Введение к работе
Актуальность исследования. Среди многочисленных и разнообразных памятников, происходящих^ территории Боспорского государства, особенно широко представлена надгробная пластика. Всестороннее изучение этой группы материалов помогает выяснению различных вопросов, связанных с историей, культурой и искусством Боспора. Самим типом, надписью, сообщающей имя, надгробие говорит об этнической принадлежности погребенного; изображения на рельефах отражают определенные религиозные представления, в литературных эпитафиях также раскрывается отношение людей к миру потустороннему. И, наконец, как художественный объект, как работа резчика, надгробный рельеф важен с точки зрения стиля, мастерства, изменения вкусов эпохи.
В качестве эпиграфических источников боспорские рельефы привлекались исследователями неоднократно. Как произведения искусства, а точнее художественного ремесла, они рассматривались лишь эпизодически. Семантическая характеристика данного явления также оставалась долгое время вне поля зрения исследователей.
В настоящее время назрела необходимость в обобщающем труде, где были бы сведены воедино и вопросы, относящиеся к области погребальных культов Боспора, и вопросы стилистической характеристики боспорской камнерезной школы II в.до н.э. - II в.н.э.
Цели и задачи работы. Основная цель работы - представить боспорский надгробный рельеф как историко-культурный феномен, возникший из взаимодействия греческих и местных (иранских в основе) художественных элементов, а также показать своеобразие данной группы в сравнении с аналогичным материалом из других античных регионов.
Задача исследования состоит в изучении надгробных рельефов не только как археологических объектов, но и как памятников изобразительного искусства, выступающих на общем фоне развития художественной культуры античного мира, то есть то, что Ж.-К. Гарден в книге „Теория археологии" определил как этап „экспликации" в обработке материала (Гарден, 1983. С. 68).
Методологически работа построена на анализе конкретных памятников с учетом их структуры, типологии, иконог-
рафии. Комплексный подход к исследованию погребальных рельефов должен реконструировать систему художественных и культурно-исторических процессов, приведших к появлению своеобразной боспорской камнерезной школы со своим стилем и традициями.
Источниковедческой базой диссертации явилась коллекция из 60 боспорских рельефов, хранящихся в Отделе Античного мира Государственного Эрмитажа. Часть стел была прислана в Петербург Керченским музеем по случаю открытия Нового Эрмитажа - Императорского музея в 1852 году. Другие - поступили в коллекцию в конце XIX века из Императорской Археологической комиссии. За последние годы этот раздел причерноморской скульптуры пополнился благодаря находкам Нимфейской археологической экспедиции. Собрание, сформировавшееся спорадически, быть может, несколько случайно, оказалось чрезвычайно информативным и иллюстрирующим весь комплекс надгробных памятников рассматриваемого периода. Почти в каждом единичном случае, как в „фокусе", можно видеть отражение общих тенденций в развитии боспорского надгробного рельефа. Это дает возможность рассматривать эрмитажные стелы как прочную базу для исследования различных вопросов боспорской культуры. В процессе написания диссертации автором были привлечены памятники Керченского историко-археологического музея, а также других собраний боспорской скульптуры, известные по публикациям. На анализе произведений, опубликованных в каталогах различных музеев, где собраны аналогичные памятники периферийных центров эллинистического и римского времени, построена V глава работы, цель которой определить место боспорских рельефов II в. до н.э. — II в.н.э. в контексте периферийного искусства эпохи.
Научная новизна и практическая значимость работы заключаются в том, что в ней обобщены результаты изучения данной группы материалов и проведен комплексный культурно-исторический, формально-типологический и стилистический анализ памятников, позволивший представить боспорский надгробный рельеф, как историко-культурное явление. Материалы и выводы, предложенные в диссертации, а также методы подхода к изучению такого рода источников будут способствовать более широкому включению боспорской скульптуры в общий контекст трудов по проблемам художественной культуры Северного Причерноморья.
Настоящее исследование может быть использовано при разработке вузовских курсов по культуре и искусству Северного Причерноморья в античную эпоху; при организации музейных экспозиций, а также в процессе научной и популяриза-^рской^ятельности.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа (1978, 1979, 1984, 1990 гг.); на научных конференциях: „Древние культуры Евразии и античная цивилизация", Ленинград, Государственный Эрмитаж (1983);„Итоги археологических исследований", Керчь, Историко-культурный музей-заповедник (1984); „Этруски в их связях с народами Средиземноморья", ГМИИ им. А.С.Пушкина (1990).
По теме диссертации опубликовано и принято к печати 9 статей и сообщений; опубликован научный каталог эрмитажной коллекции боспорских надгробий.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и приложения. Приложение включает типологические таблицы боспорских надгробий и каталог эрмитажной коллекции боспорских надгробных рельефов V в. до н.э. - III в.н.э.