Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 4
Шар и Крест или архитектура и смысл 4
Проблема архитектурного смысла - проблема архитектуры 7
Проблема архитектурного смысла - проблема истории искусства 9
Иконография как классический метод 17
Архитектура изображаемая и архитектура изображающая 21
Архитектура и иконография: аспекты взаимодействия 28
СИМВОЛИКА ДОМА БОЖЬЕГО И АРХИТЕКТУРА ЦЕРКОВНОГО ЗДАНИЯ 35
Архитектурный символизм: истина из вторых рук 35
Символизм и церковное здание 37
Символический типологизм или Средневековье внутри нас 43
Символическая текстология в лицах 49
Экзегетическая типология и символическое описание 57
Нумерология и пространство 62
Литургические темы символического толкования: материальность, телесность,
возведение 68
Структуры символического толкования: предметность, ценность, масштаб 73
Евхаристический буквализм алтарного пространства: пелена, реликвия и свет 85
Символизм архитектуры и изобразительность Литургии 89
Пространство зрительного опыта и убранство литургического действші 95
Человеческие циклы иконографического убранства: псгаомахия, космос, колесо
фортуны 100
Назначение и истоки церковного искусства: художники и литургисты 104
Экклезиологическая телесность церковного здания /12
Эсхатология церковной архитектуры 117
Символика экзегезы: помысленное, построенное, описанное 125
От символогии Дома Божьего к иконографти церковного сооружения 136
ИЕРОГЛИФИКА АРХИТЕКТУРЫ В ЗЕРКАЛЕ ИКОНОГРАФИИ 140
Собор и соборность в архитектуре и иконографии 140
Зеркальный метод 146
Природное зерцало 149
Зерцало художественное 153
Зеркало битвы 154
Зеркало подлинной реальности 160
Зеркало апокрифического аффекта 166
Зеркаю времени и зеркало святости 170
Зеркало истории 178
Зеркало эсхатона 181
Иконография и поэзия 187
Собор религиозной поэзии. 191
ИКОНОГРАФИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ АРХЕТИПОВ 196
Введение в иконографию архитектуры или сгшволическая типология 196
Архитектурные копии и критерии сходства 198
Символические значения 201
Протооригинач постройки как прототопос памяти 203
Архитектурная типология и архитектурная менталыюсть 207
Почему иконография? 210
Иконографический круг 212
Сан Стефапо Ротондо: топография наместе иконографии 215
Типология умирания 217
Центрическое сооружение как архитектурный жанр 221
Топография прежде топологии 226
От иконографии архитектуры к сценографии живописи гаи возвращение торгующих 228
Пространства письма 229
Живопись как симптом архитектуры 232
Перспективы личности в условиях иконографтческого театра 238
Копия как реликварий 245
СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ АРХИТЕКТУРЫ И ИКОНОГРАФИИ 249
Палеохристианские образы - стереотипы сакральных тем 249
Семантические поля иконографии или за пределами истории искусства 256
Семантические поля иконографии 261
Иконография в зеркале языка: опыт самообнаружения 264
Ранние знакообразы как простые десигнаты 267
Образы иного пространства 270
Образы Таинства 274
Предметные образы культовой среды 277
Манихейская риторика и иконография общих мест 281
Архитектурное место образов 290
Коллективный язык личного благочестия или имперское вторжение 293
Иконография и «реальные церемонии» 300
Иконография существования 306
Архитектурная неполнота и иконографическое дополнение 311
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ СИМВОЛИЗМ АРХИТЕКТУРНОЙ ПРЕДМЕТНОСТИ 318
Христианская археология и материальная история Церкви 318
Христианская археология и история искусства 324
Христианская археология и история погребений 329
Христианская археология и культ мучеников 332
Христианская археология и возникновение христианского культового здания 335
Христианская археология и сакральная архитектура как «носитель значения» 352
Рождение христианского искусства как происхождение смысла 363
От изучения к истолкованию христианского искусства 374
Стилистика и изобразительность раннехристианского искусства 395
ИКОНОГРАФИЯ РИТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 407
Литургический подход к христианской иконографии 407
Литургия как центр иконографического пространства 412
Функционирование иконографии 416
Иконографические параметры 423
Структура иконографического целого 431
Образ и слово, изображение и надпись, иконография и текст 438
Литургическое пространство архитектуры 445
Участник священнодействия и пользователь иконографии 454
Иконографические типы и архитектурные типологии 466
Ритуальная действительность 475
Иконография и здание теории 486
Когнитивные модели иконографии 490
Модальность языка и иконографическая модальность 494
Образы моральной идентичности 498
Воспринимающий индивидуум перед лицом иконографии 500
Модели знания и образы смысла 504
Визуальные образы, семиологические модели и социологические парадигмы: паттерны
иконографии и универсалии методологии 518
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 521
Особенности и ограничения иконографического подхода. 521
Экфрасис - образ описания 526
ПРИМЕЧАНИЯ 542
ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ 585
Введение к работе
Мир наук несравненно туманней и неуловимей, чем мир поэзии.
Гилберт К. Честертон
Все предметы науки об искусстве суть частные случаи «смысла по преимуществу».
Пауль Франкль