Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Декоративно-прикладное искусство Сирии в период независимости (1947-1987 гг.) (проблемы преемственности и развития традиций) Госани, Ратеб

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Госани, Ратеб. Декоративно-прикладное искусство Сирии в период независимости (1947-1987 гг.) (проблемы преемственности и развития традиций) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.05.- Москва, 1990.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность .ас.с.ле,дов_а_ния.. Прикладное искусство и народные промыслы Сирии переживают сейчас период подъема и расцвета, так как экономическое развитие и свобода, закрепившиеся в стране после освобождения, стали новым мопшыы стимулом их прогресса.

Об этом периоде пишет сирийский исследователь С.Абделыан: "Основным бременем, которое ложится сегодня на плечи Сирии, является задача возрождения собственной художественной жизни, спасение того, что осталось от народной культуры, восстановление национальных народных промыслов и прикладного искусства".

В резолюциях, принятых Ш, УІ, ХП съездами партии Возрождения Сирии, обращалось внимание на необходимость возрождения народных промыслов.

В обшеы процессе самостоятельного культурного развития Сирии важное место занимают развивающиеся прикладное искусство и промыслы. Начиная с I960 г., в стране стали создаваться многочисленные центры изобразительного и прикладного искусства. Задача таких центров - сохранение искусства народных ремесел, которые могут быть стерты современной методикой, заимствованной из-за рубееа. В этом - проблематичность нынешней ситуации в развития сирийского прикладного искусства.

Для решения этой проблемы необходима выработка научного фундамента с конкретным исследованием истории и художественных традиций сирийского прикладного искусства, использование его для стилевого анализа и выявления возможностей синтеза сложившихся традиционных форм с новыми достижениями в области прикладного искусства.

Актуальность работы состоит в том, что она выявляет национальные тенденции, анализирует их, намечая пути их использования, путем сочетания приверзенности к традиционности и современности.

Следует отметить, что настоящая работа явилась специальным научным трудом, который ставят своей целью изучение проблем наци-овального прикладного искусства, анализ работ худокников-приклад-нжков Сирии нового поколения. Работа является первой попыткой выделить современные направления и тенденции в сирийском декоративном прикладном искусстве.

Литературные источники по теме исследования можно подразделить на несколько тематических групп:

Исследование принципов сохранения искусства народных ремесел посвяшеш публикации сирийских авторов: Г.Халиди, 1985; Ы.Аб-дажла, Х.Хамад , А.Аддахан , 1985;

Каталог первой выставки национального искусства (Дамаск, 1972 ) содержит краткий обзор сирийского изобразительного и прикладного искусства за последние пятьдесят лет;

Проблемам восстановления национальных народных промыслов и прикладного искусства на современном этапе посвящаны книги сирийских авторов: А.Абдельхакк , ХДжадир , С.Аимаю , Х.Сауахира, Х.Казаэ , М.Наджем, О.Кулу, Я.Найма.

Исследованиям вопросов арабского древнего искусства посвящены книги зарубежных авторов: Кюнля (ФРГ); Марсэ (Франция); Эг-тингаузена (США).

Европейское влияние на сирийскую культуру средневековья частично рассмотрено в работе Г.А.Саркисяна "Фортификационное строительство крестоносцев".

Наиболее фундаментальными работами советских авторов 60-70-х годов в области изучения арабского и, в том числе, сирийского искусства являются исследования Г.В.Веймарна "Искусство арабских стран и Ирана УП-ХУП веков", а также "Искусство арабских народов" (средневековый период) - издание подготовлено коллективом авторов: Г.В.Веймарн, Т.Каптерева, А.Подольский.

Искусство древней Сирии исследовалось в специальных трудах польского ученого К.Михайловского - "Пальмира", а такие советского искусствоведа И.И.Саверкиной - "Древняя Пальмира". Однако эти-работы затрагивают лишь древний период сирийской культуры и ограничены рамками античных памятников декоративного искусства. Вопросы влияния мусульманской религии на развитие искусства арабских народов рассматривались в философских трудах Е.Т.Яковлева "Искусство и мировые религии"; С.А.Токарева "Религия в истории народов мира"; А.Сагадеева "Очеловеченный мир в философии и искусстве мусульманского средневековья", "Обтие сведения о сирийском искусстве", а такие в учебной я справочной искусствоведческой литературе.

Целью диссертационной рабой является исследование путей формирования и развития традиций прикладного искусства Сирии, а такие современных тенденций его развития на основе преемственного использования национальных традиций.

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные аадазаі

Выявление основных закономерностей исторического процесса становления и развития традиций художественного прикладного искусства, а также специфики их развития в основных видах народного творчества, - изделиях из керамики, дерева, стекла.

Выявление структурных особенностей современного этапа развития сирийского декоративно-прикладного искусства; анализ влияния, которое оказал период независимости на сирийское искусство; процеос становления ванных специфических особенностей.

Выявление важнейших проблем современного этапа развития сирийского прикладного искусства, художественного ремесла; рассмотрение воздействия различных факторов на развитие тенденций прикладного искусства в современных уоловиях.

На основе анализа .и выявленных принципов своеобразия народ-

них традиції разработка научных рекомендаций их преемственного развития в условиях современного промыпленвого и ремесленного производства.

Цауздая нов ид на, исследования. Работа представляет собой одно из первых исследование проблем преемственности и развития традиция в современном декоративно-прикладном сирийском искусстве, содержит анализ работ большого числа сирийских мастеров и художников молодого похолення, работающих в области декоративно-прикладного искусства; в исследовании акцентированы негативные для развития сирийского прикладного искусства явления.

Практическая значимость рдботд. Основные положения диссертационной работы могут найти практическое применение в:

. - качестве пособия при подготовке молодых специалистов, студентов, обучающихся в центрах прикладного искусства, на факультетах прикладных и изящных искусств Сирии;

-качестве справочного пособия для всех интересующихся вопросами прикладного искусства и ремесел в Сирии из числа художников к исследователей. В частности, это касается вопроса о сохранении вашего культурного наследия и национальных традиций в области декоративно-прикладного искусства и ремесел.

МЕТРИКА цдсдедовавид. В диссертационной работе использованы материалы частных коллекций, коллекций музеев гг.:Ракка, Дамаска, Халеба, опубликованные иллюстративные материалы,, литература по данному вопросу (искусствоведческая, историческая, археологическая).

В работе применены методы художеств енного и искусствоведческого анализа, изучение натурных материалов, их сравнительный анализ, „критический анализ состояния прикладного искусства в современных условиях.

В различных главах диссертации автор дифференцированно подхс-

дат к методике исследования, пргавяяя по ыерэ необходазооти ыетод историко-худосэстзенного евалдза развитая прикладного сокусстаа Сирии .

І^радвдн иссле доз анид. В работе расснотренн два всторетескпз периода: первый - от древнейших времен до пернода незаавоваоств (с ІУ тысячелетия до н.э. до 1946 г.) в второЗ период - соЕрг^зняыЗ этап (о I94S г. до вагшх дней).

Рассаатривая первый период, автор анализирует npciepii из всех видов прикладного искусства. В ходе исследования второго периода анализируется проблемы прикладного искусства страны оезозшпе видов v тенденции в направления его развития; в работе попользован обширный иллюстративный ыатервал.

Апробдпдя рдбогц. Осноаныа полоаеняя в выводы диссертационной работы отракены в опублгзованннх (более 15) статьях s куриалах,газетах, сборниках, а таете излоаены соискателей в виде докладов со различных конференциях в Сирии (на арабской языке). Основные выводы и результаты работы опубликованы на научяо-теоретячоекдг: aocje-ренциях аспирантов и преподавателей МВХПУ (б.Строгановское).

По теые диссертация опубликовано две статья (депонлрозалЕО в ИВХПУ (б.Строгвновское) ).

Структура, и об>еч дядоертепшц Работа состоит из введенЕЯ, двух глав и загашення, изложенных на 120 стр. иапявопдевого текста, а такеє библиографии. К диссертации прилагается альбеа о иллюстрациями, вклотагаий 183 рисунка .

Bq вдеденич обоснована актуальность исследования, освегаво состояние вопроса, приведен анализ литературных источников по тоне исследования; дан обзор проблемы преемственности традиции в прохладной искусстве страны. Выявлены цель и задачи исследования, опрэ-

делены его границы, методики исследования.