Введение к работе
Актуальность темы исследования Диссертация представляет результаты комплексного изучения устройства и эффективности системы дневного освещения древнерусского храма с росписями Рассмотрены эффекты солнечного света в интерьере и изначально организующие их факторы, а также причины современного искажения первоначальной организации Определяется роль световых эффектов как эстетического феномена и специфическою выражения всего программного содержания храмовой декорации Исследование исходит из современного понимания декорации храма как результата синтеза искусств При основополагающем догматическом определении света в христианской культуре представляется естественным включение древними мастерами световых пятен в художественное решение декорации, в частности, в композиционный строи росписей, для достижения особых светоживописных эффектов, однако до сих пор этот положение имеет слабую доказательную основу, единственное обоснование проблемы представлено в диссертации Я Потамианоса (Мичиган, США)1 Его работа рассматривается наряду с исследованиями И Даниловой, Т Царевской, Вл Седова, Фр дель Аква Тема созвучна новейшему дискурсу о специфике понимания и построения сакрального пространства византийского образа, при этом как постановка проблемы в диссертации рассматривается замечание Н Кондакова об источнике освещения мозаики в описании византийского автора, об отражении лучей от воды на живописном образе, о световом пятне в сочетании с живописью, о воздействии эффекта на очевидца
Potamtcmos I Light into Architecture Evocative aspects (it nataial light as iclated to liturgy in Byzantine churches Ph D University of Michigan, 1996
2 Damlowa I J Diomssi Dresden, 1970 S 63-95, Иеротопня Исс іетовлние сакрттьных пространств Hierotopy Studies in the making oi sacred spaces /1 hi і pe і Л M Лилова M , 2004
КондаковH П Церкви it памятники Константинопога Одесса 1886 С 1 с>">
Источники Основанием для изучения послужила база данных, собранных при регулярных визуальных и хронометражных наблюдениях, при инструментальных измерениях интенсивности световых пятен и освещенности в музейном исследовании 1989-1990 гг (в сотрудничестве с ВНИИР) Привлечены архивные сведения по церковной археологии и реставрации памятника (с 1886 г) и данные астрономии, полученные при консультациях в псковском научном Планетарии и в Центральной (Пулковской) астрономической обсерватории РАН
Объект изучения Базовый для изучения памятник, Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове, наиболее полно сохранил ансамбль росписей XII в , доступен для наблюдений и в большой степени документирован благодаря трудам ученых разных поколений Исследование дополняют сравнительные наблюдения в памятниках Старой Ладоги, Новгорода, Полоцка, Владимира, Киева, Чернигова, Пскова, а также в ряде западноевропейских храмов романской эпохи
Новизна работы Исследование впервые предоставляет полный свод результатов регулярных многолетних наблюдений в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря во Пскове с каталогизацией всех зафиксированных световых эффектов (фотофиксация, хронометраж, участок проявления, маршруты лучей в сезонных изменениях) Создана оригинальная методика исследования световых эффектов в интерьере средневекового храма Методическим разработкам подвержен круг сведений, ранее не рассматриваемых как источник информации о принципах построения декорации храма и приемах мастеров Выводы учитывают результаты сравнительных наблюдений в круге памятников XI-XI1 веков этим периодом ограничены хронологические рамки исследования
Предмет исследования В диссертации рассматриваются световые акценты на стенах интерьера храма и маршруты солнечных лучей в сезонных изменениях, особое внимание уделено сочетаниям световых проекций (абрисов окон) с живописно-композиционными нюансами росписей Исследуются также эффекты отраженного от воды света, контраст освещения и архитектурной тени Световые эффекты соотнесены с программным содержанием ансамбля декорации храма в целом Видимые при задымлении воздушной среды в храме солнечные лучи учтены, но не являются предметом исследования
Цель исследования состоит в аргументации гипогезы о намеренном изначальном устройстве световых эффектов в характеристике светоживописных эффектов как смыслового выражения символического содержания декорации храма с росписями Феномен требует рассмотрения как в плане организации системы дневного освещения и построения сакральной декорации, так и в плане художественного воздейсівия световых и светоживописных эффектов
Междисциплинарный характер исследования эффективности системы дневного освещения храма обусловлен необходимостью привлечения сведений археологии, исторической метрологии, хронологии, астрономии, богословия и семиотики
Задачи исследования состоят 1) в определении аспектов изучения эффектов дневного освещения, 2) в создании оригинальной методики исследования каждого аспекта изучения, 3) в уточнении факторов, организующих эффекты света, и факторов, искажающих первоначальный замысел, 4) в определении принципиальных основ создания системы световых эффектов, 5) в уточнении особенностей светового проявления в живописном и архитектурном композиционном строе конкретного памятника, 6) в рассмотрении возможностей интерпретации как инструмента уточнения первоначального замысла и степени его искажения
Методика исследования
1 В первую очередь создана характеристика устройства и
эффективности системы дневного освещения Мирожского собора, что
позволило определить факторы, организующие освещенность
интерьера, и факторы, искажающие первоначальные параметры
освещенности
2 Изучение системы дневного освещения потребовало
дополнительного метрологического исследования памятника Методика
состоит в сопоставлении метрики обмеров архитектуры и живописи
Мирожского собора с древними мерными эталонами В результате
выяснение мерной шкалы-линейки памятника позволяет понять общие
принципы устройства световых эффектов в планово-пространственном
решении памятника, а также удостоверить расчеты как практическое
действие средневекового мастера, вплоть до его конкретных приемов
3 Исследование привлекает сведения современной астрономии
Методика состоит в сопоставлении пропорций декорации Мирожского
собора с параметрами годовой эклиптики солнца для координат Пскова
Для этого сначала выясняется взаимосвязь пропорций здания и
живописи на основе обмерных сведений, далее отношение пропорций
декорации (высоты регистров росписей и высоты окон барабана)
сопоставлено с параметрами высоты солнца в годовых изменениях, для
учета естественных хронологических искажений введены необходимые
календарные поправки
4 Еще одним принципиально важным методическим
направлением является уточнение продолжительности освещения
различных участков живописи в зависимости от изменения
длительности светлого времени суток Методика исходит из анализа
посезонных хронометражных наблюдений световых проявлений на
конкретных участках росписей в разных высотных уровнях здания
Проведено уточнение маршрутов движения солнечных лучей в
интерьере собора, а ежедневные хронометрические набпюдения световых эффектов сопоставлены с правилами средневековой хронометрии
-
Методика направлена на выяснение возможных приемов мастеров, зодчего и живописца, благодаря которым светожнвописные сочетания выразительны в проявлениях, несмотря на частичные искажения первоначального облика здания Мирожского собора Выявление отдельных приемов основано на сопоставлении данных наблюдения маршрутов лучей и планово-пространственного решения здания Уточняются условия появпения эффекта, требующие совместных усилий архитектора и живописца Рассмотрены сходные условия организации эффектов прямых и отраженных солнечных лучей, сравниваются типологически близкие эффекты в различных ячейках одного храма и в типологически различных храмовых сооружениях Кроме того, отдельно исследуются светотеневые эффекты при ночном искусственном освещении, привлечены реконструкции и сравнительные наблюдения в разных храмах
-
Методика определяет интерпретацию световых эффектов в контексте богословского содержания росписей как отдельное удостоверение изначального решения заказчика декорации и мастеров Каталогизация эффектов помогла выявить степень изобразительности световых проекций на стенах Фигуративные световые пятна сопоставлены с традицией изобразительной схемы христианского искусства, и в качестве иконографической детали обоснованы в рамках средневековой риторической культуры Для понимания значения малоизобразительных световых образов интерпретация исходит из комплекса сведений о средневековой оптике и параметрах оптического восприятия древности Для понимания единства светового убранства интерьера храма, роли архитектурной тени и светотеневых контрастов
методикой предусмотрен поиск параллельных определений из средневековых литературных памятников
Практическая значимость Привлечение неиспользуемых прежде сведений и наблюдений в памятнике, наиболее полно сохранившем ансамбль росписей, открывает возможности применения оригинальной методики для изучения памятников средневизантийской эпохи, фрагментарно сохранивших росписи и менее доступных исследователям Накопленные сведения могут быть полезными при проектировании и строительстве новых православных храмовых сооружений
Апробация диссертационной работы Диссертация обсуждена и рекомендована к защите 27 июля 2007 года на заседании кафедры русского искусства Санкт-Петербургского Государственного Академического института живописи, скульптуры и архитектуры им И Е Репина PAX Промежуточные результаты исследования неоднократно докладывались на семинарах научных конференций в Псковском музее-заповеднике (2000, 2005 гг), в Институте теории и истории искусств РАН (Зубовский институт) в Санкт-Петербурге (2002 г), в Староладожском музее (Чтения памяти А Мачинской, 2003 г ), в Европейском университете в Санкт-Петербурге (кафедра истории искусств, 2003, 2004, 2005 гг), в Новгородском музее-заповеднике (2005 г), в Российском государственном гуманитарном университете в Москве (кафедра истории искусств, 2006, 2007 гг )
Структура диссертации Работа объемом 320 страниц основного текста состоит из Введения, трех глав и Заключения, Списка архивных источников и литературы и 14-ти Приложений Приложения объемом 232 страницы включают комментирующие тексты, 26 таблиц и иллюстрации 23 схематических рисунка и 88 единичных и сблокированных фотографий, Приложения снабжены отдельным оглавлением Фотофиксация световых эффектов произведена автором