Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Коллекция как цивилизационный феномен эпохи 12
1.1. Коллекция и коллекционирование 12
1.2. Историко-типологическая характеристика коллекций .15
1.3. История формирования коллекций 42
Глава 2. Опыт изучения коллекций и отдельные аспекты коллекционирования 52
2.1. Итальянские коллекции 55
2.2. Французские коллекции .76
2.3. Русские коллекции 87
Глава 3. Методология и опыт составления коллекций произведений искусства .131
Заключение 146
Примечания 153
Библиография .234
- Историко-типологическая характеристика коллекций
- Итальянские коллекции
- Русские коллекции
- Методология и опыт составления коллекций произведений искусства
Историко-типологическая характеристика коллекций
Личности коллекционеров, масштаб и круг их интересов, цели и задачи собраний различаются между собой. Диапазон видов коллекций поражает своей разнонаправленностью2 и в полной мере отражает богатство истории мировой культуры.
Один из самых древних видов коллекций – это коллекции книг – библиотеки или либерии (от лат. liber - «книга»). Издревле библиотеки и коллекции книг, рукописей и фолиантов понимались как хранение древних знаний, опыта и мудрости поколений. Они являлись предметом споров и наследства, передавались в качестве приданного, хранились при монастырях. Библиотеки становились центрами образования и духовной культуры. Считается, что собрания книг [14] были одними из первых известных коллекций. Известно о создании книгохранилищ при дворцах и храмах Древнего Египта и стран Передней Азии (Александрийская библиотека, III в. до н.э.; собрание клинописных текстов при дворце Ашшурбанипала в Ассирии и др.).
Замечательные слова исследователя А.М. Панченко раскрывают значение древних книг и библиотек Древней Руси: «Древнерусский человек состоял с книгой в особых отношениях. Книга была духовным руководителем, вместилищем вечных идей, она приравнивалась к иконе» [15]. Эти слова подтверждены разными историческими фактами. Княгиня Ольга (ок. 920-969), правившая Киевской Русью (945-960) после гибели мужа - Великого князя Киевского Игоря Старого, первой из правителей Руси приняла христианскую веру в 955 году в Константинополе ещё до крещения Руси. В 957 году Ольга [16] с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь и привезла из поездки книги. Князь Владимир Святославович (ок. 960-1015) – князь новгородский (970-988), великий князь киевский (978-1015), при котором произошло крещение Руси, женился на сестре византийских императоров Василия II и Константина VIII Анне. Византийская царевна из Македонской династии, оставшаяся в истории как Анна Византийская (963-1011/1012) – жена князя Владимира, в качестве приданого также привезла с собой книги [17]. Невозможно в этом контексте не упомянуть знаменитые библиотеки Ярослава Мудрого и Ивана Грозного – легендарную коллекцию книг и документов.
Бабушка Ивана Грозного по отцу – София Палеолог происходила из рода византийских императоров. В качестве приданого, византийская царевна Софья Палеолог, выданная замуж за московского князя Ивана III, согласно общепринятой традиции, привезла уникальное собрание книг [18]. Согласно легенде, эта библиотека изначально принадлежала византийским императорам и собиралась на протяжении многих веков. Последним из императоров, владевших библиотекой, называют Константина XI. После падения Константинополя книжное собрание было вывезено в Рим, а затем переместилось в Москву. Объём библиотеки обычно оценивают как очень большой: 800 томов или 30 (возможно даже 70) подвод, гружённых книгами. По различным сведениям, среди книг этой уникальной либереи были очень редкие и ценные экземпляры. Иван IV Грозный (1530-1584) «владел огромными запасами старинных пергаментных книг и древнейших папирусных свитков. Содержали они в себе много духовной и церковной информации; немалое место занимали научные трактаты и поэмы древних классиков. Особняком же стояли бесценные фолианты, в которых рассказывалось об истории человеческой цивилизации и зарождении жизни на земле» [19].
Собрание древних рукописных книг в библиотеках при монастырях, как центрах духовной культуры было традицией. В России одним из таких просветительских центров был московский Чудов монастырь, который имел огромную библиотеку, скрипторий и собственную школу переводов. Чудов монастырь, тесно связанный с Царскими иконописными мастерскими и с Московским Печатным двором, способствовал также распространению и развитию гравированных изданий. Отдельные страницы из истории библиотек и книгопечатания посвящены и другому важному центру духовности и образования - Оптиной пустыни и движению славянофилов.
В XIX веке отдельные собрания книг в России, как например, библиотека графа Д.П. Бутурлина3 или замечательное собрание книг А.Д. Черткова4 получили мировую известность.
Естественнонаучные коллекции5 – коллекции редкостей «трех царств природы» - растительного, животного, минерального, составили основу коллекций европейских кунсткамер в XVI-XVIII вв. В этот же период времени появляется мода на ботанические сады и зверинцы.6 В XVIII в. в России получили известность частные естественнонаучные коллекции М.В. Ломоносова, А.С. Строганова, А.К. Разумовского, П.Г. и Н.А. Демидовых [20], частные ботанические сады Г.А. Демидова. Достаточно вспомнить знаменитую «малахитовую залу» [21] во дворце Демидовых на Большой Морской и «богатейшие шкапы с минералами» во дворцах Строгановых и Демидовых, которые изумляли и восхищали современников.[22] С XVIII в. начинается тематическое разделение естественнонаучных коллекций, в которых отражалось видовое разнообразие природы, в самостоятельные музеи и их специализация. В России в 1830-е гг. из собрания Петербургской кунсткамеры [23] выделяются Зоологический, Ботанический, Геологический музеи.
История формирования археологических коллекций [24] берёт своё начало с собраний греческих скульптур в домах римских патрициев, и продолжается с развитием завоеваний в Европе и Крестовыми походами.
Археология и предметы древности, свидетельства материальной культуры древних цивилизаций исторически привлекают и завораживают коллекционеров. Практически в каждой крупной столице мира есть археологический музей. Встреча с предметами древности оставляет неизгладимое впечатление прикосновения к истории и времени. Формы и образы, ритмы, зашифрованные в художественных произведениях не только приоткрывают духовный мир человека и тайну того времени, но и передают удивительный мир ощущений и впечатлений представителя культуры и эпохи, создавая возможность погружения и проникновения в историю. Одним из ярких последних событий художественной жизни Москвы и Петербурга нашего времени стали уникальные выставки археологических артефактов с изданием фундаментальных научных каталогов – это выставки Государственного Эрмитажа «Нефертари и Долина цариц. Из коллекции Египетского музея в Турине» [25] и выставка Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина «Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства» [26].
Представляет интерес обширная география научных экспедиций [27] в России в XVIII в., которая тесно связана с плодотворной научной деятельностью М.В. Ломоносова7 и с преобразованием всех сторон общественной и государственной жизни. Во времена Петра I появились первые указы об охране археологических памятников. Знаменитый Указ Российской Империи 1718 г. [28] повествует о том, что «все, что зело старо и необыкновенно», «старые вещи, найденные в земле или воде», надлежало сдавать за вознаграждение государству. В 1719 г. была организована научная экспедиция в Сибирь [29], её руководителю Д.Г. Мессершмидту было предписано «искать и собирать различные древности, раскапывать курганы, делать зарисовки». В результате интереса Петра I к сибирским древностям была сформирована первая археологическая коллекция в России – Сибирская коллекция Петра I. Во второй половине XIX в. памятники археологии вошли в состав многих частных коллекций просвещённых людей своего времени, среди которых можно назвать И.К. Айвазовского, Д.Г. Бурылина8, И.А. Шлякова, В.Д. Поленова, Д.Я. Самоквасова и др.
Особый интерес и предмет отдельного исследования представляют этнографические коллекции [30], посвящённые культуре определенного этноса или этнической группы. В этой связи важно отметить уникальные коллекции А.П. Бахрушина, И.Я. Билибина, А.А. Бобринского, П.В. Зубова, И.Е. Забелина, Н.М. Миронова, А.С. И П.С. Уваровых П.И. Щукина [31], Д.Я. Самоквасова, А.Д. Черткова, С.Т. Большакова, И.Л. и Д.И. Силиных, чьи собрания легли в основу сокровищницы Особой кладовой ГИМ. [32] Первые тематические этнографические коллекции в России появились в составе коллекции Петербургской Кунсткамеры [33] (1714 г.).
Художественные коллекции – коллекции произведений искусства, которые представляют один из наиболее сложных и развитых видов собраний.
Итальянские коллекции
Итальянские коллекции произведений искусства в силу ментальной специфики своих владельцев, исторической ситуации и политического уклада в стране, представляют среди коллекций произведений искусства других стран особое культурное явление. Итальянские коллекции отличаются принципом внутренней организации, историей формирования, развития, бытования от французских и немецких собраний. Мы сознательно не проводим в данном контексте сравнение с американскими, русскими или азиатскими коллекциями, с которыми очевидны принципиальные структурные различия. Внутренняя структурная специфика коллекций, последовательность и избирательность приобретения коллекционером её предметов и развитие собрания, задачи и подходы при формировании коллекции, зависят не только от мироощущения и круга интересов владельца, но и заключают в себе особенности каждой отдельной ментальности.
В Италии католическая церковь исторически на протяжении многих веков оказывает определяющее влияние на политическую и культурную жизнь страны. Мы не будем говорить в рамках данной работы о знаменитых папских коллекциях, собранных в период с XVI по XIX век (Pio-Clementino, Chiaramonti, Braccio Nuovo), которые составили собрания Музеев Ватикана [107] или Капитолийских Музеев [108], история которых берёт своё начало в 1471 году, когда Папа Римский Сикст IV заложил основы археологической коллекции, исключительной на сегодняшний день по уровню памятников, которая включает мировые шедевры античного искусства. Как правило, об итальянских коллекциях говорят обособленно друг от друга, выделяя только основные из них, подчёркивая принадлежность того или иного шедевра собранию. Тогда как все итальянские галереи и собрания исторически тесно связаны между собой и имеют прямое отношение к папской власти, вследствие чего их совершенно необходимо рассматривать именно во взаимосвязи для понимания общей культурной ситуации. Необходимо обратить внимание на тот факт, что в итальянском обществе для определения сословия, связанных родством с папством, историками неспроста был введён специальный термин «чёрная знать» (итал. aristocraza nera) [109].
«Чёрной знати» принадлежат самые известные итальянские аристократические фамилии, среди которых – Пачелли, Теофилакты, Кресцентии, Паллавичино, Орсини, Колонна, Массимо, Каэтани, Русполи, Борджиа, Пикколомини, Делла Ровере (Ланте), Киджи, Бонкомпаньи, Альдобрандини, Боргезе, Людовизи, Барберини, Памфили, Роспильози, Одескальки, Торлония и Пиньятелли. Логично здесь же обратиться к перечню знаменитых итальянских галерей – Барберини, Амброзиана, Боргезе, Колонна, Спада, Дориа Памфили, Орсини, Массимо, Борджиа, Боргезе, палаццо – Фарнезе, Паллавичини-Роспильози, Людовизи. Многие итальянские дворцы, коллекции произведений искусства и на сегодняшний день наследуют потомки аристократических семей, которые расширяют коллекцию новыми шедеврами на протяжении многих веков.
Опыт научного исследования коллекции произведений искусства и алгоритм логических связей истории формирования собрания прослежен на примере изучения истории коллекции знатного итальянского семейства Барберини. [110] Поиск новых исторических фактов и реконструкции биографий, опубликованных ранее другими исследователями, не входил в круг обозначенных задач настоящего исследования.
Семейство Барберини – одна из могущественных итальянских фамилий Флоренции отсчитывает свою историю с XI века. Расцвет династии Барберини связан с восхождением на папский престол одного из представителей семейства Маффео Барберини [111] (Урбан VIII) в 1623 году. С 1624 года мужские представители рода занимали посты генуэзских патрициев и кардиналов, с 1626 года все члены рода являлись римскими нобилями. Его Высокопреосвященство кардинал Франческо Барберини Старший (1597-1679) [112] будучи итальянским куриальным кардиналом, племянником папы римского Урбана VIII, кардинала Антонио Барберини старшего и кардинала Лоренцо Магалотти, а также братом Антонио Барберини младшего и дядей кардинала Карло Барберини – остался в истории как известный меценат и собиратель древностей.
Франческо Барберини [113] в 1625 году, по заданию папы Урбана VIII, приобрёл на Квиринальском холме старый дворец знаменитого герцога Сфорца [114], с целью создания родового дворца Барберини. [115] Сфорца [116] – одна из влиятельных и богатейших итальянских фамилий – правящая династия миланских герцогов в Италии периода Ренессанса, правители которой способствовали превращению Милана с середины ХV века в значительный культурный центр. Могущественная и знатная семья Барберини, тосканского происхождения, приобрела земли под постройку роскошной резиденции в Риме – дворец изначально был задуман как монаршая резиденция семейства.
Необходимо заметить, что несколькими годами ранее, в 1618 г. в Милане, усилиями представителя другой могущественной аристократической семьи, которая происходит из г. Падуи, известным покровителем искусств и наук Федерико Борромео – кардиналом (с 1587 г.) и архиепископом Милана (с 1595 г.) была открыта Пинакотека в здании Амброзианской библиотеки (названной в честь покровителя Милана Святого Амброзия, созданной Федерико Борромео и открытой для публики чуть ранее в 1609 г.). Таким образом, можно констатировать факт формирования крупных культурных центров в разных областях Италии в этот период времени.
Урбан VIII задумал построить на Квиринальском холме роскошный дворец с окружающими его садами фонтанами на территории прежнего старого дворца семейства герцога Сфорца, чтобы показать всей Италии могущество и богатство папы и его фамилии. Над созданием дворца [117] в 1627-1633 гг. работали по приглашению три великих зодчих своего время – Карло Мадерно, его племянник Франческо Борромини и родственник Лоренцо Бернини, завершивший строительство в 1634 году при участии Пьетро да Кортона. В правом крыле дворца располагался зал Мраморов, или зал Статуй, предназначенный для великолепных образцов классической скульптуры, которую коллекционировали Барберини. Зал, который вмещал до 200 гостей, использовался для проведения банкетов и театральных представлений (пока не был выстроен собственный театр). Рядом с дворцом был разбит уникальный парк с богатой коллекцией различных видов деревьев и зверинцем с экзотическими животными – в соответствии с модой того времени.
«Посетителей дворца восхищали восхваляющая могущество Барберини фреска Пьетро да Кортоны, затейливая «улитковидная» лестница Борромини, античные Портлендская ваза, Палестринская мозаика и статуя пьяного сатира, а в подвалах дворца – руины древнего храма Митры» [118]. Таким образом, Барберини открыто демонстрировали бесспорное превосходство над остальным римским патрициатом. Общепринятый факт в истории искусства, что Рим обязан своим архитектурным обликом эпохи барокко Франческо Барберини.
Резиденция семейства Барберини, славившегося меценатством, была местом притяжения культурной элиты XVII века. [119] Будучи широко образованным человеком и богатым вельможей, кардинал собирал и поддерживал вокруг себя выдающихся европейских учёных, писателей, поэтов, библиофилов и собирателей древностей. Среди гостей посещавших салон кардинала были ученые и историографы (Джон Мильтон и Бенедетто Кастелли), поэты (Габриэелло Кьябрера, Джованни Чамполи - автор религиозных стихотворений, и Франческо Браччолини, снискавший известность поэмой «Гнев богов»). Франческо Барберини был членом римской естественно-научной Академии деи Линчеи (Accademia dei Lincei).
На верхнем этаже дворца размещалась библиотека кардинала Франческо Барберини, которая насчитывала шестьдесят тысяч томов и десять тысяч рукописей. Библиотека Франческо Барберини – один из выдающихся памятников культуры XVII века, наглядно иллюстрирует интеллектуальные запросы времени и её владельца. С 1627 по 1683 год, по инициативе кардинала Франческо Барберини, во дворце работала мастерская по производству шпалер и гобеленов. Из ее стен вышли, так называемые, «фламандские ткани», выполненные по рисункам и картонам Пьетро да Кортона, украсившие барочные залы. Гобелены мастерской изготавливались под руководством художника Якопо делла Ривьера, которого Франческо Барберини специально выписал из Фландрии, чтобы достичь в производстве шпалер технического и художественного совершенства. [120]
Русские коллекции
В России в XVIII в. создаются художественные музеи, галереи, формируются ценные собрания во дворцах и усадьбах. Немаловажную роль в развитии этого процесса играет политическое взаимодействие на уровне государств, которое включало и культурное взаимодействие. Одним из примеров могут послужить союзнические отношения между Петром I и саксонским курфюрстом Августом Сильным.64 Знакомство Петра I с европейскими кабинетами и коллекциями [164] предшествовало приобретению им различных произведений искусства и ценных коллекций, которыми были оформлены дворцы и загородные резиденции, сформировалось собрание Кунсткамеры в Петербурге. Пётр I, восхищённый голландскими коллекциями и ансамблем Версаля, с помощью талантливых архитекторов, преобразовывает и модернизирует идею загородного ансамбля. Ближайшее окружение Петра I также стремилось окружать себя произведениями искусства. Дома государственных деятелей в России не уступали лучшим европейским аналогам, а иногда и превосходили их. Достаточно упомянуть фамилии Юсуповых, Демидовых и т.д. А.Д. Меншиков, будучи одним из ближайших сподвижников Петра I, в круг обязанностей которого входило принимать в своём доме делегации иностранных государственных гостей, располагал блестящим собранием картин, скульптур и мебели. Для размещения художественных коллекций выстраивались уже специальные здания. Развитие научной мысли и связанное с ним напрямую коллекционирование становится необходимостью и неотъемлемой частью культурной и интеллектуальной жизни общества.
По всей Европе при университетах и гимназиях появляются, как и в древности, специализированные коллекции и музеи наглядных образцов для их углублённого изучения и системного анализа. Музей и библиотека, понимаются как собрания свидетельств материальной культуры, подтверждающие факты истории и развивающие знание. Россия не стала исключением.
Из русских коллекционеров эпохи Просвещения правильно отметить не только монарших особ, испытывающих поистине страсть к коллекционированию – Елизавету Петровну или Екатерину II, но и сказать об увлечении собирательством65 образованных представителей этого времени – М.В. Ломоносова, Г.А. Демидова, Н.Б. Юсупова66, Е.Р. Дашковой, А.К. Разумовского, Н.М. Карамзина, Н.П. Румянцева, А.А. Безбородко, Н.П. Шереметева, И.Г. Чернышева, И.И. Шувалова, А.С. Строганова [165], П.П. Свиньина и др. Практически каждый представитель дворянства, а затем и состоятельный образованный человек, что-то собирал67, в соответствии с кругом своих научных и эстетических интересов. Эти коллекции были напрямую связаны с его фигурой68, домом, родом деятельности, повседневным образом жизни и кругом знакомств. В некоторой степени, развитие коллекционирования может быть связано, в том числе, и с распространением масонства. Такой вывод логичен при анализе истории распространения и развития масонства в России, связей братства и его деятельности, проекции основополагающих догм масонства в областях науки и эстетики [166] [167].
Культурная жизнь становится всё более интенсивной, во многом этому способствует развитие городов. В это же время в 1760-е гг. проходят первые художественные аукционы в России – преимущественно в Петербурге. [168] Чуть ранее во Франции состоялись знаменитые аукционы в Тюильри (1741 г.;1751 г.;1752 г.), на которых Людовик XV за ненадобностью выставил на продажу предметы редкости, восточный фарфор, сосуды из поделочного камня и мебель, которые ещё некогда с пристрастием собирал Людовик XIV.[169]
Немаловажно, что с 1764 г. начинает свою историю Эрмитаж [170] как частное собрание Екатерины II69. Начало коллекции составили 317 картин голландско-фламандской школы начала XVII века частной коллекции И.Э. Гоцковского, переданных в счёт долга князю В.С. Долгорукому. Затем последовали приобретение коллекции из 600 картин первого министра короля польского и курфюрста Саксонского Августа III графа Генриха фон Брюля, при содействии князя А.М. Белосельского-Белозерского, покупка в Париже частной коллекции барона Пьера Кроза, при активном участии Д.А. Голицына. В коллекцию Екатерины II вошло частное собрание британского премьер министра Уолпола, собрание 1500 рисунков Кобенцля, графа Бодуэна, английского банкира Лайд-Брауна, коллекция резных камней герцога Орлеанского. История формирования коллекции Эрмитажа подробно исследована его сотрудниками. [171] В данном контексте представляется важным, назвать имена коллекционеров и перечислить частные европейские собрания, которые были приобретены русской императрицей и констатировать, что на момент 1796 г. в России появилась уникальная государственная галерея живописи из 3996 картин, включающая шедевры мирового искусства. В последующем собрание продолжило развиваться и пополняться во времена правления разных императоров.
Аналогичный процесс наблюдается и в других странах. В 1753 г. был основан главный историко-археологический музей Британской империи на основе трёх коллекций – коллекции британского врача и натуралиста Хэнса Слоуна, коллекции графа Роберта Харли, библиотеки антиквара Роберта Коттона, которая затем стала основой Британской библиотеки. Музей открылся для посетителей в 1759 г. Собрание расширилось за счёт приобретения коллекции античных ваз Уильяма Гамильтона в 1772 г., коллекции мраморных скульптур Таунли в 1804 г. и в 1814 г., коллекции минералов Гревиля в 1810 г., у лорда Эльджина были выкуплены шедевры Афинского Парфенона. В Австрии в 1776 г. герцог Альберт Саксен Тешенский70 основал галерею Альбертина71,
Екатерина II. Художественный агент Иоганн Фридрих Рейфенштейн покупал по всей Европе произведения искусства как для герцога Саксонии-Готы-Альтенбурга Эрнста II, так и для Российских монархов. Тогда же была приобретена скульптура Дианы Ж.А. Гудона 1776 г. в собрание Государственного Эрмитажа (проданная впоследствии Советским правительством в 1930 г. коллекционеру К. Гюльбенкяну), а её гипсовая копия – в собрание Готы. Очень тесными были и научные связи. \\ Семья Кранах. Между Возрождением и маньеризмом. Каталог выставки. 03.03.2016-15.05.2016. ГМИИ им. А.С. Пушкина. М. 2016. которая стала доступной для публики с 1822 г. В 1792-1793 гг. происходит основание и открытие Лувра, которое стало одним из важных событий культурной жизни Франции XVIII века. Национальный музей Прадо был основан в 1819 г. Основу галереи старых мастеров в Дрездене72, открытие которой состоялось в 1855 г., составили 750 картин старых мастеров, приобретённых в XVIII веке саксонскими правителями альбертинской линии Веттинов. В 1891 гг. по приказу Франца Иосифа I одновременно открыты Музей истории искусств и Музей естествознания73 в Вене, в которые вошли богатые коллекции австрийского императорского двора.
Наличие коллекции шедевров Эрмитажа сыграло важную роль в формировании художественных вкусов и взглядов в аристократических слоях общества. В 1852 г. из обширной государственной коллекции будет сформирован и открыт публичный музей в специально построенном здании Нового Эрмитажа, что стало переломным этапом в истории художественной жизни России и сыграло важную стимулирующую роль в формировании музеев.
В это же время в Россию стали предлагаться к приобретению художественные ценности из коллекций Европы, чему послужили европейские революции. [172] Кроме того, в торговый оборот стали включаться произведения отечественного искусства. Аукционы становятся более насыщенными и специализированными, что отражало изменения в развитии исторических наук и искусствознания.
В России к началу XIX в. относятся первые попытки придать частным художественным коллекциям статус музея. В русских художественных коллекциях появляются произведения современных русских художников наряду с общепринятыми европейскими образцами. На правах частного музея существовали «Русский музеум» историка и географа, русского писателя и издателя П.П. Свиньина (1787-1839) [173] – собрание произведений живописи, скульптуры, предметов старины, рукописей, с нумизматической и минералогической коллекциями; галерея действительного тайного советника, государственного и общественного деятеля масона Ф.И. Прянишникова (1793-1867) [174] и др. Коллекционирование с его направленной спецификой и контекстным подходом становится не только признаком времени, но и характерной чертой эпохи, соответствуя в тоже время масштабу личности коллекционера и подчёркивая его социальный статус. Интересы коллекционеров варьировались от редких растений, животных и минералов до шедевров изобразительного искусства.
Методология и опыт составления коллекций произведений искусства
Воспоминания современников, переписка коллекционеров XIX-XX вв. с маршанами, кураторами коллекций, художниками и их семьями (например, переписка М. Рябушинского с художниками и их родственниками), а также переписка коллекционеров между собой (С. Щукин и И. Морозов и др.) и различные документальные свидетельства сохранили для нас отдельные повествования и факты, из которых складывается представление, как покупались предметы в коллекции произведений искусства: в какой последовательности делались приобретения, на что обращали внимание владельцы при покупке произведений (например, переписка М. Тенишевой и А. Бенуа) и какие предметы были особо желанными для коллекций (в большинстве случаев, этому способствовало представление новой картины на выставке), с кем консультировались коллекционеры при покупке и что служило поводом для споров по вопросу приобретения предмета в собрания. Опыт изучения коллекционирования показывает, что внутри коллекций владельцы, как правило, ведут строгий учёт, фиксируя, у кого, когда, при каких обстоятельствах и за сколько был приобретён каждый предмет собрания.
Коллекционеры по-разному объясняют, как и с какой целью происходит процесс собирательства. Со слов П. Перцова, «Третьяков иногда даже приобретал вещи, ему лично не нравившиеся, но характерные, по его мнению, для того или иного направления в искусстве». [259] Отдельные коллекционеры уже ХХ века, в частности Г. Костаки [260], Н. Лобанов-Ростовский [261], сформулировали отдельные принципы коллекционирования в своих воспоминаниях [262] и интервью [263].
Желание собирать современное искусство коллекционеры объясняют тем, что это позволяет чувствовать в образах и концептуальных символах пульс времени, возможностью для коллекционера встреч и общения с художниками, когда им интересно, с пристрастием исследователя, открывать их внутренний мир, находить в живой беседе подтверждение своим догадкам об их творчестве, предоставляется возможность следить за художником в реальном времени (как утверждает в своём интервью коллекционер Т. Манашеров [264]), либо вызывает интерес совпадение с художником мироощущений (по мнению коллекционера М. Алшибая [265]). Коллекционер М. Курцер вспоминает частный случай, как он приобрёл произведение раннего периода творчества В. Вейсберга «Портрет Анны Блиновой» из коллекции Сановичей, с условием покупки «в нагрузку» пейзажа Р. Фалька, который на тот момент времени он абсолютно не был предрасположен приобретать, а теперь гордится его наличием в своём собрании.
Таким образом, мотив приобретения предмета в коллекцию может быть разным и носит индивидуальный характер. [265]
Коллекция изначально объединяет между собой предметы, которые имеют некое общее свойство или признак, он может быть скрытым или явным, но именно за счёт него выстраиваются связи внутри собрания. Неординарность в подходе коллекционера в поиске и определения этого признака, вокруг которого выстраивается концепция собрания, как правило, становится залогом уникальности коллекции. Безусловно, есть и другой вариант развития, когда коллекция включает очень большое число предметов, а спустя время, при систематизации собрания, они естественно соединяются в тематические подгруппы.
Начинающие коллекционеры часто заблуждаются, считая, что они становятся коллекционерами, когда приобретают произведения искусства в целях декорации интерьера – декоративные и коллекционные цели различны. Тем не менее, приведённый опыт и анализ собраний показал, что существуют и коллекции, вписанные в интерьер, и интерьер, созданный специально для контекстной подачи коллекции. Концепция и фабула собрания играют определяющую роль.
Интересная коллекция вполне может состоять и из десяти предметов, если эти предметы отвечают качественному критерию и ёмко лаконично иллюстрируют или представляют тему собрания. Таким образом, коллекция вполне может быть немногочисленной по количеству экспонатов, но единой по принципу взаимного соответствия материала и интересной по составу группы [266] произведений. Изначально, коллекция подразумевает систематизированное собрание. В целом она должна представлять некую модель и концепцию. Этот фактор обеспечивает потенциал коллекции как одного из альтернативных активов инвестиционного портфеля и во многом способствует её развитию, как части культурной системы. При соблюдении этого условия, собрание начнёт представлять интерес не только отдельными предметами, но и как цельный самостоятельный проект. В некоторой степени, выстраивание концептуальной линии коллекции родственно режиссуре, когда от предмета к предмету раскрываются разные грани и аспекты ключевой темы, расставляются акценты, развиваются отдельные направления, усиливаются базовые элементы через вспомогательный материал, составляется общий контекст, который определяет принадлежность времени и эпохе, и, вместе с тем, создаёт некое обрамление материала для наиболее органичной и эффектной его подачи.
Существуют разные стратегии в развитии темы собрания, а следовательно и подходы комплектования коллекции, которые могут развиваться по пути от изучения частного предмета к общему контексту или изучение общего контекста с избирательным развитием частных художественных явлений, подтверждённых отдельными предметами коллекции или целыми группами. Также возможно использование дидактического подхода в исследовании материала. Например, часть коллекции Сюдо Садаму [267] посвящена отдельным видам китайского искусства, которые связаны с основополагающими явлениями японской культуры.
Практика составления коллекций произведений искусства показывает, что изначально важно рассматривать коллекцию как единый осмысленный комплекс логически связанных между собой предметов. В период 2010-2013 гг. к знаменательной дате 400 лет Дома Романовых мной была составлена частная коллекция кабинетного гравированного портрета членов Царской семьи, дополненная редкими гравированными картами Российской Империи разных исторических периодов. В коллекцию вошли редкие по иконографии и во многих случаях прижизненные гравированные портреты всех русских Царей и Императоров Династии Романовых (от Михаила Фёдоровича Романова до Николая II) и Императриц. Портреты всех Императоров представлены именно с супругами, образы которых стилистически подчёркивают культурные эпохи и, безусловно, являются изящным украшением коллекции. Собрать воедино такой материал стало большой удачей и составило кропотливый труд, поскольку прижизненные портреты царствующих особ гравировались по специальному разрешению и не имели большой тираж. Карты Российской Империи соответствующих периодов правления монархов позволяют проследить динамику изменения границ, развития и укрепления государства. Также в коллекцию вошли, согласно изначальному замыслу, гравированные виды двух столиц - Петербурга и Москвы – которые составляют наглядное представление об эпохе. Гравюры XVII-XIX веков, которые вошли в это небольшое элегантное собрание, по своей редкости и художественной ценности не уступают раритетам библиотек и музеев. Каждая гравюра подбиралась в коллекцию по принципу редкости иконографии, соответствия эпох и стилей, была поставлена задача найти и представить произведения разных авторов и редких изданий. Коллекция соединила научный подход с качеством материала, его редкостью и красотой, показывая исторический и культурный срез времени и отражая связь эпох, сквозь которые проходит история нашей страны.
В июне 2013 г. в рамках международной конференции 400 лет Династии Романовых в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына была проведена выставка «400 лет. Династия Романовых. Коллекция кабинетного гравированного портрета из частного собрания». Все экспонируемые произведения из частного собрания впервые были представлены широкой публике. Выставка носила камерный характер за счёт кабинетного формата предметов, вместе с тем, она прекрасно позволяла восприятию зрителя единовременно и цельно визуально охватывать весь исторический период 1613 -1917 гг. в одном зале. Компанией «AVRORA» был выпущен к выставке иллюстрированный каталог [268], с подробными комментариями к каждому экспонату, который в последующем вошёл в крупнейшие библиотеки и представляет интерес как опубликованное собрание редкостей из частной коллекции.
Коллекционирование предметов искусства имеет свою специфику. Для приобретения предмета, коллекционеру необходимо обладать комплексом специальных знаний, сочетающих владение историей искусства, практику работы и обращения с предметом искусства, умение читать, смотреть, видеть произведение искусства, определять качество его исполнения и сохранность, способность идентифицировать исторический и культурный контексты конкретной вещи. В истории искусства известны коллекции таких профессионалов как Джорджо Вазари, Бенвенуто Челлини, братьев Гонкур и др. Однако, исследование и анализ истории коллекционирования показывает, что каждый из коллекционеров изучает и прорабатывает определённые темы и категории предметов, в знании материала которых он является специалистом высокого класса. Для идентификации произведения коллекционеру важно знание особенностей конкретной категории вещей, исторических и стилевых признаков, техники исполнения и инструментов, технических параметров материала, признаков его старения, технологических признаков; необходим также навык их определения.
Предмет, приобретаемый для коллекции, должен отвечать качественному критерию по уровню технического исполнения, обладать художественными и выразительными достоинствами, представлять историческую и культурную значимость, иметь инвестиционный потенциал и, самое главное, быть в чём-то уникальным и единственным – редкостью, в идеале – раритетом.
При всей рациональности расчёта покупки, произведение изначально вызывает мгновенный уникальный эмоциональный контакт и взаимодействие с системой представлений коллекционера. Предмет искусства говорит со зрителем языком цвета и образа, в нём зашифрован некий культурный и исторический код. В данном контексте очень показательный, широко цитируемый пример первого впечатления Г. Костаки при знакомстве с работой О. Розановой «Зелёная полоса» (1917) – когда неожиданный эффект свежести восприятия картины за мгновение изменил вектор интересов коллекционера, обогатив их новым опытом. С. Щукин, которому удалось собрать лучшие образцы современного ему французского искусства, к формированию коллекции подходил практично и осмотрительно: «он никогда не покупал у художника готовую работу сразу. Сначала он на некоторое время забирал картины домой, чтобы понять, насколько комфортно он чувствует себя в их окружении, и только после этого принимал окончательное решение об их покупке». [269] Был ли этот метод коллекционера необходимостью в процессе более основательного изучения предмета приобретения или же являлся одним из приёмов торговли – сегодня остаётся только догадываться. В то же время, С. Щукин признавался своей дочери: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок – покупай её!» [270]