Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Формирование дворцовой архитектуры в Иордании 17
1.1 Историко-культурный фон раннего исламского (до омейядского) и Омейядского периодов (661-750 н.э.) 17
1.2 Исторические предпосылки формирования архитектуры и предметного мира интерьеров дворцов Омейядского периода (661-750 н.э.) 53
Глава 2. Объемно-пространственные и конструктивные особенности дворцовой архитектуры Иордании Омейядского периода 73
2.1 Объемно-пространственная композиция дворцов 73
2.2 Конструктивное и планировочное решение, функциональная организация дворцовых интерьеров Иордании 84
2.3 Объекты дворцовой архитектуры Омейядского периода 98
2.3.1 Каср Аль-Харана 98
2.3.2 Кусайр Амра 101
2.3.3 Каср Хишам 114
Глава 3. Синтез искусств в интерьерах иорданских дворцов Омейядского периода 117
3.1 Художественная отделка интерьеров, роль и специфика орнаментов 117
3.2 Оборудование и предметы декоративного искусства 155
Заключение 168
Библиография 175
- Историко-культурный фон раннего исламского (до омейядского) и Омейядского периодов (661-750 н.э.)
- Исторические предпосылки формирования архитектуры и предметного мира интерьеров дворцов Омейядского периода (661-750 н.э.)
- Кусайр Амра
- Оборудование и предметы декоративного искусства
Историко-культурный фон раннего исламского (до омейядского) и Омейядского периодов (661-750 н.э.)
История арабских стран в целом принято подразделять на три основных периода: 1) мекко-мединский, включающий сюда и домусульманскую и раннемусульманскую Аравию (VI-VII вв.); 2) дамасский (сирийский), связанный с правлением династии Омейядов (661-750 гг.); 3) багдадский (ирано-месопотамский) во время правления династии Аббасидов (750-1055 гг.), закончившийся завоеванием арабского халифата турками сельджуками. [13, с.182] Домусульманская Аравия была заселена многочисленными арабскими племенами, которые вели кочевой и частично оседлый образ жизни на узкой полосе вдоль Красного моря (т. е. там, где было возможным развитие земледелия). Вдоль караванных путей, соединявших Индию со странами Средиземноморья, возникали и развивались города Ятриб (Медина), Мекка, Мариб, Сана и др. Религиозно социальное движение «ханифы», верующих в единого Бога-Аллаха (аль или эль – общесемитский корень понятия «бог»), возникло в VI веке. Точных сведений о ханифах не сохранилось (особенности их проповеднической деятельности неясны), однако известно, что проповедуемый ими бог отличался от иудейского Яхве и от христианской Троицы. В Хиджазе, на западе Аравии, среди обедневшего клана Хашим племени курейшитов, к которому и принадлежал основатель Ислама пророк Мухаммед (570-632 гг.) это движение получило особенное распространение. Возникновение и распространение Ислама в 30-е годы VII столетия послужило мощным толчком к объединению разрозненных арабских кланов и племен в единое социально-религиозное сообщество (умма), в котором родной город Муххамеда – Мекка стал религиозным центром исламского мира, а город Медина – местом пребывания первых арабских халифов. [12, с.113]
Историческое своевременное появление новой идеи Единого Бога (Аллаха) определило объединение многочисленных этническо-клановых групп и сообществ, что позволило координировать совместные действия с укреплением единой религиозно-централизованной формы правления. Арабские народы, населявшие в древности, главным образом Аравийский полуостров, под знаменами Ислама в VII-VIII веках, активно расселились по берегам Средиземного моря, на севере Африки, проникли на Пиренейский полуостров, на иранское плато и в Среднюю Азию. В результате нового исламского движения регионы Азии и Африки стали частью объединенной и этнически многочисленной территории - халифата, просуществовавшего в течение последующих нескольких столетий. Такое быстрое продвижение арабов на север, восток и запад было связано с происходившими религиозно-социальными изменениями в структуре арабских племен. Упадок примитивного животноводства кочевников-бедуинов требовал переселения племен за пределами Аравии, что было возможно только при их совместных действиях и централизации власти. Основой для объединения племен, уде вполне подготовленных к монотеизму всем предшествующим развитием торговых и религиозных связей и стал с 622 года Ислам, объединивший арабские племена и согревший их воинственное рвение. «Священная война» -это джихад, завоевание далеких стран и распространение там новой религии. При халифе Омаре (634-644) воины ислама захватили у Сасанидского Ирана почти всю Месопотамию, Закавказье и территории Ирана, а в 30-е годы VII в. оккупировали Химьяритское царство (территория современного Йемена). Активно действуя против ослабевшей Восточно-римской (Византийской) империи арабские полководцы завоевали Сирию и Палестину, дошли до стен Константинополя, а в 639 году завоевали и весь Египет. В 644 году халиф Омар был убит рабом-иранцем, а новым халифом был избран мухаджир Осман (сподвижник Мухамеда - участник хиджры). При Османе на первый план постепенно на первый план и стали выдвигаться Омейяды. [12, с.117] После убийства горсткой мятежников 17 июня 656 г. халифа Османа (644-656) и провозглашением новым халифом зятя Мухамеда - Али (656-661) в халифате вспыхнула смута, которая переросла в междоусобную войну. В период смуты выдвинулся умный и энергичный правитель Сирии Муавия из рода Омейядов, который вступив, в борьбу с халифом Али смог переломить ситуацию в свою пользу. В ходе боевых действий и долгих переговоров, действуя, где силой, а где и хитростью Муавия в июле 660 г. в Иерусалиме был провозглашен тем новым халифом, который смог остановить междоусобицу среди «правоверных». Основатель новой династии, Муавия I был выходцем из старинного мекканского рода Омейядов (потомков Омейи) и длительное время служил наместником Сирии при первых халифах, приобретя здесь большой практический опыт управления огромной территорией. Назначенный на этот завидный пост в 639 г., сразу после завоевания этих земель, он с тех пор практически не покидал его в течении 20 лет. Именно Муавия первый понял необходимость династического принципа для управления огромной завоеванной империей и сумел преодолеть почти инстинктивное нежелание бедуинов жить под властью одной семьи. К концу своего правления, в 678 г. Муавия I сумел заставить арабских шейхов признать наследником халифского престола своего тридцатипятилетнего сына Йазида, который, в свою очередь, сумел передать по наследству престол халифов своему сыну Муавии II. [2, с.123] Менее чем через 40 лет воины ислама переместились на восток в Индию, достигли границ Китая, а в 715 году появились в Центральной Азии. Стремительно продвигаясь на запад, арабы захватили весь север Африки, затем проникли на Пиренейский полуостров, в 721 году пересекли границу Пиренеев и ворвались на территорию Франции, где были остановлены лишь в битве при Пуатье в 732 году. [12, с.120] По территории держава Омейядов превосходила древние империи Александра Македонского, Римскую и Византийскую в период их наивысшего расцвета. Во всех этих покоренных странах арабские завоеватели первоначально возводили военные поселения (места дислокации гарнизонов), из которых впоследствии выросли знаменитые торговые города Шираз, Куфа, Басра в Двуречье, Фустат (Каир) в Египте, Рамла в Палестине, Кайруан в Тунисе. [13, с.183]
При Муавии I и его первых приемниках начало складываться и завершилось коренное преобразование политического режима исламского халифата. В период правления Омейядов рабовладельческая родовая арабская аристократия превратилась в господствующий класс собственников-феодалов, а сам Халифат достиг своих максимальных размеров, простираясь от Инда до Испании. Основанное Мухамедом и его первыми соратниками-арабами исламское государство из теократического и патриархального постепенно трансформировалось в монархию светскую и национальную, все больше уподобляясь государствам «Хосровов и Ираклиев», как отмечали старые мусульманские традиционалисты. [2, с.124] С момента воцарения Муавии государственные интересы стали цениться выше всех прочих религиозных и этнических соображений. К великому изумлению и даже неудовольствию ревнителей ислама, халиф избирал себе чиновников исходя почти исключительно из интересов государства и компетентности своих избранников, среди которых встречались даже христиане и иудеи. Сохранилась горькая ирония одного из религиозных лидеров Омейядского периода, обращенная к халифу: «Клянусь Аллахом, если бы негры могли быть тебе полезны, думаю, ты бы не замедлил зачислить их на службу». [2, с.124] Конечно, было бы грубой ошибкой считать такую широту взглядов признаком равнодушия или толерантности к делам веры, однако сфера религиозных идей в период Омейядов была отчетливо отделена от сферы политической. Тем не менее, Омейяды, как верные последователи Мухаммеда, вовсе не стремились приравнивать новых адептов Ислама к первым сторонникам пророка (арабам), напротив, они продолжали возводить национальные барьеры даже среди «правоверных». Будучи арабами, они опирались в своей политике на аравийских арабов, что, впрочем, не мешало им с благосклонностью относиться к сирийским арабам, среди которых они жили и из числа которых они набирали самые надежные войска и самых преданных помощников.
Арабские народы и племена, завоевавшие в VII столетии огромные территории Восточного, Юго-восточного Средиземноморья и Месопотамии (называемые современными историками «христианским Востоком») первоначально даже не подозревали, что они вступили в «Terra Philosophica» (страну философии). Речь идет о территории, которую древние географы Ксенофонт, Арриан, Стефан Византийский именовали «Сирией». Эта территория простиралась от приморской полосы восточного побережья Средиземноморья с центром в Антиохии (арабское название - Антакия), до области Междуречья Тигра и Евфрата. [18, с.25] Накануне арабского вторжения и завоевания граница между двумя великими империями востока – Восточно-римской империей (Византией) и Сасанидским Ираном пролегала вдоль линии юго-восточной оконечности Черного моря к северозападной части Аравийского полуострова. На этих землях проживали сирийцы, язык которых являлся одним из диалектов арамейского, народ торговцев, учителей и переводчиков, являвший собой по выражению С.С. Аверинцева «живой мост, соединявший Средиземноморье и Иран». [3, с.11]
Исторические предпосылки формирования архитектуры и предметного мира интерьеров дворцов Омейядского периода (661-750 н.э.)
Предметный мир исторических дворцовых зданий в Иордании испытал на себе влияние культуры Древней Месопотамии, Древнего Египта, Древней Персии, Древней Сирии и Палестины; несколько столетий Иордания входила в состав единой Римской империи, а затем – Восточно-римской империи (Византии). До начала VIII столетия иорданские территории сохраняли некую обособленность от остального исламского мира. Поскольку в это время основное градостроительство и монументальная архитектура развивались в условиях трансконтинентальной торговли по «Великому Шелковому пути» и «Индийской караванной трассе», контролируемой согдийскими торговыми домами вдоль караванных дорог, начала которых, кстати, находились в номинальной вассальной зависимости от Китая. Архитектура в Иордании, особенно в начале VII века н.э. развивалась медленно, каменные здания здесь были весьма редки и сосредоточены они были лишь в некоторых Иорданских городах, таких как Керак, Ирбид, Амман. Архитекторы, которые работали на территории Иордании были, в основном, из соседних городов (Иерусалим, Наблус, Бейрут и др.) Все это не могло не сказываться на формировании идейно-художественных особенностей городской архитектуры региона, нашедших свое зримое отражение в морфологии жилых зданиях. Строительство замков-шахристанов новой исламской знати в сельской местности постепенно воспроизводило идею дворцовой архитектуры, однако на первых порах они возводилась из простых доступных материалов, в основном из глины.
Период правления династии Омейядов можно считать началом сложения оригинальной архитектуры исламского мира, которая в дальнейшем будет развиваться по двум основным направлениям: культовые сооружения и дворцовые комплексы. Однако при всей строгости религиозных правил и канонов, у мусульман еще не сформировалось единообразное восприятия канонической цветовой палитры, что было обусловлено различным наследием в искусстве народов, которое существовало у них еще до принятия Ислама. Сформировавшееся у арабских народов в доисламский период культурное наследие не могло в полной мере обеспечивать те коренные религиозно-политические процессы, которые происходили на осваиваемых территориях халифата. Поэтому содержание исламской религии, включая ее активно формирующееся эстетическое содержание, во многом явилось ключевым моментом для дальнейшего закрепления и распространения новой морфологии архитектурно-предметной среды халифата, и оказало существенное влияние на искусство и каноническую символику цвета исламского мира. Однако религиозная и этническая пестрота населения Халифата не позволяют говорить о полном единстве художественной культуры огромной империи. Различные источники сообщают о бытовании среди населения языческих и христианских верований, особенно в светском искусстве, вот почему созданные при Омейядах памятники представляют собою совокупность художественных изделий, каждое из которых имеет самостоятельную ценность.
История развития ранней религиозной архитектуры ислама известна нам в основном по письменным источникам и представлена несколькими объектами. Это, прежде всего здание Каабы, которое было возведено в 608 г. первоначально как постройка из камня и дерева. Историография отмечает, что первоначально потолок, стены и столбы здания были расписаны изображениями христианских святых и ангелов. Позже, после пожара, уже в период Омейядов, Кааба была перестроена в 684 г. из камня, украшена мозаикой из церкви VI века в Сане (Йемен). Также в период Омейядов на месте дома Мухаммада в Медине в 707 – 709 гг. было построено второе святилище Аравии - мечеть с двором и галереями. В Сане «по арабскому плану» так же была построена мечеть Аль-Джами аль-Кабир с крытыми галереями по периметру двора. В период правления династии Омейядов столица халифата была перенесена из Медины в Дамаск (Сирия), который стал главным политическим, торговым и культурным центром огромной державы, и вследствие чего очень быстро вырос до огромного мегаполиса. Его роскошные дворцы и мечети выстроенные в центре города были окружены кварталами ремесленников, которые производили прекрасное оружие, ювелирные изделия, ткани, а также многочисленными торговыми улицами и базарами. Среди этого великолепия особенно выделялась Большая мечеть, расположенная по соседству с крепостной стеной, которая была построенная халифом Валидом 1 в 708 г. Ее грандиозные габариты 158 х 100 м зримо доминировали над общей рядовой застройкой Дамаска, поэтому мечеть Омейядов называли «Великой мечетью Дамаска». Мечеть была построена на месте древней христианской церкви в которой хранилась голова Иоанна Крестителя. Интересно отметить тот факт, что до возведения христианской церкви это же самое место занимал храм Юпитера, который, в свою очередь, в арамейское время заменил храм Хадад. Арамейское присутствие определяется археологическими исследованиями, результатом которых стало открытие базальтовой стелы со сфинксом. Существует предположение, что храм Хадада (Ваал) в Дамаске, построенный в IX в. до н.э. царем Азаила, стал прообразом нового храма Яхве в Иерусалиме. Во время одного из землетрясений храм Хадада был разрушен. Жители считали это плохим предзнаменованием - гнев Атона со стороны египетского бога солнца.
В дальнейшем, начиная с VIII столетия широкое распространения на территории империи Омейядов, получило строительство своеобразных «феодальных замков», которые объединяли на своем укрепленном пространстве культовые (мечети), жилые (бани, дворцы) и хозяйственные постройки. Как правило, эти «замки» имели квадратные очертания, наиболее известные из них были возведены на территории современной Иордании (замок Мшатта, VIII в.) [13, с. 183] Строительство таких «замков» имело огромное стратегическое значение, а выбор их расположения был обусловлен, прежде всего, защитой основных караванных путей. Вдоль этих же караванных дорог на определенном расстоянии друг от друга строились т. н. караван-сараи (постоялые дворы), в которых путники могли найти воду, ночлег и корм для своих вьючных животных. В эпоху правления крупные города Омейядов возводились и перестраивались не только на территории Сирии, но и в Двуречье, где рядом со старыми античными городами стали вырастать новые городские центры: Куфа, Басра, Мосул и др. Такая активная градостроительная практика Омеяйядской аристократии, которая базировалась на быстром восприятии местных доисламских традиций покоренных народов, привела к выработке оригинальной архитектурно-планировочной структуры мусульманских городов. [13, с. 184]
Первоначально мусульманские города являлись лишь резиденциями правителей. Они возникали, как правило, возле цитадели - «феодального замка» какого-нибудь эмира, принадлежащего к омейядскому клану, здесь же селились воины, слуги, придворные и ремесленники, обслуживающие интересы господина. Территория такого поселения – «замка», естественно, была окружена крепостной стеной и носила название – шахристан. Такая тенденция прослеживается на протяжении первых двух веков становления и развития исламской государственности и архитектуры, вплоть до IX – X вв. [13, с. 185] Город окружался крепостной стеной, довольно часто даже двойной, на самой верхней точке рельефа над городом «мединой» господствовала цитадель «касба». В стенах города прорезались ворота – либо с четырех сторон света, либо по числу путей, связывавших его с другими значительными городами страны. Городская застройка делилась на кварталы по этническому или ремесленно-производственному признаку. Эти кварталы, становившиеся нередко гнездом племенной розни, огораживались и запирались на ночь. Интересно, что мусульманские ремесленники предпочитали селиться кварталами по профессиональному признаку, причем и эти кварталы также были окружены крепостными стенами.
В дальнейшем благодаря быстрому развитию торговли и ремесел стены шахристана становились тесными для его обитателей, и население ремесленных и торговых кварталов начинало селиться за пределами крепостных стен. У ворот городов-шахристанов обычно располагались базары, караван-сараи, мечети, бани, жилые и ремесленные кварталы, в общем, складывалась целая социально-городская инфраструктура. Таким образом, центр городской, социально-религиозной жизнедеятельности перетекал именно в эти новые кварталы (предместья), которые, в свою очередь, также обносились новыми крепостными стенами, расширяя городское пространство. В центре города обычно размещались главная мечеть и торговые кварталы, где каждая улица была отведена определенному ремеслу, хотя базары нередко выходили за ворота (например, дровяной и по продаже скота).
Кусайр Амра
Кусейр Амра, или «маленький дворец» Амра стоит в пустынной зоне, на самом краю последних волнообразных выступов рельефа Иорданского плато, на краю пересыхающей речной долины Вади аль-Бутум, где лишь в отдельные годы несутся бурные воды с отрогов плато к низине Азрака. «При строительстве замка Амра обширные окружающие его пространства были огорожены защитными стенами и снабжены сложной системой сбора и сохранения воды», что позволило значительно улучшить условия жизни при дворце, создать особый мир оазиса с буйной зеленью деревьев и трав, с прекрасными возможностями для охоты. [142. с.19] Значимый объект архитектуры Омейядского периода это дворцовый замок Кусайр Амра, который не изменился за его многовековую историю. (рис.17) Кусайр Амра входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В переводе на русский язык его название звучит как «Замок принцессы». Архитектурное сооружение, расположенное в ста километрах от Аммана, в свое время принадлежало династии Омейядов. Внешний вид дворца Кусайр-Амры не изменился и сегодня за его многовековую историю (рис.17). Архитектурный ансамбль был построен в 730–750 гг., на закате эпохи правления династии Омейядов на территории современной Иордании, а в прошлом - Великой Сирии, экономического и политического центра халифата. Первоначально замок Кусайр Амра представлял собой сочетание дворца развлечений, крепости и бани. Автором дворцового комплекса, по мнению историка А.Е. Беляева, мог выступать как Валид , так и его приемник – Валид , поскольку они оба, по мнению современников, были большими любителями искусства, музыки и развлечений. Внутреннее убранство впечатляет своим декором, стены замка украшены фресковой живописью. [30, с. 42] Кусайр Амра – достаточно небольшое по объему архитектурное сооружение, состоит из нескольких отдельных объемов, поставленных вплотную друг к другу.
По мнению большинства специалистов, Кусейр Амра был построен в первой половине VIII столетия во времена правления халифов династии Омейядов, происходивших из племен Бану Омейя, кочевавших по пустыням Центральной Аравии. К этому времени Омейядские халифы, уничтожив соперников, закрепились у власти, прекратили разрушительные династические и религиозные военные действия, позволив себе начать созидательную работу по возведению новых городов, селений, зданий. Начали они и строительство своих новых резиденций, размещая их с учетом политических условий исторического момента: в переходной зоне между родной пустыней и центрами вновь завоеванных земель. Следуя давним традициям восточного зодчества все главные архитектурные «сокровища» Кусейр Амры сосредоточены внутри здания, его архитектура действительно «обращена внутрь». Центральный альков с южной стороны зала -миниатюрный тронный зал - завершающий официальное назначение аудиенц-зала. Две фланкирующие его маленькие комнаты без окон, скорее всего, помещения для отдыха и сна, предназначенные, в отличие от аудиенц-зала, для личного использования хозяином дома. Внутреннее пространство главного помещения - аудиенц-зала - формируется, главным образом, системой его перекрытий и характером опор, поддерживающих их: зал перекрыт тремя цилиндрическими сводами, идущими параллельно друг другу в направлении «север – юг». Первое, что, по словам К. Кресвелла, поражает при входе в зал, это «...необычайно искусная система сводов, при которой интерьер, в плане близкий квадрату, разделен двумя поперечными арками на три пролета почти одинаковой ширины...». [83.]
Высота зала в верхних точках сводов составляет около 5,80 м, ширина его пролетов (или нефов) действительно почти одинакова и в направлении «запад-восток» соответственно равна 2,48 м, 2,46 м и 2,40 м. Две большие арки, поддерживающие своды и делящие зал на нефы, берут начало из четырех низких пилястр, высота которых во время посещения дворца К. Кресвеллом не превышала одного метра. Большой интерес для исследователей представляет форма арок, первоначально определенная А. Музилем как полуциркульная, а позднее - как стрельчатая, с очень легкой степенью выражения этой ее особенности. [142. c.19-33]
Кусейр Амра стал памятником архитектуры и искусства исламского Востока благодаря замечательной фресковой живописи, почти сплошным ковром покрывающей все внутренние поверхности его помещений поверхности стен, сводов, арок, купола. Каждого, впервые вошедшего в замок, поражает контраст между его внешним обликом - замкнутые, почти глухие стены, сложенные из грубо обработанных камней, - и открывающимся перед ним миром интерьеров - чудесные картины, воскрешающие неизвестные и неожиданные сцены жизни и быта двора омейядских правителей, представляющие целые страницы придворной хроники.
Как уже отмечалось выше, изображения живых существ, выполненные в скульптуре, мозаике и живописи, было весьма распространено в раннем мусульманском искусстве вплоть до IX столетия. А в первые века распространения ислама нефигуративные изображения встречаются даже в почитаемых культовых сооружениях, например в знаменитой мусульманской святыне Иерусалима - Купол Скалы. В интерьере этого значимого для всех мусульман культового сооружения сохранились мозаичные панно с изображением ваз с цветами и орнаментами из растительных побегов, которые, видимо, были выполнены византийскими мастерами. Известны примеры, когда завоеватели арабы пораженные высоким уровнем искусства завоеванных ими народов сохраняли уникальные флоральные, фигуративные или пейзажные художественные изображения. Так, в знаменитой мечети Омейядов в Дамаске, которая была перестроена халифом Валидом в 705 г. из христианской базилики III века мусульманами были сознательно сохранены уникальные мозаики с изображением городских пейзажей. [17., с. 85]
Стоит ли удивляться тому факту, что уцелевшая от некогда величественного комплекса светского замка Кусейр Амра - дворцовая баня (начало VIII в., Иордания), украшена прекрасными и весьма разнообразными сюжетными и орнаментальными росписями. Так, на сводах зала, в сетке ромбов, образованных растительными побегами, на белом фоне размещены изображения юноши, зрелого мужчины и старца (именуемые «три возраста»), а также зооморфные изображения животных и птиц. На стенах помещений Амры живописно расположены сцены борьбы и сцены спортивных состязаний, изображения с сюжетами охоты на антилоп, сцены строительства зданий и много иных живописных сюжетов. Тематически, да и стилистически здесь явно прослеживается связь с живописным искусством предшествующего римского периода (росписи римских жилых домов и росписи катакомб). Пластическое восприятие живой натуры живописцами, расписывавших интерьеры Кусейр Амры, мощно ощущается в необычайной живости, в естественности расположения фигур, в довольно свободной (античной) и мягкой моделировке формы изображений цветовым фоном.
Общий колористический фон художественных росписей Амры выдержан в гармоничных сочетаниях светло-зеленых, бело-голубых и красно коричневых тонов. Особенно бросается в глаза явный интерес живописцев (скорее заказчика) к обнаженной натуре – юноши в палестре или купальщица на краю бассейна, что также свидетельствует о влиянии античной художественной традиции. Тем не менее, в росписи Кусейр Амры уже появляются признаки, свидетельствующие о наличии новых религиозно-культурных веяний. Так, некоторые персонажи сюжетов, как правило, это враги, побежденные арабами, изображены статично и в пышных одеждах имперского византийского покроя. Сюжеты такого рода выглядят весьма торжественно даже пафосно, но слишком плоскостно, что явно свидетельствует о появлении совершенно новой, средневековой исламской тенденции. Все дальнейшее развитие живописного искусства Халифата будет демонстрировать постоянное нарастание этой новой исламской традици, о чем могут свидетельствовать художественные росписи аббасидских дворцов. [17., c.85 ]
Оборудование и предметы декоративного искусства
Декоративно-прикладное искусство Иордании рассматривается нами на примере традиционных изделий заполняющих интерьеры: мебели, керамики, изготовленных как эквивалентные копии предметов Омейядского периода. Эстетические каноны исламского мира (уммы), сложившиеся к VIII веку, сделали его эталоном, которым руководствовались все последующие поколения исламских художников на Ближнем Востоке. Подлинные предметы мебели и декоративного искусства сохранились в очень небольшом количестве, однако о них, можно судить по более поздним образцам, так как традиции в декоративном искусстве на территории современной Иордании были очень устойчивы. Фактором, обеспечившим долговременное действие художественных норм искусства времен Омейядов, эквивалентная копия стала особая эстетическая программа, получившая название «искусство красивой жизни». Новая эстетика оказала влияние практически на все сферы культуры и прежде всего – на художественное творчество.
Арабский орнамент, известный в Европейских странах как «арабеска», размещался на тканях, коврах и применялся при украшениях дворцовой интерьеров, наравне с запрещенными изображениями людей и животных. Орнаментальная композиция арабесок распространяется по отделываемой поверхности и повторяет, как правило, один и тот же узор, следуя ритму фонового рисунка тканей или ковров, применявшихся для оформления интерьеров в силу древней племенной привычки кочевого народа. Почти все рисунки орнаментов составлены из правильных фигур - треугольников, пятиугольников, шестиугольников, размещенных на поверхности в метрической закономерности. При декорировании сводов и других элементов их поверхности разделяются диагоналями на полосы с дальнейшим делением на отдельные участки полос из простейших призм. Все сечения их в иорданских дворцах сводятся к четырем видам: прямоугольникам, прямоугольным треугольникам, ромбам, полу-ромбам. В зависимости от способа сочетания выбранных простых фигур эти элементарные многоугольники входят друг в друга и переплетаются, создавая общий визуальный ряд, который участвует в формировании интерьера, в композиционной структуры помещений и архитектурно-конструктивных элементов внутренней среды дворцов. Кроме того, имеется связь между регулярными планировками дворцов и размерностью и ритмичностью арабесок.
Для убранства интерьеров в т. н. «арабском стиле», имеющем самостоятельную художественную ценность, весьма характерным является использование традиционных орнаментов, либо выполняемых в технике резьбы по деревянным поверхностям, либо выбитых цветными нитями на обивочных тканях. Нередко в качестве дорогой отделки используют технику инкрустации, часто с применением довольно дорогих материалов. Например, кафедра «мимбар» IX в., находящаяся в мечети Кайруана инкрустирована слоновой костью. Несмотря на то, что в интерьерах дворцовых зданий Иордании предметов мебели значительно меньше, чем во дворцах Византии или Европы, тем не менее, она составляла важную часть внутреннего убранства. [3, с. 29] Вместо корпусной «европейской» мебели, в мусульманских жилищах используется мебель, встроенная в стенные ниши. Дверцы встроенных шкафов часто выполнялись в форме решетки с геометрическим орнаментом. [35, с. 305] Мебельные тумбы, как правило, изготавливались четырех, шести или восьмиугольными в сечении, но различными по высоте и украшались богатой резьбой, интарсией или инкрустацией (с использованием перламутра). Низкие тумбы использовали в качестве подставок для цветочных ваз, а восьмиугольные закрытые тумбы и тумбы в форме куба применяли как низкие чайные столики или подставки для посуды во время еды. Высокие тумбы служили подставками для декоративных украшений, светильников и располагались в углах помещения. Все виды тумб богато орнаментировались. (Рис.50) Сундуки и лари имели прямоугольную форму. Решались они в виде целого объема или составлялись из нескольких блоков с выдвижными ящиками. Декор ларей, входящих в комплект, был идентичным, что позволяло при расстановке создавать целостную по визуальному восприятию структуру. (Рис.51). В отделке деревянных поверхностей широко использовалась резьба, подушки покрывались бархатными чехлами или шелковыми накидками с орнаментом, вышитым цветными нитками. (Рис.48) Кресла изготавливались полумягкими, квадратными в плане с высокой плоской спинкой арочной конфигурации, прямыми подлокотниками. Стулья имели аналогичную форму и конструкцию, но изготавливались без подлокотников. Сиденья кресел и стульев обтягивались узорным шелком. Табуреты имели прямоугольную, многоугольную и бочкообразную конфигурацию. Для их отделки и облегчения широко использовался прорезной орнамент. (Рис.49)
Исключительно важное место в исламском искусстве занимает, как уже говорилось, геометрический орнамент (handasiya). Его отличительная особенность – «открытость» формы: меньшая часть является частью большей, что выражает фундаментальные онтологические закономерности. С точки зрения техники резьбы принцип «открытости» воплощается в «перекрещивании» многоугольников, в «разно-размерности радиусов дуг». Узловым элементом геометрического орнамента, как правило, является круг, из упорядоченного деления которого складывается система взаимосвязанных фигур. [5, с. 109] В отделке мебели был весьма широко распространенным растительный орнамент (shadjariya, nabatiya), и орнамент, «уподобляющийся мозаике». Резьба по дереву в исполнении арабских мастеров отличается большой пластичностью и округлостью, частым использованием косого рельефа, способствующего выявлению фактуры и текстуры материала. Излюбленным колористическим решением является черный цвет с блестящей поверхностью. Декор в виде плоскостного и округлого рельефа комбинируется с декоративными прорезями и решетками, накладными деталями из металла. Плоская поверхность иногда инкрустируется кусочками перламутра, серебра, слоновой кости. Использование хрупких материалов для инкрустации исключало получение сложных криволинейных форм. Инкрустированные вставки, контрастируя с темной поверхностью дерева, визуально облегчают форму изделия. Этому же способствует подкрашивание и золочение деревянного рельефа. Распространение получили мягкие и полумягкие диваны. Первые имеют низкий деревянный каркас и высокую спинку из мягких подушек, вторые – жесткую спинку и боковые деревянные подлокотники.
Цвет и узоры обивочной ткани диванов и кресел в небольших помещениях подбирались так, чтобы они как бы сливались с уже имеющейся цветовой поверхностью напольного ковра. Это делалось для того, чтобы массивные предметы мебельного гарнитура не сильно выделялись своими размерами. В больших по размеру помещениях наоборот, для низкой и тяжелой мебели ткани подбирались более темными, чем пол, что способствовало созданию сильного контраста и делало более выразительным силуэт мебели. В легкой мебели использовались светлые расцветки и более интенсивные цвета тканей с мелкими по масштабу геометрическими и растительными узорами. В мягкой арабской мебели в качестве обивочных материалов применялись фактурные и гладкие ткани, а также типа букле из пряжи фасонной крутки. Мебель арабского стиля отличается ярким декором. Как уже отмечалось, помимо различных видов резьбы ее деревянные поверхности украшаются инкрустациями с использованием дорогих материалов, рисунок которых представляет собой традиционные геометрические и растительные орнаменты. Для обивки используются дорогие ткани с вышитыми узорами. [3 с. 29] Мягкие диваны и кресла выполняются с высокими спинками и боковыми панелями. Полумягкие стулья - в основном каркасной конструкции, их художественная выразительность достигается с помощью облегченных декоративных деталей и решетчатых структур из конструктивных и функциональных элементов. Основной вид декоративной отделки мебели – т. н. «каймовый орнамент», который подчеркивает форму предметов.