Введение к работе
Актуальность темы. В последнее время стал возникать интерес к поздней иконописи. Если в 60-е годы нашего века стали активно заниматься изучением и систематизацией "северных писем", в 70-е -вновь возник интерес к строгановской школе живописи, результатом которого был пересмотр многих относящихся к ней понятий и атрибуций, то 80-е годы можно считать начальным этапом становления науки об иконописи Нового времени. Поздние памятники в это время начинают регулярно появляться на художественных выставках, им посвящаются научные конференции, организуемые как в нашей стране, так и за рубежом.
Однако, несмотря на некоторые сдвиги в области изучения
поздней иконописи, говорить о систематическом ее исследовании,
реабилитации пока преждевременно. Общепринятым,
традиционным до сих пор остается снобистское, пренебрежительное отношение к поздним памятникам, особенно среди специалистов, занимающихся древнерусским искусством. В лучшем случае, ценность поздних икон отмечается лишь постольку, поскольку, по выражению М.В.Алпатова, они являются "слабым отблеском большого искусства".
В XVIII - XX веках сложился такой стиль в иконописи, в котором сочетались традиционные иконописные приемы с достижениями светской живописи. Иконы, выполненные в подобной манере, начинали отвечать религиозным и эстетическим потребностям людей Нового времени.
Подробное исследование, анализ и оценка поздних памятников являются не просто самоцелью - хотя изучение неизвестных ранее страниц истории национальной культуры всегда актуально. Они также способствуют и выявлению тех художественных процессов, которые происходили в русском искусстве изучаемого времени, и определению степени влияния старой традиции на художников, обращавшихся в своем творчестве к религиозной тематике.
История иконописания Нового времени еще очень мало изучена. И в значительной степени она существует только в устной традиции. Для того, чтобы сложилась полноценная картина, отражающая историю поздней иконописи, ее специфику, а также роль и место в современной культурной яшзни, необходимо изучить направления ее развития, центры, школы, творчество отдельных мастеров, дать им оценку и т.д.
Предмет исследования. В настоящее время в массиве поздних памятников можно выделить не так уж много четко очерченных групп, связанных воедино каким-либо общим признаком: по месту и
времени создания, и, тем более, школе, мастерской и т.п. Одну из таких сравнительно точно выявляемых групп составляют мастерские икопы конца XIX - начала XX века, имеющие авторские подписи и надписи, помогающие атрибутировать произведение.
Обращение именно к этим памятникам вызвано тем, что, во-первых, подписных и точно атрибутированных по документам мстерских произведений в настоящее время известно достаточно много; во-вторых, именно в суздальских землях в конце XIX -начале XX зека сохранялись последние традиционные иконописные центры - Мстера, Палех и Холуй; в-третьих, судя по количеству дошедших до нас вещей, роль этих промыслов в церковной жизописи Нового времени была очень велика (еще Н.П.Копдаков обратил внимание на недооценку "громадного значения" и влияния иконописи суздальских сел на культуру XVII - XIX зеков).
Для представленного исследования были привлечены иконы из
собрания Государственного музея истории религии,
Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа,
Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и
художественного музея-запозеденика, Мстерского художественного музея я частной коллекции Харри Вилламо (Хельсинки).
В связи с подготовкой большой выставки мстерской
иконописи конца XIX - начала XX века в Музее истории религии в
1991 - 1992 годах группой музейных реставраторов з составе
Г.А.Преображенской, А.Ю.Шамонииа, Е.В.Яркиной под
руководством Н.В.Калинина была прозедена большая работа по раскрытию мстерских памятников изучаемого периода. Наблюдение за ходом реставрационных работ позволило выяснить некоторые
ТахНИКО-ТеХНОЛОГИЧеСНИе Особенности МСТерСКИХ ИКОН.
Помимо визуального изучения иконописного материала
ПреДМС-ТСМ йселеДОВПКИЯ Л ДИЄСЄрТ"іГПЇІІ CTIVIX П-'СЛ'ІК'ЩИ-Ї
дореволюционных и советских исследователей, архивные материалы, а также сведения, содержащиеся в довольно пространных надписях на лицевой и особенно тыльной сторонах иконных досок.
Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы детальное исследование мстерской иконописи конца XIX - начала XX века, поиски критериев оценки поздних памятников, изучение проблем взаимоотношений традиционной мстерской иконописи с живописными стилями рубежа веков.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
1. Выяснить состояние изученности проблемы, отношение предшествующих исследователей к иконописной продукции Мстеры, а также определить дальнейшие перспективы работы в этой области.
2. Произвести классификацию известных в настоящее время
мстерских памятников исследуемого периода.
3. Определить и описать особенности техники, технологии,
иконографии мстерской иконописи и, сравнив их с древнерусскими,
выявить сходство и различия.
-
Рассмотреть основные типы мстерских икон рубежа веков, показать, как в различных типах памятников сохраняются и видоизменяются древнерусские традиции.
-
Выявить ряд формально-стилистических признаков мстерской иконописи исследуемого периода.
1. Введен в научный оборот круг новых, ранее не
публиковавшихся, памятникоз.
2. Впервые проанализированы существующие письменные
источники по теме работы:
2.1. Обобщены имеющиеся сведения по истории гістерского
иконописного промысла.
2.2. Сопоставлены взгляды предшествующих исследователей
на иконописную продукцию Мстеры.
2.3. Рассмотрены перспективы архивной работы по
предложенной теме.
3. Впервые письменные источники рассматриваются в связи с
конкретными памятниками, представленными в альбоме:
-
При классификации мстерской иконописной продукции.
-
При исследовании вопроса о древнерусской художественной традиции в разных типах мстерских икон.
-
Впервые привлечены результаты технико-технологического и реставрационного исследований.
-
Впервые выявлен ряд формально-стилистических признаков мстерской иконописи конца XIX - начала XX века.
Методика исследования. В диссертации используется
комплексная методика исследования, учитывающая результаты
источниковедческого, иконографического, формально-
стилистического анализов, а также данные, полученные з результате реставрационного обследования икон изучаемого времени.
Достижения мстерских художников рассматриваются пе
только в рамках эстетических установок средневекового искусстза,
древней традиции, но и с позиций искусства светского. Такой
способ изучения мстерских памятников позволил нам более точно
определить смысл некоторых основных тенденций,
существовавших в русской художественной культуре рубежа веков, а также увидеть перемены, которые претерпевала под их воздействием традиционная живопись.
Практическая ценность работы. Материалы исследования
могут быть использованы при написании трудов и чтении курсов по истории русской культуры, изобразительного и дэксративпэ-
прикладного искусства, а также экспозиционной деятельности.
Кроме того, ряд положений, изложенных в диссертации, может оказать помощь в работе по атрибуции - выявлению мстерских памятников конца XIX - начала XX века в огромной массе малоисследованных поздних икон.
Определившиеся в ходе реставрации технико-технологические
особенности мстерских икон также могут служить ориентиром при
атрибуции произведений. Результаты реставрационного
исследования необходимо, на наш взгляд, включить в разработку оптимальной методики реставрации поздней темперной живописи.
Апробация работы. Основные положения диссертации
изложены в научной статье, двух каталогах выставок и четырех докладах на конференциях. Также, по материалам представленного исследования была сделана выставка, экспонировавшаяся в феврале 1993 года в Центральном выставочном зале С.-Петербурга.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из двух томов. Первый том представлен на 158 страницах машинописного текста и включает в себя введение, пять глав, заключение, примечания, список сокращений, библиографию, состояющую из 169 источников, и список архивных материалов. Во второй том вошли черно-белые иллюстрации в количестве 81, а также их список.