Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Евангельская тема в творчестве В. Д. Поленова Атрощенко, Ольга Дмитриевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Атрощенко, Ольга Дмитриевна. Евангельская тема в творчестве В. Д. Поленова : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Москва, 2000.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-17/35-4

Введение к работе

Актуальность исследования. "Евангельская тема в творчестве В.Д.Поленова" - впервые заявлена, как тема специального исследования. В ней была предпринята попытка выразить концепцию генезиса творчества В.ДЛоленова за сорокалетний период его деятельности.

В диссертации затрагивается вечно актуальная для русской' интеллигенции тема - смысла жизни. Поиск его в XIX веке был не менее мучительным и напряженным, чем в наши дни. Но нельзя не заметить, что для значительной части творческой интеллигенции того времени, в том числе и для В.Д.Поленова, решение вопроса смысла жизни было немыслимо без ориентации на христианское учение и личный пример Христа. "Не говорить о Христе, говоря о жизни, человечестве и о тех путях, по которым оно должно идти, и о требованиях нравственности для отдельного человека, все равно, что

не говорить о Копернике или Ньютоне, говоря о небесной механике", - писал Л.Н.Толстой.[1;116]

Возможно опыт В.Д.Поленова, как и других русских художников, может пригодиться современному поколению, в том числе, художественному. Ведь искусство Поленова открывает перспективу свободного, творческого и искреннего отношения к этой теме, попытки изобразить евангельские события в контексте своего времени.

Актуальным является и личный пример В.Д.Поленова - человека самых широких творческих интересов, демократических взглядов и высокого интеллектуального потенциала.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в искусствоведческий оборот введены многочисленные, порой неизвестные материалы: живописные произведения, рисунки, графические эскизы к будущим композициям, фотографии, архивные документы, забытые отзывы периодической печати. Новой является глубина постижения творческого процесса художника: обязательное введение читателя в его рабочую лабораторию. Нова попытка включения исследуемых этических и религиозно-философских воззрений Поленова в общее русло развития русской мысли XIX - начала XX века.

Методика исследования. Во многом определяется материалом, целью и задачами диссертации. Главный акцент делается на изучении творческого процесса, рассматриваемого сквозь призму внутреннего духовного мира художника. Поэтому приоритетным становится исследование психологии творчества в контексте с современной художнику исторической и социально-политической обстановкой.

Другим из используемых нами методов, может назван - сравнительный анализ. Такая методика помогает глубже понять специфику творчества Поленова, его индивидуальный подход к Новозаветной истории. Сравнивая произведения евангельской тематики русских художников второй половины XIX века, мы стремимся определить типологические черты в художественно-пластическом воплощении евангельских образов. Отмечаем различную иконографию Христа в картинах художников этого времени и разную мотивировку в выборе сюжета.

К тому же все рассматриваемые живописные произведения являются частью общерусского художественного процесса второй половины XIX века, и мы пытаемся найти им место в истории искусства путем стилистического сопоставления.

На наш взгляд, было правомочно проводить исследование, полагаясь на принципы герменевтики. По определению М.Хайдеггера, герменевтика - это «теория и методы всякого рода интерпретации, в том числе интерпретации произведений изобразительного искусства». [2;279]

В качестве аргумента, позволяющего использовать эту методику послужило то, что произведения русских художников второй половины XIX века, написанные на религиозные сюжеты, даже принимая во внимание их реалистическую трактовку, не лишены символического характера. Еще Л.Н.Толстой обратил внимание, что эти картины можно по-разному прочитывать. В письме к В.В.Стасову, относительно полотен Ге, он замечает: "...для вас та христианская живопись...представляется одним из многих интересных исторических сюжетов, для меня же...христианское содержание его картин было изображение главных важнейших моментов, которое переживало человечество, потому что движется вперед человечество только в той мере, в которой она исполняет ту программу, которая поставлена ему Христом и которая включает в себя всю, какую хотите интеллектуальную жизнь человечества". [1;11б]

К тому же, мы приняли во внимание некоторые моменты, разработанные К.ГЛЮнгом. В частности, его положение о том, что автор произведения и само произведение, после его рождения, существуют независимо друг от друга, а это допускает достаточно свободную интерпретацию, иногда противоречащую высказываниям автора.

Апробация работы. Основные проблемы исследования были изложены в выступлениях, сделанных на протяжении 1994 - 1996 годов: на научных конференциях: «В.ДЛоленов и русская художественная культура 2-ой половины XIX - начала XX века» по выставке к 150-летию со дня рождения художника в Государственной Третьяковской галерее, "Религиозные идеи и образы в русском искусстве XYII - XX века" в Российской Академии художеств, на Заокских богословских чтениях. Список опубликованных работ прилагается.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, примечаний к тексту, приложений, состоящих из двух частей и списка использованной литературы.