Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Архитектурно-художественные особенности интерьера дворцов омейядского периода в Иордании ( VII-VIII вв.н.э.) Альшурман Али Салем Хуйсейн

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Альшурман Али Салем Хуйсейн. Архитектурно-художественные особенности интерьера дворцов омейядского периода в Иордании ( VII-VIII вв.н.э.): диссертация ... кандидата : 17.00.04 / Альшурман Али Салем Хуйсейн;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова»], 2018.- 192 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование дворцовой архитектуры в Иордании 17

1.1 Исторические предпосылки формирования архитектуры и предметного мира интерьеров Омейядского периода(661-750 гг. н.э) 17

1.2 Историко-культурные особенности Омейядского периода 35

Глава 2. Объемно-пространственные и конструктивные особенности-дворцовой архитектуры в Иордании Омейядского периода 40

2.1 Объемно-пространственная композиция дворцов 40

2.2 Конструктивное и планировочное решение, функциональная организация дворцовых интерьеровв Иордании 50

2.3 Объекты дворцовой архитектуры омейядского периода 57

2.3.1 Каср Аль-Харана 57

2.3.2 Кусайр Амра 59

2.3.3 Каср Хишам 70

Глава 3. Предметно-пространственная среда и синтез искусств в интерьерах дворцов Омейядского периода в Иордании 73

3.1 Художественная отделка интерьеров, роль и специфика орнаментов 73

3.2 Оборудование и предметы декоративного искусства 96

Заключение 109

Библиография 114

Приложение 128

Введение к работе

Актуальность исследования. Памятники архитектуры, исследуемые в диссертации, находятся в границах современной Иордании, где в VII-VIII веках нашей эры насчитывалось много дворцов, которые дошли до наших дней в различной степени сохранности. Автором выделены два типа дворцовых сооружений: тип «Убежище» - Каср Аль-харана, и тип «Халифский дворец» - Кусайр Амра и другие как каср Хишам и ансамбль замок Аль-азрак.

Омейядский или Дамасский халифат возник в 661 г. в период правления халифа Муавия. Центральной областью Халифата как феодального государства стала Сирия со столицей в Дамаске. К концу VII в. арабы прочно обосновались в Северной Африке, после чего вторглись в Испанию и завоевали её значительную территорию. В 750 году войска Марвана II ибн Мухаммада, последнего 14 халифа из династии Омейядов были разбиты, и в ходе гражданской войны к власти пришла династия Аббасидов.

На территории современной Иордании сохранились малоисследованные
памятники архитектуры, по которым можно проследить тенденции
зарождения и развития архитектурно-художественных комплексов,

характерные как для культуры, так и для исследуемого региона. Локальные сведения о предметном мире исторических дворцовых зданий Каср, от араб. яксор – любого большого построенного из камня и облицованного здания, которое в те времена воспринималось как дворец, дают возможность выделить два основных типа таких дворцовых сооружений: «Халифский дворец» и «Убежище». Их особая ценность состоит в том, что они позволяют оценить процессы освоения пространств региона и специфические художественно-образные решения, свойственные типу подвижного общества. В большей части этот материал относится к периоду правления Омейядской династии халифов (661–750 гг. н.э.) в Иордании и его изучение требует системного подхода, основанного на исследовании наиболее типичных объектов дворцовой исламской архитектуры, типологизации и классификации системы

декора зданий. Очевидна также необходимость оценки сложения стилистических особенностей архитектурных построек в Иордании, что крайне сложно без рассмотрения существующей историографии в изучении вопросов предметно-пространственной среды и декоративно-прикладного искусства.

Актуальны и проблемы датировок памятников архитектуры в Иордании, которые часто возникают из-за следования априори сформировавшимся представлениям о линейном развитии искусства, например, без учета влияния культурно-религиозных процессов, не относящихся напрямую к исламу. Сложность также состоит в том, что при анализе интерьера внимание, в основном, уделяется новым архитектурно-декоративным приемам и игнорируется весьма влиятельное древнее исламское начало в искусстве, в то время, как предметный мир интерьера дворцовых памятников в Иордании свидетельствует об устойчивом и последовательном развитии именно архаичных форм и тенденций, в которые проникают элементы соседствующих с исламом культур. Этот уникальный пример сосуществования построек с различными стилистическими характеристиками на одной территории позволяет проследить процесс формирования отдельных архитектурных и декоративных решений в искусстве региона Омейядского периода, составить объективное представление о специфике их развития.

Интерьеры дворцовых зданий Иордании демонстрируют разные грани проблемы межконфессиональных взаимодействий, так как на протяжении тысячелетий данный регион являлся местом пересечения и взаимообогащения различных культурных традиций древних цивилизаций.

Отступление от доминирующих культовых догм было важной чертой декоративно-прикладного искусства в Иордании. Это вносило своеобразие в процесс развития мусульманской культуры Омейядского периода, которое было утрачено в других регионах по мере развития системы контроля в обществе со стороны ислама. Изолированность Иордании способствовала поиску художественных решений в опоре на самые разные и, как правило,

предшествующие древние культурные пласты. Это сочетание

изолированности и отступления от догм на начальном этапе развития мусульманской культуры предопределило уникальный характер архитектуры дворцов в Омейядский период. Однако, при всей индивидуальности исламской архитектуры, в Иордании действовали и более общие тенденции, которые предполагали синтез различных древних традиций и их дальнейшую интерпретацию в русле новых стилевых направлений и идей.

Таким образом, для области искусствоведения, архитектурного проектирования и сферы образования закономерности формирования дворцовой архитектуры в Иордании представляют несомненный интерес.

Степень разработанности темы.

Во многих исследованиях отечественных и зарубежных авторов анализируются этапы развития арабского зодчества в рамках эволюции арабского искусства: В.Л. Воронина, Н.К. Соловьёв (История интерьера. Древний мир. Средние века), Т. Кенаан (Архитектура традиционного жилого дома Дамаска конца XIX - начала XX веков), Л.И. Ремпель (Искусство Среднего Востока, М.,1978), и Г.А. Пугаченкова (проблемы искусства Средней Азии) и др. Также искусствоведов разных стран привлекают элементы предметного мира интерьера исторических архитектурных зданий разного времени – ковровые и тканные изделия, мебель, керамика и т.д. (Б.В. Веймарн, Э.К. Кверфельд, Анри де Моран, Н.К. Соловьёв, Р. Саад, Е.Г. Яковлев, М.С. Дальманд, Д.Т. Райс). К.С Витзингер, Ш. Вейганд исследовали топографию старого города и подробно описали памятники архитектуры римского и византийского периодов.

Проводимые в Иордании местными университетами и Научной Королевской Ассоциацией исследования в области интерьера отражены в трудах А. Аль-Фанди, А. Абдельбасет, Р. Аль-Шариф, И. Алыпейх. Вопросам архитектуры, адаптированной к региональным условиям посвящены труды С. Аль-Факих, А. Абу-Айаш, Т. Аль-Рифаи, А.Абдельмаджид. В ряде исследований рассматриваются условия влияния сходных природно-5

географических, климатических и социальных факторов на типологию дворцов в других странах (А.Н. Новрузи, Н.В. Оболенский, Т.Б. Рапопорт, А.Н. Римша, А. Хозам).

Во многих работах отечественных и зарубежных исследователей
анализируется история развития арабского зодчества в контексте эволюции
арабского искусства (В.А. Воронина, S. Abdel-Rahim, М.L. Abdulla, Т. Canaan.
M. Ecochard, R. Spiers). Значительный интерес искусствоведов разных cтран
привлекают традиционные составляющие предметного мира бытового
убранства омейядских дворцов – ковровые и тканные изделия, мебель, и т.д.
(Б.В. Веймарн, Э.К. Кверфельд, А. Моран, А.А. Саада, Е.Г. Яковлев,

M.S. Dimond, E. Hitchcok, C. Humbert, A.U. Pop, D.T. Rice).

Особенность отмеченных исследований состоит в их специализациях по отдельным важным вопросам. При этом общие принципы композиционно-художественных решений рассматриваемых в исследовании: архитектурных подходов, специфика в организации пространства, особенность декоративных свойств предметно-пространственной среды, общественной психологии населения, отражающей влияние исламских традиций и местных обычаев, практически не рассматриваются. Между тем, подобный подход во многом мог бы способствовать пониманию важнейших приемов художественной организации интерьера омейядских дворцов в Иордании, во взаимосвязи всех составляющих предметной среды, своеобразии колорита и характерной исламской стилистики.

Вполне очевидно, что следование особенностям в организации интерьера дворцов, опирающееся на устойчивые исламской традиции, и в дальнейшем будет оставаться одним из важнейших факторов, способствующих поддержанию исторического своеобразия, которое на протяжении многих веков отличало арабскую культуру. Из этого следует, что в настоящее время особую актуальность приобретают исследования исламских традиций в самых разных областях, в том числе и в вопросах дворцовых комплексов: экстерьеров и интерьеров зданий; их образно-конструктивных особенностей; характерных

исторически сложившихся принципов в решении практических задач
эстетического оформления. Об этом свидетельствуют расшифровка и

трактовка отдельных надписей, входящих в композиции фресковых росписей, не утративших своего значения и в настоящее время.

Очень важным является этап археологических изысканий и работ по реставрации и консервации памятника, осуществленный в 1971-1973 гг. испанскими учеными из Национального археологического музея Мадрида под руководством М. Альмагро. Результаты их трудов по укреплению здания, расчистке фресковой живописи опубликованы в книге Almagro М., Caballero L., Zozaya I. Almagro A. Qusayr Amra. - Residencia у Baflos Omeyas en el desierto de Jordania. Madrid: Institute Hispano - arabe de cultura (1975 г.), где большое внимание уделено искусству эпохи династии Омейядов, своеобразию его содержания, эстетических принципов, стилистических форм.

Среди других ученых надо отметить таких исследователей, как К. Кресвелл, Т. Арнольд, Р. Эттингаузен, Ж. Марсэ, О. Грабар, чьи труды стали основополагающими в настоящем исследовании искусства Арабского халифата в целом и Омейядского периода, в частности. Автор опирался также на материалы исследований западных ученых, создавших ряд ценных трудов по истории искусства народов арабского Востока. С различных позиций и в разнообразных аспектах эти проблемы освещены, начиная с 20-х годов, в трудах Э. Херцфельда. Э. Кюнеля, Х. Дица, поднявших эту область искусства на серьезный научный уровень.

Различные стороны монументального живописного убранства Кусейр Амры освещались в работах А. Беера, П. Бэкер, Е. Паути, Ф. Заксля. Растущий интерес к историческим памятникам арабского искусства связан с ценной информацией, заключенной в них, восстановление памяти о культуре и вкусах Омейядской знати, а также демонстрации тесных связей арабского искусства с древними классическими, византийскими традициями и сильным влиянием восточных цивилизаций. Арабские ученые также полагают, что возрастание доминирующего влияния Омейядов в начале VIII века во многом обязано их

древнему культурному наследию, оказавшему влияние на создание нового богатого иконографического репертуара живописи, который, как отмечает Г. Бише, имеет корни в греко-сирийских традициях. Ф. Зайяддин утверждает, что искусство Амры можно рассматривать как возрождение в VIII веке эллинистического искусства.

Важнейшая роль в процессе изучения арабской средневековой культуры
и искусства принадлежит русским ученым. Среди них следует назвать имена
Б.П. Денике, О.Г. Болыпакова, Е.А. Беляева, Н.А. Виноградовой,

В.П. Ворониной, О.И. Галеркиной, А.Г. Подольского, А.В. Сагадеева,

И.Т. Фильштинского.

Огромным исследовательским диапазоном, богатым знанием фактов, точностью и достоверностью интерпретации глубинных процессов, происходящих в арабском искусстве эпохи средневековья, выделяются работы Б.В. Веймрана и Т.П. Каптеревой.

Изучая один из актуальнейших аспектов искусства Ближнего Востока – проблему изобразительности Б.В. Веймарн обосновывает свою точку зрения тем, что изобразительность в искусстве стран ислама опиралась на эстетические идеи и вкусы, непосредственно не связанные с религией, её эстетическая концепция создавалась на обломках античного миросозерцания и само искусство арабских стран «произрастало из старых его корней, уходя в глубь местных традиций».

Значительный вклад в проблематику искусства рассматриваемого
периода внесла Т.П. Каптерева, особенно в работе «О некоторых проблемах
средневекового искусства арабо-мусульманских народов». Проведя

убедительный анализ тех видов творческой деятельности, «которые развивались вне покровительства церкви», выделив придворную культуру, характерную для времени правления династии Омейядов, связанную с «миром дворца, в значительной степени миром искусственным и элитарным», она подчеркнула, что арабская архитектура «...в Средние века была

всеохватывающим видом пластического творчества, основой синтеза, носителем основных эстетических концепций эпохи».

Важное значение для работы над диссертацией имело непосредственное изучение автором архитектуры и монументального искусства сохранившихся памятников. В результате выполнена фотофиксация современного состояния и внешнего облика сооружений, фресковой живописи в интерьерах, а также развертки стен с указанием местоположения росписей и их прорисовок. Важным объектом изучения стал ансамбль Кусейр Амра с его уникальной живописной программой, который остался вне пристального внимания русских ученых. Упоминания о нем в томах Всеобщей истории искусств и всеобщей истории архитектуры слишком кратки, не свободны от некоторых неточностей. В работах исследователей анализируется фресковая живопись, но на ограниченном иллюстративном материале. Очевидно, что исследование национальных традиций предметного мира дворцовых зданий приобретает особую актуальность, поскольку позволяет сохранять и творчески обогащать представление о национальном культурном наследии.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является всестороннее изучение культурного и исторического бытования феномена дворцовых зданий в Иордании, выявления художественных традиций интерьеров, своеобразия становления и развития монументально-декоративного оформления в Омейядский период в связи с региональными особенностями халифата и отражением этих аспектов в стилистике изучаемых объектов. Раскрытие художественных и исторических закономерностей сложения в связи с указанными факторами позволяет обозначить несколько задач.

В соответствии с целью установлены задачи, которые обусловлены
оценкой указанного явления с позиций исторической ретроспективы и
традиций декоративно-прикладного искусства предметного мира

исторических дворцовых зданий в Иордании:

– представить историю и особенности зодчества дворцовых зданий в Иордании Омейядского периода в связи с культурными и историческими процессами в стране, охарактеризовать отражение в них доминирующих эстетических и этических концепций;

– выявить типичные объекты дворцовой архитектуры Омейядского периода для подробного их изучения, установить применяемые при сооружении приемы строительных техник и технологий.

– проанализировать функциональное зонирование помещений и архитектурно-планировочную структуру типичных объектов дворцовой архитектуры; – рассмотреть предметный мир исторических дворцовых зданий Омейядского периода в Иордании;

– представить характеристику традиционной Иорданской орнаментики, ее роль в организации художественного единства и синтеза интерьера дворцовых зданий и придания ему национальной узнаваемости.

Объектом исследования является архитектура и предметный мир

дворцовых зданий в Иордании Омейядского периода, которые

рассматриваются на примере образцов, исходя из их типологически-функционального назначения: караван-сарай, малый дворец, дворец, замок.

Предметом исследования являются художественно-образные связи искусства и классификационные параметры особенностей ранней архитектуры в культурной традиции Иордании, процессы формирования архитектурно-планировочных решений и декора интерьера дворцовых зданий Омейядского периода.

Методы и методика исследования базируются на системном художественном анализе, который позволяет рассматривать означенные явления в их взаимосвязи, и также в характере самих объектов, то есть включают в себя художественно-исторический метод, основанный на систематизации и анализе собранного материала, искусствоведческую интерпретацию решений по организации интерьера исторических дворцовых зданий в Иордании в Омейядский период. Важно было представить изучение

раннего зодчества в обобщении и в сравнении археологических и
этнографических данных. Центральным методом исследования

художественно-исторического подхода к объекту является формально-стилистический анализ. Также важная методическая основа связана с оценкой источников историографии. Большая роль принадлежит экспедициям автора по изучаемому региону и собранному в результате источникового материала, который сопоставлен с материалами историографических данных.

Достоверность полученных результатов исследования обоснована натурной фиксацией объектов дворцовой архитектуры в Иордании, также привлеченной историографической базой, рецензированием статей автора при определении возможности их публикаций в журналах, рекомендованных ВАК, результатами обсуждений на научных конференциях представленных докладов, опубликованных материалов, решениями заседаний кафедры истории и теории декоративного искусства и дизайна МГХПА им. С.Г.Строганова.

Границы диссертационного исследования определяются:

хронологическими рамками Омейядского периода (VII-VIII вв.) и географическими границами изучаемого региона. Используются также материалы соседних территорий (Ближнего Востока), являющихся частью исторического расселения арабов и оказавших влияние на развитие архитектуры в Иордании. Уделяется внимание аспектам национальных традиций или тем элементам архитектуры и предметного мира, в которых отражаются особенности арабской художественной культуры.

Научная новизна:

Впервые были определены особенности формирования и развития как отдельных элементов предметного мира дворцовых зданий в Иордании, так и архитектурного ансамбля в целом в исторической ретроспективе с позиций их религиозной, общественной и бытовой функции. Это позволило обозначить главные художественно-композиционные закономерности архитектуры,

декоративного убранства, мотивы, традиционные для предметно-

пространственной структуры дворцов Иордании Омейядского периода. Предпринятый в диссертации подход представляет попытку систематизации художественных особенностей архитектуры в Иордании, включает их в общий контекст искусства предметного мира страны и позволяет проводить сравнения между архитектурными традициями дворцовой архитектуры, обусловленными климатом, характером местности и особенностями функционального назначения.

В научный оборот введена типология объектов дворцовой исламской архитектуры по функционально-декоративным свойствам с выделением типов «Халифский дворец» и «Убежище», рассмотрены вопросы архитектурной специфики основного объема сооружений, стилистической взаимосвязи различных элементов его общей структуры и деталей. Важным является и то, что аналогичных опубликованных исследований по вопросу архитектурных традиций регионов Ближнего Востока, оказавших влияние на зодчество в Иордании, не существует.

Положения работы отчетливо выявляют доминирующее влияние исламских художественно-религиозных представлений в архитектурной традиции Омейядского периода в Иордании и выступают условием объективной оценки процесса развития архитектуры региона.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Исследуемая архитектура и факторы общего функционального значения всех дворцов, расположенных вне города, как путевых объектов на маршрутах паломничества или передвижения торговых караванов, обладают художественно-эстетическим своеобразием периода Омейядов.

  2. Идейное наполнение дворцовой архитектуры и типов объектов зодчества Омейядского периода в Иордании определено в закономерностях архитектурно-планировочных решений, продиктованных функциями остановок в длительных перемещениях в сложных климатических условиях,

что позволило создать в определенный эстетический симбиоз в типах сооружений «Халифский дворец» и «Убежище».

  1. Образная структура отражает историю подвижной культуры и демонстрирует связь между архитектурно-конструктивным обликом, развитием технологий строительства и обработки различных материалов. Важную роль играет характер отделки и облицовочного материала.

  2. Установлена важность в образном отношении такого элемента архитектурно-планировочного решения дворцов как внутренний двор, его пропорции, что с функциональной точки зрения определялось климатическими условиями, местностью и требованиями безопасности.

  3. Непосредственное художественное образное значение среды дворцов определено факторами сложения системы внутреннего декоративного убранства, принципами построения интерьера, использования различных приемов конструктивных решений наполнения декора символическим смыслом. Приведены доказательства того, что основной цветовой акцент в интерьере иорданских дворцовых зданий создавался мозаикой, фресками и коврами, используемыми в качестве напольного покрытия еще с доисламских времен, а также другими тканными изделиями.

  4. Уникальность типов дворцов связана с их практической функцией, соотносящейся с композициями зданий практического назначения, но формирование художественного единства архитектуры и предметного мира интерьера иорданских дворцовых зданий во многом достигается за счет единого декоративного оформления их поверхностей на основе использования традиционного искусства арабской исламской орнаментики.

Практическое значение.

Результаты исследования позволяют определить значимость

сохранившихся объектов дворцовой архитектуры в Иордании, помогают выбирать методы их консервации и реставрации. Кроме того, результаты работы применимы в туристической и педагогической деятельности, также в

области искусствознания, в проектной деятельности архитекторов,

искусствоведов и художников.

Личный вклад автора.

Автором проведена работа по фото фиксации объектов исследования,
обработке полученных данных, изучению историографии вопроса,

формированию научного текста, анализу и изложению материалов исследования и его результатов.

Публикации.

Основные положения диссертации отражены в 5 публикациях, из них три статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК Минобрнауки РФ, одна статья в зарубежном журнале входящем в базу Web (International organization of scientific researches, IOSR).

Объем и структура исследования.

Исторические предпосылки формирования архитектуры и предметного мира интерьеров Омейядского периода(661-750 гг. н.э)

Культура раннего исламского мира обусловлена демографическими и производственными особенностями, благодаря которым начались процессы феодализации арабского мира как условия для более современной социальной формы, которая заменила «примитивную животноводческую экономику бедуинских кочевников», что способствовало движению племенных ассоциаций за пределами Аравии. Арабские народы, населяющие в древности, главным образом Аравийский полуостров, в VII - VIII веках поселились на берегах Средиземного моря, на севере Африки, проникли на Пиренейский полуостров, на иранскоеплато и в Среднюю Азию.

В результате страны Азии и Африки стали частью обширной и этнически многочисленной страны - халифата, существовавшего в течение нескольких столетий. Историческое предопределение идеи Единого Бога определило объединение многочисленных этнокланских групп и обществ, что позволило координировать совместные действия с укреплением централизованной формы правления. (13, T.8, C.15). Этому способствовал тезис о движении за веру, объявленный «священный долг мусульман, которые обратились в ислам». Движение за веру возникло в Хиджазе на западе Аравии под племенем курайшитов, которому Пророк Мухаммад принадлежал »(13, Т.8, стр.15).

Арабские народы, населенные в древности, главным образом Аравийский полуостров, в VII-VIII веках. поселились на берегах Средиземного моря, на севере Африки, проникли на Пиренейский полуостров, на иранское плато и в Среднюю Азию. В результате захвата стран Азии и Африки была сформирована огромная, этнически разнообразная власть -халифат, существовавший в течение нескольких столетий.

Быстрое продвижение арабов на север, восток и запад было связано с социальными изменениями - созреванием феодальных отношений. Упадок примитивного животноводства кочевников-бедуинов требовал переселения племен за пределами Аравии, что было возможно только при их совместных действиях и централизации власти. Основа для объединения племен, подготовленных к монотеизму - с 622 года Ислам стал знаменем объединения арабских племен и согрел их воинственное рвение. «Священная война» - это джихад, завоевание далеких стран и распространение там новой религии. Из Хиджаза арабы отправились на юг и север: в 30-е годы VII в. оккупировали Химьяритское царство (территория современного Йемена) и 640 покорили Византийскую Сирию. Менее чем через 40 лет они переместились на восток в Индию, достигли границ Китая и в 715 году появились в Центральной Азии. Сильно продвигаясь на запад, арабы захватили весь север Африки, проникли на Пиренейский полуостров, а в 721 году Пиренеи пересекли границу.

Были избраны первые правители - халифы; халиф объединил в своих руках не только светскую, но и военную и теократическую власть. В то время центром государства был Хиджаз со столицей в Медине и священном городе Мекка. Династия Омейядов (661-750) управляет одной из самых обширных империй мира, включая все арабские оккупированные страны. Под Аббасидами (750-1258) начался политический разлом - в Египте был сформирован халифат фатимидов (они называли себя потомками дочери пророка Фатимы), берберских государств Северной Африки, эмиратов иберийцев, исчезли иранские и центральноазиатские владения. Исторически Омейяды1 (Umayyad) это первая наследственная династия, пришедшая к власти в 661 году – и ее основатель халиф Муавия перенес столицу исламского мира из Мекки в Дамаск. Династия имела значительное политическое влияние в Арабском мире в VII веке на завоеванных территориях (Рис.1), куда входили Северная Африка, большая часть Пиренейского полуострова, Средняя Азия и другие территории: Месопотамия, земли Ирака, восточная часть Средиземноморья (известная как Левант), а также те, что расположены на берегах южного Средиземноморья, Египта.

События, связанные с движением мусульман в Сирию, были результатом насильственных конфликтов после смерти халифа Османа в 656 году против зятя Пророка Мухаммада Али. На территориях, которые были завоеваны Омейядами, новые порядки быстро установились, но не было стабильной политической и культурной системы из-за конфликтов в местной элите, межплеменных споров и постоянных междоусобиц. В этом случае дважды Омейяды пытались завоевать Константинополь. Династия длилась 90 лет, но в результате восстания в 747-750 годах под руководством Абу Муслима О. пришла к власти династия Аббасидов. Аббасиды перенесли имперскую столицу на восток, к реке Тигр, где возник новый город Багдад. Что касается продолжения династии Омейядов, его часть с единственным наследником Абдирра-Ману переехала в Испанию, где был основан так называемый Имарат Кордовы, который инициировал независимую династию Омеяада Кордовских. Это продолжалось около трех веков - с 756 по 1031 год.

Период династии Омейядов можно считать началом добавления архитектуры исламского мира, которая включает в себя две основные линии: культ и сам дворец.

Ранняя религиозная архитектурная история ислама известна в основном из письменных источников и представлена несколькими объектами. Это прежде всего здание Каабы, возведенное в 608 году как простая постройка из камня и дерева. Историография отмечает, что «потолок, стены и столбы были расписаны изображениями христианских святых и ангелов». Позже, после пожара, уже в период Омейядов, Кааба была перестроена в 684 году из камня, украшена мозаикой из церкви VI века в Сане (Йемен). Также в период Омейядов на месте дома Мухаммада было построено второе святилище Аравии в Медине. Здесь хозяева из Сирии и Египта в 707-709 годах поставили мечеть с двором и галереями. В Сане «по арабскому плану» была построена мечеть Аль-Джами аль-Кабир, в которой во дворе были крытые галереи. Примером классической религиозной архитектуры ислама является мечеть Омейядов, которую называют Великой мечетью Дамаска, построенной на месте церкви, выкупленной у христиан, где хранилась голова Иоанна Крестителя, а перед христианской церковью это место занимал храм Юпитера, который, в свою очередь, в арамейское время заменил храм Хадад. Арамейское присутствие определяется археологическими исследованиями

Арамейские племена в доисламскую историю кочевали к основном к северу от Аравийского полуострова в Месопотамии и Сирии, здесь и закрепились. В ахаменидскую эпоху, VI – IV вв. до н.э. арамейский язык распространился по всему Восточному Средиземноморью2, а влияние культуры арамеев было значительно не только для региона, но и всего мира3.

Традиции гражданской архитектуры в арабском мире были сформированы на основе опыта строительства завоеванных народов: коптов, греков, сирийцев, иранцев. К художественному оформлению зданий привлекались художники из христиан. Определенный отпечаток на характер ранней архитектуры был наложен византийскими и римскими зданиями. В арабской архитектуре встречаются также стилистические черты стиля Ирака, Сирии, Египта и Северной Африки, которые в X-XI веках определили ее специфику.

С климатической точки зрения окружающая среда в архитектуре Омейядов требовала закрытия внутреннего пространства с твердой стенами, что также соответствовало требованиям безопасности. Ввиду значительных внутренних пространств конструкции перекрытий были также очень важны.

Конструктивное и планировочное решение, функциональная организация дворцовых интерьеровв Иордании

Замок Аль–Азрак выделен как интересный пример среди сооружений, находящихся на пустынных территориях в Иордании. Комплекс замка,выполненный из черного базальта, является самым удаленным дворцом пустыни. Обильные подземные воды Азрака сделали его местом стоянки на торговом пути в Вади Сирхан, а также ночлегом для бедуинов пустыни (Рис.42).

Архитектурный ансамбль имеет в плане квадратную форму и широкий двор, который окружают восьмидесятиметровыепо длине стены. В центре внутреннего двора имеется небольшая, сохранившаяся без надстройки и башен квадратная в плане мечеть из каменной базальтовой кладки с главным колодцем (Рис.44). Военные сооружения Средних веков обычно используют каменные массивные стены. Многие дворцы возводились в короткое время, о чем свидетельствует единообразие их стиля. Конструкции выполнены простыми приемами. Например, при строительстве башен дворца Аль-Азрак использовались деревянные леса, гнезда от которых сохранились до сих пор. Насколько это было возможно, стены складывались из крупных каменных блоков, иногда с неотделанной лицевой стороной, но с окантованными ребрами. Во дворце Аль-Азрак между рядами кладки обнаружен слой раствора, в состав которого входят обломки черепицы и осколки твердого камня, что говорит об использовании строительных отходов. Квадратная форма башен, также снижает стоимость строительства, в отличии от более дорогих и более защищенных круглых сооружений.

Разные варианты строительства квадратных в плане дворцов и квадратных дворов в застройке (рис.2) можно проследить начиная с Омейядского периода. Подобные постройки, относящиеся к тому же историческому периоду встречаются и за пределами Иордании [2, с. 148]. Дворцы с квадратными дворами можно рассматривать в одном ряду с другими фортификационнымисооружениями, в частности с дозорными башнями, которые их окружают. Внешний облик построек различных дворцов в Иордании менялся незначительно в зависимости от наличия воды и влияния пустыни [3, с. 22].

Среди сооружений в суровых условиях пустыни самым интересным является Каср Аль-Харана, который также относится к Омейядскому периоду, имеет квадратную форму в плане и фортификационные параметры наружных стен при их размере 35 м х 35 м с круглыми и полукруглыми башнями. Кладка стен,имеющая швы направленные радиально, создает значительную сопротивляемость ударам. Планировка связана с необходимостью защиты людей от климата пустыни в пространстве внутреннего двора (Рис.3). Стены возведены из тесаного камня без облицовки, что характерно для строительного искусства Месопотамии. В месте расположения дворца, обусловленного паломническими путями, отсутствует источник воды. Это предопределило характер и функцию Каср Аль-Харана как убежища в пустыне для путников. Для путешествующих во дворце имеется 60 комнат на двух этажах и бассейн для сбора воды от редких осадков во внутреннем квадратном дворе, пропорции которого не превышают 1/3 от размера наружных стен. В планировке здания предусмотрены два больших помещения для лошадей и верблюдов, дворец Каср Аль-Харана, выполнял роль караван-сарая. Жилые комнаты объединены с холлами и образуют три блока помещений на первом этаже и пять блоков на втором.

Многие исследователи указывают на фортификационную архитектуру дворцаКаср Аль-Харана, в которой выделяют метрическое расположение узких окон в наружных стенах, возможно служивших бойницами для защиты от набегов бедуинов, а также для проникновения света во внутренние помещения и их естественной вентиляции.

ДворецКаср Аль-Харана не имел постоянных жителей, и имел светский характер и символическое значение– являлся видимым напоминанием о господстве халифа над племенами бедуинов, с лидерами которых представители халифов вероятно вели здесь переговоры.

Большинство дворцов в Иорданииимеет квадратный двор в пропорции от1/3 до 3/4 от размера внешнего габарита, при этом многие дворцы представляют собой в плане квадрат, а в некоторых из них угловые устои или пристройки также имеют форму квадрата. Есть дворы с угловыми устоями, столбами или стенами по периметру, на которые опирается перекрытие с отверстием по центру (второй свет) или купол (рис.4).

Архитектура дворцов и замков исламского периодаскладываласьна основе сложного баланса внешних и внутренних художественных идей, а также под влиянием сурового климата пустыни. Для возведения дворцов использовались местные материалы, техники и методы строительства. С развитием торговли и паломничества в Иордании были сформированы вариативность и разнообразие архитектуры «пустынных дворцов».

Кроме дворцов типа «Убежище» необходимо рассмотреть планировочную структуру дворца Кусайр Амра, относящегося к типу «Халифский дворец». Внутреннее убранство дворца имеет много декоративных элементов, стены украшены большими фресками, представляющими художественную ценность. Кусайр Амра – небольшое по объему архитектурное сооружение состоит из нескольких отдельных объемов, (Рис.16). Несмотря на планировочные отличия структуры дворца Кусайр Амра с блокируемыми и пристраиваемыми друг к другу помещениями от структуры дворца Хишам с регулярной планировкой и квадратными дворами, между ними существует функциональная общность, что позволяет отнести его к типу «Халифский дворец». (Рис.22-34). При этом принципы организации дворов во дворце Хишам во многом совпадают с двором дворца Каср Аль-Харана.

В связи с усилением функций защиты и отдыха осуществлялось постепенное возведение дополнительных пристроек для дворцов, что изменяло цветовую концепцию и планировку их помещений. Формирование интерьеров дворцов в Иордании являлось результатом исторического процесса развития архитектуры Омейядского периода. Функциональное обустройство интерьеров дворцов в Иордании, сложилось в единстве с их декоративной основой в виде фресок, мозаик и каменной резьбы. При этом в орнаменте была достигнута особая тщательность его исполнения.

Процесс создания функциональной части исторических интерьеров дворцов в Иордании был воссоздан в следующей последовательности:

- определение требуемых функций и финансирования советниками халифа;

- планировка дворца и последующих пристроек к нему новых помещений по желанию халифа и его приближенных;

- определение функциональных помещений, их конфигурации и размещения, а также возможности их совмещения для придания гибкости планировки;

- зонирование интерьера дворца с учетом пребывания в нем халифа;

- определение локальных функциональных зон, приемов их пространственного обособления.

- создание каменной резьбы, фресок, мозаик;

Для достижения целостности интерьера художники использовали в оформлении ниш и окон общие приемы: соответствующие пропорции, подобные размеры и характерные конфигурации. Располагали их, как правило, на одной высоте от пола (обычно 60-70 см) и симметрично.

Общая концепция дворцовых интерьеров в Иордании тесно связана с функциональным назначением внутренних помещений. Стоит заметить, что тенденции практичности и минимализма в условиях пустыни все более оттесняют элементы «чистой эстетики», отдавая первенство решению очевидных и столь необходимых эксплуатационных задач: приготовлению пищи, отдыху, санитарной гигиене, развлечениям, дворцовым церемониям. Для выполнения каждой из задач в интерьере было предусмотрено свое собственное место. В случае недостаточной площади помещения, одна или несколько зон могли выполнять несколько функций.

Художественная отделка интерьеров, роль и специфика орнаментов

В силу негативного отношения ислама к реалистическому изображению людей и животныхдекоративное искусство, усваивая «язык» среднеазиатской орнаментации, развивалось в сторону генерацииновых, преимущественно геометрических форм.И если на раннем этапеисламского искусства геометрический орнамент участвовал в формировании художественного образа интерьера на равных со стилизованными символическими изображениями природного мира [25, с. 48], то в украшении портала присутствовал только филигранный геометрический орнамент.

Геометрический декоративный «язык» первоначально воспринимавшийся как реалистичный, дополняющий понятные изображения, по мере отказа от фигуративного искусства, стал принимать на себя его смысловые нагрузки. Наиболее важным фактором, который определил особенности декоративного искусства в художественной отделке интерьеров исторических дворцовых зданий в Иордании– динамическая смена и в то же время взаимодействие на ее территории самых разнообразных культур и направлений. Как уже было показало в первой главе исследования,территорией Иордании в разные периоды владели Вавилон, Ассирия, Греция, Рим, Византия и, наконец, мусульмане. Однако вопрекивсем завоеваниям основные тенденции в истинно народной декоративной культуре сохранились, копируя Омейядскую технику орнамента обретая в результате внешнего влияния дополнительные черты. Представляется важным для нашего исследования то, что Иордания прошла смену религий - язычество, иудаизм, христианство, мусульманство, что также отразилось в местной культуре и искусстве, особенности смены религий и сейчас можно наблюдать в интерьерах дворцовых зданий в Иордании.

Искусство в Иордании является составной частьюдекоративного искусства мусульманских стран и изучать его, как представляется автору диссертационной работы, возможно только в сопоставлении с художественной культурой иных стран мусульманского мира, с которыми оно связано тысячами исторических и культурных нитей.

Практически во всех регионах Иордании основной строительный материал остается камнем в течение всего предшествующего времени и сегодня. Народные мастера унаследовали многовековые традиции его обработки [5, с. 109].

В холмистой Иордании есть большой выбор строительного камня различного качества и для разных целей. Существует огнеупорный белый известняк nari, устойчивый к атмосферным воздействиям mizzi, который хорошо подходит для увядания и со временем увеличивает силу талаки. Широко распространенный глиняный рок-кхувар идет к размазыванию фокусов и хлебных печей. Кроме того, черный базальт добывается и используется в Хауране и Назарете [31, с. 137].

Фасадные грани дворцовых построек отесываются разными способами: встречается грубая и чистая теска с различной фактурой – под "шубу", наколотая, гребенчатая, с выборкой канта вдоль ребра, а также полировка. Почитаемая среди мусульман скальная гробница римского времени на дальней южной окраине Аммана вримскую эпоху входила в комплекс скального некрополя. Семь спящих отроков почитаются в христианстве как святые. Согласно житию, они открыто исповедовали христианство и были заживо замурованы в пещере при римском императоре Деции (249–251г.), где впали в чудесный сон и были найдены живыми уже в эпоху торжества христианства при Феодосии I (379–395) или Феодосии II (408–450г.). Житие связывает историю отроков с городом Эфесом в Малой Азии (современная Турция) [43, с. 42].

В 18-ой суре Корана (стихи 8–26) излагается вариант предания, по которому юноши пробыли в пещере 309 лет, при этом не определено ни точного числа отроков, ни точного местонахождения пещеры. Легенда об отроках была известна в Сирии и Палестине задолго до появления ислама, причем местом их сна считалась пещера в окрестностях Аммана; позже ее естественным образом связали с рассказом из Корана [5, с. 111].

Пещера представляет собой небольшое вырубленное в скале помещение — типичную римскую погребальную камеру с глубокими нишами для саркофагов справа и слева от входа. Целый ряд подобных скальных гробниц сохранился в окружающей местности, однако они не доступны для осмотра. Прямо над пещерой в пору христианства был построен храм, позже его перестроили в мечеть, сохранив нижние части стен (Рис.66,67).

Каменные саркофаги в Ахль-аль-Кахф были украшены типичным римским орнаментом: гирляндой, многолепестковой розеткой, витой лентой. При входев пещеру в 2006 г. была открыта новая мечеть с комплексом религиозных зданий, построенных в традициях исламской архитектуры.

К памятникам орнаментального искусства в Иордании также можно отнести фриз середины VIII в., украшавший дворец Мшатту в пустыне в Иордании (Рис.52-60). Руины Мшатты были обнаружены в 30 км к югу от столицы Иордании Аммана в 1840 г. Некоторые фрагменты Мшатты до сих пор хранятся на территории аэропорта королевы Алии в Аммане [43, с. 44]. Дворец Мшатта предполагалось использовать в качестве зимней резиденции Омейядов. Строительство предположительно началось во время правления халифа Аль-Валида II в 743—744 гг. Его возведение было прекращено после убийства халифа, а через некоторое время недостроенный дворец был разрушен землетрясением. Название "Мшатта" дворцу дали бедуины, оригинальное название не сохранилось[5].

Сейчас вместе с "Комнатой из Алеппо" фриз из Мшатты является самым известным экспонатом Пергамон-музее в Берлине. Фриз длиной 33 м и высотой 5 м с двумя надворотными башнями представляет собой яркий пример раннего исламского искусства.

Для Иордании, в отличие от Турции, Ирана, Ирака, Саудовской Аравии и других мусульманских стран, применение кирпича в строительстве является весьма нетипичным как в предшествовавшее время, так и сегодня, за исключением тех случаев, когда кирпич используется в отделке некоторых элементов интерьера в чисто декоративных целях.

По завершении отделочных работ производится наполнение соотвествующих зон интерьеров коврами, занавесями, мебелью и прочими функциональными предметами. Своеобразие архитектурной организации интерьера, можно заметить в использовании стенных ниш, выполняющих в жилых помещениях функцию платяных шкафов, комодов, сервантов, тумб и т.д. Различные по размерам и форме стенные ниши являются важным функциональным элементом интерьера и использовались как место хранения бытовых вещей, стеллажи для книг, для размещения оружия, светильников, посуды и многих других предметов. Их чередование совместно с дверными и оконными проемами вносит ритмическое членение стены по вертикали. Наличие ниш способствует облегчению конструкции жилища за счет уменьшения толщины стен, визуально увеличивает внутреннее пространство дворца

Дерево в относительно безлесной Иордании используется в домостроении весьма ограниченно. Оно является основным материалом при создании некоторых конструктивных элементов жилища –дверей, оконных рам, ставень, ступеней, перил внутренних лестниц и т.д. Дерево не используется при возведении стен жилищ, практически никогда не применяют его в виде досок при создании пола [5, с. 109].

С учетом значимости дворцов, в их строительстве и украшении интерьеров применялись различные строительные материалы и техники декорирования. «Абстрактные и геометрические формы и бело-голубой цвет деталей михраба (а также других деталей мечети) внушают покой и неподвижность, а не движение и возбуждение». Основными материалами при создании михраба служат ганч, дерево, кирпич, камень, глазурованная плитка (изразец), а также краски. От свойств материала зависит его применение [36].

Вязкость и мягкость ганча способствуют созданию разнообразных орнаментов, арабесок и декоративных фигур. Исламское изразцовое искусство в Иордании полностью базируется на изразцовом искусстве Сасанидов и отличается большим совершенством форм и техники исполнения декора. Так в Иордании наиболее распространен растительный орнамент в виде листьев и гроздей винограда (Рис.63).

Оборудование и предметы декоративного искусства

Декоративное искусство рассмотрено на примере традиционных изделий прикладного искусства: мебели, керамики, изготовленных как эквивалентные копии предметов Омейядского периода.

Эстетические каноны, сложившиеся к VIII веку, сделали его эталоном, которым руководствовались все последующие поколения исламских Омейядского периода художников на Ближнем Востоке. Подлинные предметы мебели и декоративного искусства сохранились в очень небольшом количестве, однако о них, можно судить по более поздним образцам, так как традиции в декоративном искусстве на территории современной Иордании были очень устойчивы. Фактором, обеспечившим долговременное действие художественных норм искусства времен Омейядов, эквивалентная копиястала особая эстетическая программа, получившая название «искусство красивой жизни». Новая эстетика оказала влияние практически на все сферы культуры и прежде всего – на художественное творчество.

Арабский орнамент известный как арабеска, расположный на тканях, коврах и в украшениях дворцовой архитектуры наравне с запрещенными изображениями людей и животных распространялся по отделываемой поверхности и повторял один и тот же узор, следуя ритму фонового рисунка ткани или ковра, которые применялись для оформления интерьеров в силу племенной привычки арабов как кочевого народа. Почти все рисунки орнаментов составлены из правильных фигур — треугольников, пятиугольников, шестиугольников, размещенных на поверхности в метричной закономерности.

При декорировании сводов и других элементов их поверхности разделяются диагоналями на полосы с дальнейшим делением на отдельные участки полос из простейших призм. Все сечения их в иорданских дворцахсводятся к четырем видам: прямоугольникам, прямоугольным треугольникам, ромбам, полуромбам. В зависимости от способа сочетания выбранных простых фигур эти элементарные многоугольники входят друг в друга и переплетаются, создавая общий визуальный ряд, который участвуетв формировании интерьера, в композиционной структуры помещений и архитектурно-конструктивных элементов внутренней среды дворцов. Кроме того, имеется связь между регулярными планировками дворцов и метричностью и ритмичностью арабесок.

Для убранства в арабском стиле, имеющего художественную ценность, характерным является использование традиционных орнаментов, вырезающихся на деревянных поверхностях, выбивающихся цветными нитями на обивочных тканях, передающихся с помощью использования техники инкрустаций с применением дорогих материалов.

Несмотря на то, что в сравнении, например, с европейскими странами, в интерьере дворцовых зданий предметов мебели было значительно меньше, тем не менее они составляли важную часть внутреннего убранства и во многом способствовали приданию ему национальной узнаваемости [3 с. 29].

Распространение получили мягкие и полумягкие диваны. Первые имеют низкий деревянный каркас и высокую спинку из мягких подушек, вторые – жесткую спинку и боковые деревянные подлокотники. В отделке деревянных поверхностей широко использовалась резьба, подушки покрывались бархатными чехлами или шелковыми накидками с орнаментом, вышитым цветными нитками (Рис.48).

Кресла изготавливались полумягкими, квадратными в плане с высокой плоской спинкой арочной конфигурации, прямыми подлокотниками. Стулья имели подобную конструкцию и форму, но были без подлокотников. Сиденья кресел и стульев обтягивались узорным шелком. Табуреты имели прямоугольную, многоугольную и бочкообразную конфигурацию. Для их отделки и облегчения широкоиспользовался прорезной орнамент (Рис.49).

Тумбы изготавливались четырех- и восьмиугольными в плане, различными по высоте. Низкие использовали в качестве подставок для цветочных ваз. Восьмиугольные закрытые тумбы и тумбы в форме куба применяли как низкие чайные столики и подставки для посуды во время еды. Высокие тумбы служили подставками для декоративных украшений, светильников и располагались в углах помещения. Все виды тумб богато орнаментировались. (Рис.50).

Исключительно важное место в исламском искусстве занимает, как уже говорилось, геометрический орнамент (handasiya). Его отличительная особенность – «открытость» формы: меньшая часть является частью большей, что выражает фундаментальные онтологические закономерности. С точки зрения техники резьбы принцип «открытости» воплощается в «перекрещивании» многоугольников, в «разноразмерности радиусов дуг». Узловым элементом геометрического орнамента, как правило, является круг, из упорядоченного деления которого складывается система взаимосвязанных фигур [5, с. 109].

Широко распространенным был и растительный орнамент (shadjariya, nabatiya),и орнамент, «уподобляющийся мозаике».

Сундуки и лари имели прямоугольную форму. Решались они в виде целого объема или составлялись из нескольких блоков с выдвижными ящиками. Декор ларей, входящих в комплект, был идентичным, что позволяло при расстановке создавать целостную по визуальному восприятию структуру. (Рис.51). Резьба по дереву в исполнении арабских мастеров отличается большой пластичностью и округлостью, частым использованием косого рельефа, способствующего выявлению фактуры и текстуры материала. Излюбленным колористическим решением является черный цвет с блестящей поверхностью. Декор в виде плоскостного и округлого рельефа комбинируется с декоративными прорезями и решетками, накладными деталями из металла. Плоская поверхность иногда инкрустируется кусочками перламутра, серебра, слоновой кости. Использование хрупких материалов для инкрустации исключало получение сложных криволинейных форм. Инкрустированные вставки, контрастируя с темной поверхностью дерева, визуально облегчают форму изделия. Этому же способствует подкрашивание и золочение деревянного рельефа.

Цвет и узоры обивочной ткани диванов и кресел в небольших помещениях подбирались так, чтобы они как бы сливались с уже имеющейся цветовой поверхностью напольного ковра. Это делалось для того, чтобы массивные предметы мебельного гарнитура не сильно выделялись своими размерами.Вбольших по размеру помещениях наоборот, для низкой и тяжелой мебели ткани подбирались более темными, чем пол, что способствовало созданию сильного контраста и делало более выразительным силуэт мебели. Влегкой мебели использовались светлые расцветки и более интенсивные цвета тканей с мелкими по масштабу геометрическими и растительными узорами.

В мягкой арабской мебели в качестве обивочных материалов применялись фактурные и гладкие ткани, а также типа букле из пряжи фасонной крутки.

Мебель арабского стиля отличается ярким декором. Как уже отмечалось, помимо различных видов резьбы ее деревянные поверхности украшаются инкрустациями с использованием дорогих материалов, рисунок которых представляет собой традиционные геометрические и растительные орнаменты. Для обивки используются дорогие ткани с вышитыми узорами[3 с. 29].

Мягкие диваны и кресла выполняются с высокими спинками и боковыми панелями. Полумягкие стулья – в основном каркасной конструкции, их художественнаявыразительность достигается с помощью облегченных декоративных деталей и решетчатых структур из конструктивных и функциональных элементов. Основной вид декоративной отделки мебели – каймовый орнамент, который подчеркивает форму предметов.

Восточные ковры можно разделить на две группы: ворсовые (узелковые) «персидские» ковры и килимы. Узелковые ковры имеют сложный, плотный рисунок насыщенный по цвету и густой упругий ворс. Килим – безворсовый двусторонний ковер, в котором уточная нить прерывается нитями других цветов в зависимости от рисунка, но в то же время нить одного цвета не прерывается в каждом ряду,а используется до окончания каждого элемента. На стыке разных цветов неизбежно наличие щелей, что составляет техническую особенность килима, сопоставимую с китайским ткачеством «кэсы». Килим более древний и более простой ковер, его основные орнаментальные мотивы: звезда, птица, «скорпион», «бараний рог». Традиционный иорданский килим имеет ритмичный геометрический орнамент. В отличии от него болгарский килим украшен стилизованным угловатым растительным узором, иранские же килимы обладают рельефным ворсовым рисунком и гладкой основой(Рис.51а).