафта. Он изображает спокойное, умиротворенное, море. Лирическое настроение картины передает ее теплый гармоничный колорит, но при этом художник сохраняет точность изображения, даже документальность.

Художественные объединения и выставочная деятельность в Крыму в 1900 – 1910-х годах

В первые десятилетия ХХ века в Крым приезжают многие талантливые художники, воспитанники Императорской Академии художеств и других учебных заведений России. Часто причиной тому было участие в создании дворянских усадеб, строительство и обустройство которых активно проходило в этот период. Ярким примером тому служит история усадьбы «Новый Кучук-Кой», идея проекта которой и его воплощение связано с именами выдающихся мастеров серебряного века. Таким образом, процесс освоения Крыма, в особенности его Южного берега, содействовал развитию культурной жизни полуострова.

Важную роль в формировании художественной среды полуострова в этот период сыграли совместные поселения художников. Это начинание связано, во многом, с именем Архипа Ивановича Куинджи, который в конце ХIХ века часто приезжает в Крым. Связывая с Южным берегом и живописными окрестностями Симеиза много творческих планов, он организовывает групповые поездки учеников пейзажного класса Академии художеств в Крым94. В начале ХХ века на полуострове возникает целый ряд художественных поселений. Прежде всего, это дача-мастерская К.А. Коровина «Саламбо», построенная им в Гурзуфе в 1904 году. Частыми гостями дачи были Ф.И. Шаляпин, А.П. Чехов с сестрой, композиторы братья Танеевы и многие выдающиеся художники, артисты и музыканты того времени95. После 1905 года начинает застраиваться «Новый Мисхор», где в течение десяти лет образовалась настоящая художественная колония, состоявшая из 14 маленьких усадеб. Все обитатели Нового Мисхора вели не только творческую, но и выставочную деятельность. Б.Д. Григорьев, Стравинские, графиня Шувалова, Г.В. Дерюжинский, С.К. Маковский, Л.М. Браиловский и многие другие художники принимали активное участие в ялтинских выставках 1914–1920 годов96. В 1910-е годы появляется «Профессорский уголок» в Батилимане. Как отмечает Е. Самойлова, там «среди ученых и предпринимателей находят себе место и художники: выдающийся мастер книжной графики, участник ялтинских выставок 1917– 1919 годов И.Я. Билибин, художники-акварелисты отец и сын В.Д. и Д.В. Дервизы и Руднев»97. И, наконец, - результат совместной работы зодчих, скульпторов и живописцев «Голубой розы» на протяжении 1907–1912 годов – крымская усадьба Новый Кучук-Кой. На декоративное оформление интерьеров и фасадов сначала был приглашен многолетний помощник Михаила Александровича Врубеля в Киеве – художник Виктор Дмитриевич Замирайло. В 1907 году к нему присоединились Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878-1968), Петр Саввич Уткин (1877-1934), Александр Терентьевич Матвеев (1878-1960) и Евгений Евгеньевич Лансере (1875 -1946). Е.Е. Лансере уже тогда был признанным мастером и членом группы лидеров «Мир искусства». Три других получили известность благодаря участию в выставках «Алая Роза» (в 1904 году), «Голубая Роза» (в 1907 году) и были в близких творческих отношениях с поэтами-символистами А. Белым, К.Д. Бальмонтом, В.Я. Брюсовым, Ю.К. Балтрушайтисом. Все они стремились к к синтезу искусств и желали проявить себя в смежных областях98. Некоторые исследователи указывают на очевидное соответствие европейского художественного процесса и процессов, имевших место в Крыму в начале ХХ века. Так, М.В. Нащокина проводит параллель между Дармштадтом и колонией художников московской «Голубой розы», которой, по сути, стал упомянутый выше Новый Кучук-Кой99. Е.О. Самойлова называет «настоящей колонией, устроенной по европейскому образцу, а вернее даже на манер парижского Монмартра» Дом поэта в Коктебеле100.

Во всех этих живописных местах Крыма царила атмосфера творческой свободы, питаемая идеями высокого искусства. Они стали полюсами притяжения для артистической интеллигенции российских столиц и сыграли огромную роль в культурной жизни империи. Не являясь официально оформленными сообществами художников, эти творческие поселения способствовали формированию художественной среды полуострова.

Художники, работавшие в Крыму, как те, кто бывал здесь в определенные периоды своей жизни, так и осевшие на полуострове, были тесно связаны с культурной жизнью столичных городов, они являлись членами известных художественных объединений, принимали активное участие в выставках101. Поэтому вполне естественно, что зарождающаяся художественная жизнь Крыма соответствовала культурным тенденциям своего времени.

Важным этапом ее становления стало формирование объединений художников. Одним из первых, кто приложил немало усилий к сплочению художников южнобережья и уделял внимание развитию выставочной деятельности, был И.К. Айвазовский. В 1885 году он планировал создать картинную галерею и мастерскую для художников в Ялте, которая должна была стать местом общения и художественным павильоном. Однако это его намерение не воплотилось в жизнь102.

Следующим витком в истории художественной жизни Ялты становятся 1910-е годы – время появления кружков, обществ, студий.

В начале 1902 года в Ялте местные деятели искусства создали Ялтинский литературно-артистический кружок. В принятом уставе была обозначена программа кружка. Кроме прочего, его создатели намечали открытие мастерской для совместной творческой работы.

Спустя десятилетие, развитию студийного движения в Ялте способствовала деятельность художественно-артистического кружка (1914), обосновавшегося в бывшем доме упоминавшегося выше художника А.Г. Чернявского. Его основали И.П. Фёдоров-Керченский, Е.Д. Чернявская Шульц, Н.А. Гедройц (организатор художественного музея в г. Николаеве) при содействии А.Н. Витмера, И.С. Шамраева, А.А. Россинского и других. В орбиту своей деятельности он должен был вовлечь не только местных, но и приезжих живописцев. Его председателем избрали В.Н. Качалов, которого затем сменил Н.М. Бучумов. Ялтинский художественный кружок, просуществовавал до 1916 года. Он стал первым в истории города объединением художников.

Согласно другим источникам, кружок возник по инициативе одного из последователей творчества И.К. Айвазовского – М.А. Алисова. Как пишет А.П. Пальчикова: «Небольшая группа энтузиастов, преданных искусству, верящих в его высокое предназначение, объединилась для того, чтобы внести посильный вклад в развитие культурной жизни Ялты. В соответствии с уставом, утвержденным в ноябре 1914 года, цели Ялтинского кружка предполагали устройство собраний для совместного рисования с натуры, заботу об охране памятников и организацию художественного музея. Членами-учредителями кружка стали художники М.А. Алисов, А.В. Волженинов, А.Н. Виттер, В.И. Пацевич, А.Л. Лас, М.А. Лас, А.А. Россинский (председатель), И.П. Федоров-Керченский, И.С. Шамраев, Е.Д. Шульц и известный меценат Н.А. Гедройц»103.

В уставе было оговорено статусное различие его участников – выделялись почетные и пожизненные члены. Решения о характере деятельности кружка утверждались на общем собрании. Предполагалось, что кружок любителей искусства должен «устраивать собрание членов для совместного рисования с натуры, писания красками, ваяния и зодчества и занятия прикладными искусствами»104. Кроме этого, отмечалось, что участники объединения будут оказывать содействие формированию в обществе «правильных взглядов на искусство и его воспитательное назначение путём устраиваемых кружком платных и бесплатных выставок, вечеров и публичных лекций по художествам и связанным с ними вопросам, рефератов и конкурсов художественных произведений: картин, рисунков, скульптуры, предметов старины и кустарных изделий»105.

Организация кружка способствовала активизации выставочной деятельности. Его члены устраивали лекции, вечера, выставки и конкурсы художественных работ, на которые допускались гости «по рекомендации членов за особую плату, устраиваемую общим собранием»106. Свои работы художники экспонировали в отелях «Ореанда» и «Джалита». Позднее, по проекту ялтинского художника Г.Ф. Ярцева и с помощью архитектора Н.П. Краснова, был сооружен Народный дом (ныне кинотеатр «Спартак»), в котором проводились разнообразные культурные мероприятия: аукционы, лотереи, благотворительные базары.

Основание Крымского художественного училища имени Н.С. Самокиша. Его место в системе художественного образования в СССР

Важнейшим фактором развития искусства в Крыму стало преобразование в 1937 году художественной студии Николая Семеновича Самокиша в Государственное среднее художественное училище им. академика Н.С. Самокиша. Организатором училища стала Е.М. Маркова. Подготовка первых выпусков происходила при активном участии таких педагогов как П.В. Рыков, переехавший в Крым из Петербурга, упоминавшийся выше Ю.И. Шпажинский, ученик А.И. Куинджи, активный участник художественной жизни довоенного Севастополя. Он проработал в училище последние годы своей жизни, трагически оборвавшейся в период сталинских репрессий 176. В своей работе педагогический коллектив Крымского художественного училища ориентировался на сложившуюся академическую систему ВУЗов Москвы и Петербурга как на образец академического образования. Такая приверженность академической традиции была, во многом, обусловлена тем, что кадровый состав училища состоял из выпускников этих учебных заведений.

Программа училища основывалась на системе мастерских, в каждой из которых ведущий педагог работал по авторской концепции обучения (Рис. Б. 4.1; 4.2). Примечательно, что формалистические течения, интерес к которым характеризует русское искусство начала ХХ века, не затронули творчество художников Крыма в 1920-е годы. Система образования в КХУ им. Н.С. Самокиша формировалась без конфликтных ситуаций, о возникновении которых известно из истории учебных заведений Харькова, Одессы и других городов, начавших свою работу в 1920-е годы.

В годы создания Крымского училища на полуострове работали и выставлялись художники, которые в своем творчестве следовали академической системе и реалистическим тенденцим. Доминирующим жанром живописных и графических работ оставался, как и в более ранние годы, пейзаж.

В истории училища выделяется несколько основных этапов развития, во многом обусловленных историко-культурной ситуацией в стране, от которой зависели направления подготовки студентов и создаваемые отделения.

Итак, первый набор составлял 75 человек. Структура отделений еще не сформировалась, основной задачей была подготовка художников живописцев. Они помимо станковых работ нередко привлекались к оформлению общественных мероприятий и сооружений, поэтому, фактически, разделения на станковое и монументальное направление еще не было (Рис. Б. 4.3; 4.4; 4.5). Однако доминирующей являлась все-таки станковая живопись. Во многом этому способствовала направленность обучения и педагогический коллектив, костяк которого составляли художники, получившие академическое образование в Москве, Петербурге, Париже.

На студентов первых выпусков огромное влияние имел Н.С. Самокиша, а также их руководители – О.А. Авсиян, Е.М. Маркова, М.М. Щеглов, М.П. Крошицкий, дружившие и учившиеся у знаменитого баталиста. Николай Семёнович регулярно посещал училище, принимал участие в обсуждении студенческих работ и выставок. Некоторые из студентов продолжали посещать студию Самокиша.177

Как уже отмечалось выше, первые педагоги придерживались академической системы образования, так как сами осваивали художественную грамоту в Академии художеств или в других учебных заведениях с традиционной системой художественной школы. Так, Ю.И. Шпажинский, выпускник Академии 1903 года, до революции преподавал в Обществе поощрения художеств. Он работал с А.В. Куприным, К.Ф. Богаевским, Г.Г. Ряжским. 178

Шпажинский сыграл выдающуюся роль в развитии художественной жизни полуострова: был активным организатором выставок, председателем Севастопольской ассоциации художников, занимался педагогической деятельностью. Крымская природа – ведущая тема его работ. Избирая камерные мотивы, Шпажинский умел показать разнообразие крымских ландшафтов, красоту южного неба. В его работе «Улица в селе Козы» (Рис. Б. 4.6) кривая сельская улочка, расцвеченная крымским солнцем, превращается в выразительный живописный уголок. Способ передачи солнечного освещения играет формообразующую роль и в другой его картине – «Горный пейзаж возле Судака» (Рис. Б. 4.6). Эту, как и другие работы Ю.И. Шпажинского отличает высокая живописная культура, сформированная академическим образованием, а также в ходе переосмысления уроков европейского искусства первой трети ХХ века.179

Другой преподаватель КХУ, ученик Д.Н. Кардовского, художник Т.С. Рожков, получил образование в Строгановском училище. Его ученики вспоминали, что главным качеством личности художника педагог считал профессиональную грамотность, а именно – твёрдые ремесленные навыки. В картине первоочередное значение он придавал контуру. Его ученики вспоминали, что Т.С. Рожков много расказывал о Строгановском училище, Чистякове и Третьякове.

Живопись в первые годы работы училища преподавал художник М.П. Крошицкий (Рис. Б. 4.8; 4.9). В прошлом вольнослушатель академии Художеств, большой знаток истории искусства, он значительно способствовал формированию системы академического образования в Крыму. По воспоминаниям студентов, педагоги работали по авторским методикам обучения, что не всегда единодушно и положительно воспринималось учениками. Так, в студенческой среде возникали споры о том, чей метод более правильный – М. П.Крошицкого, С. Владимирова или Т.С. Рожкова. Для сравнения и в качестве образцов использовали свои работы, так как в училище еще не были сформированы фонды.

Следует отметить, что все преподаватели, помимо педагогической деятельности работали творчески. Они создавали свои работы рядом со студентами - в дни летней практики. во время уроков вечернего рисунка. Живой открытый процесс создания работ был незаменимой школой для молодёжи. Наставники наглядно демонстрировали технические и композиционные приёмы, что очень ценили учащиеся.

Училище продолжало работу даже во время Великой Отечественной войны, при том, что многие педагоги и учащиеся старших курсов ушли на фронт, стали членами подпольных организаций, были связаны с партизанами. Заметный вклад в сохранении коллектива училища привнесли Е.М. Маркова и Н.С. Самокиш.180

В период оккупации Симферополя характер обучения в училище носил во многом прикладной характер. Помимо рисунка, живописи, композиции, черчения, преподавались вышивка, набивка по трафарету. В это тяжелое время в училище преподавали Е.С. Авчукова, Н.А. Барышев, М.М. Камынина, Е.М. Маркова А.С. Сирота, Т.С. Рожков, П.В. Рыков, А.И. Полканов. Особо следует отметить заслуги Е.М. Марковой, одного из руководителей училища, преподавателя рисунка. Она спасла от угона в Германию младших учащихся, сохранила архивы, библиотеку, натюрмортный фонд училища.

Большую роль в воспитании учащихся в этот период, в формировании их мировоззрения сыграла Маргарита Михайловна Камынина. Талантливый художник и педагог, до войны она занималась в студии Самокиша и в скульптурной мастерской Д. Медведовского181.

Выставочная деятельность в советском Крыму в зеркале художественной критики

После революции, гражданской войны и трудных первых лет строительства новой жизни начинает возрождаться крымская многонациональная культура. Постепенно входит в нормальное русло и выставочная жизнь, охватив все крупные города Крыма – Севастополь, Керчь, Феодосию, Ялту и Симферополь.

Первая художественная выставка в Симферополе была организована в конце 1922 года художественным отделением Центрального музея Тавриды в пользу Центральной комиссии помощи голодающим. В ней приняли участие Н.С. Самокиш, Ю.И. Шпажинский, Д.В. Шибнев, М.А. Волошин, К.Ф. Богаевский и другие.

При поддержке членов севастопольского кружка художников было создано отделение Ассоциации художников революционной России (АХРР), организацией которого в городе занимался Я.П. Бирзгал. Новое объединение получило название – «Ассоциация севастопольских художников». Ее главой был избран Ю.И. Шпажинский, ответственным секретарем – М.П. Крошицкий, а с 1927 года – В.П. Бабенчиков. В своих воспоминаниях М.П. Крошицкий писал: «Учитывая наличие в Севастополе художников профессионалов, я вместе с художником Ю.И. Шпажинским устроил выставку картин, которая сыграла положительную роль в деле создания в 1924 году организации художников «Севастопольская Ассоциация художников» на реалистической основе. На ней были представлены живописные, графические, скульптурные произведения всех членов Ассоциации. В отдельном зале размещались около 150 работ М.М. Казаса»217. Из личного дела М.П. Крошицкого известно, что он был главой Ассоциации с 1925 по 1930 год, а также руководил ее общедоступной студией, где занимались около шестидесяти молодых людей218.

В следующие годы Ассоциация расширялась, ее членами стали А.А. Коренев, Л.М. Афанасьев, Э.А. Штейнберг и целый ряд других художников. Деятельность объединения освещал, в частности, А.И. Полканов: «Севастопольская Ассоциация два раза в год устраивала художественные выставки, а также передвижные экспозиции по рабочим клубам, в военных частях и сельской местности»219. Со временем, в 1931 году, в городе появилась творческая организация «Изофронт», ставшая идейным противником Ассоциации. О характере этих столкновений А.И. Полканов писал следующее: «Как активное объединение, которое было адептом Ассоциации художников революционной России, оно проповедовало партийную направленность в художественном искусстве и поэтому не принимало пафоса пролеткультовской творческой группы «Изофронт» 220. Члены группы «Изофронт» выступали против мастеров старшего поколения, откровенно не принимали присутствие пейзажной живописи на выставках, настойчиво требовали закрытия Севастопольской ассоциации художников. По словам А.И. Полканова, «изофронтовцы» культивировали методы администрирования и запретов, «вместо того, чтобы перевоспитывать идейно политически отсталые кадры художников, притягивая их на служение социалистическому строительству»221.

Полемика между объединениями закончилась не в пользу Севастопольской ассоциации художников – в 1931 году при активном участии членов группы «Изофронт» она была закрыта. Однако, несмотря на короткое время своего существования, объединение вошло в историю интересными выставками и участием в тематических экспозициях, таких как: «Выставка современного искусства», Симферополь, 1927 год; «Юбилейная выставка крымских художников в честь 10-летия Советской власти в Крыму», Севастополь, 1930 и др.222.

В 1936 году в Ялте состоялась выставка картин московских художников, на которой экспонировались свыше 300 картин, акварелей, рисунков, гравюр, офортов. В общей сложности в работе выставки приняли участие 97 художников, членов Московского областного союза советских художников, среди которых как заслуженные деятели искусства, крупнейшие мастера живописи, так и молодые художники. Большинство участников было представлено несколькими работами, таким образом, была достигнута цель выставки – полнокровный показ живописных качеств и мастерства каждого из участников экспозиции. Тематическим стержнем выставки стала культура отдыха, способствовавшая максимальному оздоровлению, накоплению бодрости и сил для ударного социалистического труда на благо Родины. На этой выставке главное место заняла тема природы, решенная в пейзажном жанре и произведениях с цветочными мотивами, что позволило художникам выставлять работы, не обусловленные советской тематикой. Пейзажи, представленные на выставке М.М. Беринговым, академиком живописи Бялыницким-Бирулей, знакомили посетителей с природой сурового Севера. В картинах художники превосходно отразили своеобразную красоту северной природы, робкие трепещущие всходы первой зелени, багряную осень, залитую золотом опадающих листьев. В пейзажах В. Крайнева Карелия представлена в насыщенном колорите северного лета, в котором остро чувствуется полярная прохлада. Пейзажные полотна Белянина, Бычкова, Богородского, Борисова, Григорьева запечатлели просторы Волги с её бескрайним солнечным простором, тихою водною гладью. На выставке экспонировали свои работы мастера русской и украинской живописи: И. Грабарь («Уголок уходящей Москвы», «Рябина»), П.П Кончаловский («Осень», «Туман», «Зима», «Яблоки», «Сирень», «Ландыши»), Н.П. Крымов («Солнечный зимний день», «Вид из окна»), А.В. Куприн («Бахчисарай. Полдень», «Улица. Полдень», «Переулок вечером», «Дюрбе. Вечер»), А.В. Лентулов («Лодки», «Сосна», «Севастополь»), И.А. Соколов («Строительство» (цвет. гравюра), «Северное море» (цвет. гравюра)223.

Все приведенные выше исторические факты свидетельствуют о том, что в художественной жизни Ялты в послереволюционный период существовали все необходимые предпосылки для полноценного развития изобразительных искусств. Фундамент для развития крымской живописной школы в XX веке был сформироаван крупнейшими художниками М.А. Волошиным, К.Ф. Богаевским и Н.С. Самокишем. Революция 1917 года не остановила набирающий силу творческий процесс, запущенный к жизни великими мастерами.

В период 1920-1930-х годов художественная жизнь Крыма переживала бурный подъём. В эти годы, помимо Ялты, крупными центрами культуры становятся Феодосия, Севастополь, Симферополь. В 1922 году были организованы первые художественные выставки местных художников Симферополя и Керчи.

В 1925 году в Центральном музее Тавриды экспонировалась выставка русских художников 1860-1910 годов. По свидетельству А.И. Полканова, автора вступительной статьи к каталогу выставки, картины предназначались для передачи вновь открываемому в Севастополе музею в качестве его основного ядра, «требующего своего развития и пополнения»224. Большая часть полотен была написана в период с 1860 по 1910 год и представляла, преимущественно, две русские школы, сыгравшие огромную роль в истории русской живописи, «передвижников» и объединений «Союз русских художников» и «Мир искусства». Небольшое количество картин принадлежало академикам живописи – Ф.А. Бронникову и А.И. Мещерскому. В первом и втором залах экспозиции были собраны полотна передвижников, за исключением Верещагина, Айвазовского, Боброва, Степанова. В третьем зале представлялись передвижники второго периода и близкие им по направлению художники академии. Четвёртый зал отвели «постпередвижническому» периоду, преимущественно, художникам из «Союза русских художников», «Мира искусства», также в экспозиции зала экспонировались работы таких выдающихся живописцев, как Левитан, Серов и др.