Введение к работе
Актуальность исследования. Монументально-декоративная живопись в силу своей общественной значимости и многообразия средств художественного выражения с большой полнотой отражает формирование эстетических идеалов той или иной исторической эпохи, фиксируя изменения, происходящие в её экономической, социальной и шире - государственной сфере.
Как справедливо отмечают исследователи, рождение нового часто обнаруживается в стенописи, ибо монументальная живопись чрезвычайно внимательна как к стилистическим движениям в области искусства, так и к всем изменениям жизни, к становлению её новых качеств.
В той же мере монументальная живопись взаимодействует с архитектурой, отвечает её новым функциональным и художественно-образным задачам; вступая с ней в определенные взаимоотношения монументальная живопись, с одной стороны, способствует выражению внутренней значительности архитектурного образа, с другой, используя его особенности для решения своих задач, в целом - отражает дух конкретного исторического отрезка времени, несет в себе отсвет его культуры.
В этом контексте большой интерес представляет ансамбль Кусейр Ам-ра, являющийся выдающимся памятником искусства и архитектуры переходного этапа в истории культуры арабо-мусулъманских народов.
Достаточно хорошо известный благодаря поразительной фресковой живописи, почти сплошным ковром покрывающей все внутренние поверхности его помещений: стены, своды, арки, купола, памятник не был объектом специального исследования в русском искусствознании.
Между тем, являясь, по образному выражению испанского археолога М.Альмагро, "ключом", инструментом для понимания особенностей раннего арабского искусства, памятник содержит в себе широко развернутую монументальную живописную программу, в которой нашли свое отражение эстетические и мировоззренческие представления общества эпохи Омейядского халифата.
Значителен памятник и тем, что является одним из немногих дошедших до нас зданий особого типа, появившихся в соответствии с социально-политическими и экономическими требованиями своей эпохи.
До сих пор есть разногласия в точном определении назначения дворца. Ряд ученых считает его загородной резиденцией омейядского халифа или
принца (эмира), столь необходимой для полукочевника-араба раннеисламско-го периода, тоскующего по вольной природе степей. По другой теории, такие загородные замки могли быть центрами обширных сельскохозяйственных поместий - в Кусейр Амре в пользу такого утверждения свидетельствуют обнаруженные поблизости руины гидравлической оросительной системы. Многие отводят ему лишь роль бань, акцентируя их сохранившуюся очевидную функцию. Имеются различные точки зрения и по поводу времени строительства памятника.
Изучение богатого изобразительного мира фресок Кусейр Амры дает ответы на многие вопросы.
Правильное понимание, объяснение места памятника Кусейр Амры в истории культуры и искусства Ближнего Востока, так же как истоков и специфики его архитектуры и знаменитой фресковой живописи, невозможно без рассмотрения исторического материала.
Это было время расцвета могущественного Арабского халифата, начало образования которого подготавливалось всей предшествующей историей Аравии, её географическим положением на перекрестье важных торговых путей, конкретной социально-политической ситуацией, сложившейся к началу VII века. Исторические реалии, вызвавшие к жизни рождение новой, самой молодой мировой религии - ислама, под знаменем которого осуществлялись невиданные по размаху и стремительности арабские завоевания, определили, в свою очередь, новый этап в сложении средневекового арабского искусства.
Характерной особенностью искусства этого периода является сложность определения его генезиса: ввиду некоторого ограничения местных до-мусульманских традиций, соединения светской и религиозной сфер, одновременно - широкой, невозможной ранее, культурно-исторической интеграции в условиях создающегося огромного государства. Следует учесть также четкое наличие двух взаимосвязанных аспектов: подчинение как общим закономерностям развития искусства средневековья, так и проблемам, восходящим к древним истокам художественных традиций каждого отдельного региона халкфата. Добавим к этому многовековые художественные принципы ушедших, но оставивших ощутимые следы в искусстве арабских народов культур: восточного эллинизма, позднего Рима, Византии, а также Сасанид-ского Ирана и других. Все это характеризует раннемусульманское искусство как специфическое и, одновременно, глубоко синтетическое.
В 661 году правящей династией халифата становится династия Омейя-дов. Но проходит еще не одно десятилетие, прежде чем новые халифы, победив соперников, "закрепились в седле", т.е. укрепились в своей власти и
смогли вместо войн посвятить себя созидательной деятельности: возведению новых городов, строительству новых зданий и сооружений.
Одним из значительных проявлений омейядского этапа сложения арабской художественной культуры, наряду со строительством культовых зданий, расцветом различных отраслей декоративного и прикладного искусства, стало формирование придворной культуры, которая определила своеобразный, чрезвычайно значительный, пользующийся покровительством правящих кругов и, до определенного времени, независимый от церкви, мир искусства.
Как справедливо отметила Т.П.Каптерева, "хотя династический принцип не может служить руководящим фактором при рассмотрении любого историко-культурного процесса, нельзя не учитывать роли династических перемен в художественной жизни общества". Ярко иллюстрируют своеобразие этого процесса памятники гражданской светской архитектуры УП-УГП вв., построенные, в основном, в степях и пустынях Иордании, так называемые "дворцы пустыни" - загородные замки омейядских правителей: Каср аль Ха-рана, Каср аль-Халабат, Хаммам аль-Сарах, Хирбат аль-Мафджар, Кусейр Амра, Мшатта. К сожалению, многие из этих памятников разрушены временем. Но широко развернутые в последние два десятилетия, благодаря инициативе иорданских ученых, работы по исследованию и реставрации сохранившихся зданий, археологические раскопки остатков погибпшх построек позволяют сегодня с большей полнотой, чем ранее, воссоздать картину сложения данного типа сооружений на территории Иордании, выявить общеисторические факты, роль внешних влияний, наличие местных традиций.
Бесспорно и появление новых черт в их объемно-пространственной системе и художественно-образном строе, которые требуют своего выявления.
Особую выдающуюся роль играла в этих постройках монументально-декоративная живопись.
Именно на примере ансамбля Кусейр Амры, единственного из перечисленных выше памятников светской гражданской архитектуры сохранившего свои непреходящие архитектурно-художественные ценности, возможно определить своеобразие их эстетических принципов.
Кроме того, многозначность образов фресковой росписи Кусейр Амры, оригинальная иконографическая и стилистическая системы, взаимодействие живописи с архитектурными формами поднимают сложные, требующие углубленного изучения вопросы, тесно связанные как с проблемой влияний, интерпретаций и аналогий, так и с выделением характерных, присущих данному историческому этапу средневекового арабского искусства художественных особенностей.
Столь очевидная уникальность и ценность этого памятника культуры омейядской эпохи, неразделимо связанного со сложными процессами развития арабо-мусульманского искусства раннего периода средневековья, неослабевающий интерес в русском искусствознании к истории, культуре, искусству Востока и его малоисследованным страницам, необходимость дальнейшего изучения ансамбля в целях его дальнейшей реставрации и охраны предопределяют актуальность избранной темы диссертации.
Цель работы. Всестороннее исследование особенностей ансамбля Кусейр Амры как целостного архіггектурно-художественного комплекса. Определение его роли и значения в процессе эволюции средневекового арабо-мусульманского искусства.
Задачи работы:
изучить и обобщить научные материалы по исследованию монументальной фресковой живописи и архитектуры Кусейр Амры;
провести анализ образной, объемно-пространственной структуры и планировочной системы комплекса, определить генезис и эволюцию его архитектуры;
представить возможно более полный иконографический ряд стенопи-сей, дать подробное изложение их сюжетов, выявить варианты их возможного толковами;
осуществить стилистический анализ фресковой живописи и декоративного убранства Кусейр Амры, определить их истоки, традиции и особенности;
выявить особенности достижения единства и гармонии архитектуры и искусств в формировании жизненной среды помещений дворцового комплекса;
изложить предпосылки возможного уточнения времени строительства дворца и исполнения фресковой росписи;
- выявить общие и специфические закономерности монументально-
декоративной живописи и архитектуры Кусейр Амры в контексте культурно-
исторического процесса сложения арабского искусства эпохи Омейядского
халифата;
- выполнить эскизный проект "Центра по обслуживанию туристов и по
сетителей Кусейр Амры" для более широкого использования комплекса в ка
честве музейного объекта.
Объект и предмет исследования. Монументально-декоративная живопись и архитектура Кусейр Амры рассматриваются как объекты исследования в эволюционной цепи светской гражданской архитектуры памятников Иорданской пустыни VIII в.
Метод работы - Комплексное исследование, основанное
на общенаучном подходе к изучению литературных источников, исторических материалов, результатов археологических научных изысканий:
историко-художественном, стилистическом и типологическом анализе особенностей фресковой живописи и архитектуры внешних и внутренних пространств памятника;
- натурном обследовании архитектурно-художественного комплекса,
его фото- и графической фиксации.
Прогнозирование возможно более широкого использования комплекса в качестве музейного объекта: выполнение эскизного проекта "Центра по обслуживанию туристов и посетителей Кусейр Амра".
Границы исследования определились тремя уровнями рассмотрения проблемы: географическим, хронологическим и предметным.
Географический обозначен территорией сирийско-иорданской пустыни, на которой расположен исследуемый нами памятник, являющийся одним из звеньев эволюционной цепи загородной дворцовой архитектуры, так называемых "замков пустыни" омейядских халифов.
Хронологические рамки исследования так же подчинены смысловым координатам работы: анализируется период той историко-культурной общности, которую создал в свое время Омейядский халифат, - VII-VIII вв.
Предметно работа ограничена исследованием монументально-декоративной живописи Кусейр Амры и архитектурно-пространственной структуры его внешних форм и внутренних помещений.
Источниковедческая база. Проведенное исследование во многом основьгеалось на материалах археологических экспедиций, организованных для изучения и реставрации Кусейр Амры европейскими и арабскими научно-исследовательскими группами. Истории открытия и изучения памятника, вошедшего на сегодняшний день в число мировых шедевров художественной культуры, около ста лет.
До сих пор наиболее значительным и фундаментальным источником для специалистов остается общеизвестный труд А.Музиля (A.Musil. Kuseir Amra. Wiena, 1907), который первым представил миру результаты своих исследований с описанием художественно-декоративного убранства дворца. Он был открыт для мира чешским ученым, посетившим Кусейр Амру в 1898 г. Позднее А.Музилем были предприняты и другие поездки к памятнику, в последней из которых, в 1901 г., принял участие австрийский художник Мейлих, сделавший ряд копий и зарисовок фресок дворца. В 1907 году Венской Академией Наук был выпущен альбом цветных репродукций фресок, выполнен-
ных на основе работы Мейлиха. Следует отметить, однако, что созданные лишь по эскизам и зарисовкам, вдали от оригинала, картины Мейлиха нередко отходили от подлинных изображений, искажали их. И тем не менее долгие годы работы художника оставались единственным изобразительным справочником для специалистов по ранней мусульманской живописи.
Весомым вкладом в изучение памятника стали результаты археологической миссии в Аравии, осуществленной под руководством французских исследователей А.Жоссена и Р.Савиньяка в 1922 году. Опубликованные ими труды, среди которых наиболее значим для нашей темы - Mission Archeologique en Arabie. V.IH. Les Chateaux Aiabes. Qeseir Amra, Haraneh et Juba. Paris: Librairie oriental-iste, 1922, - содержат ряд уточненных планов комплекса Кусейр Амра, обмеры, описание памятника. Большинство иконографических данных, сообщенных ими, а также расшифровка и трактовка отдельных надписей, входящих в композиции фресковых росписей, не утратили своего значения и сегодня.
Еще более плодотворным оказался следующий этап археологических изысканий и работ по реставрации и консервации памятника, осуществленный в 1971-1973 гг. испанскими учеными из Национального археологического музея Мадрида под руководством МАльмагро. Результаты их трудов по укреплению здания, расчистке фресковой живописи были опубликованы в книге - Almagro М., Caballero L., Zozaya I. Almagro A. Qusayr Amra. - Residencia у Bafios Omeyas en el desierto de Jotdania. Madrid: Institute Hispano - arabe de cultura, 1975, - где большое внимание уделено искусству эпохи династии Омейядов, своеобразию его содержания, эстетических принципов, стилистических форм.
С 1991 года проблемой изучения состояния здания и фресковой живописи, реставрацией и восстановлением утраченных элементов декора, а также работой по благоустройству территории архитектурного комплекса, занимались как французские ученые (IFAPO - французский археологический институт Ближнего Востока в Аммане), так и арабские из Департамента древностей Иордании с участием и под руководством таких археологов, как Гази Бише, Ф.Зайядин, С.Телл.
Кроме того, важное значение для работы над диссертацией имело изучение автором архитектуры и монументального искусства ансамбля Кусейр Амра на месте.
Изученность проблемы
Русское и западное востоковедение всегда находились на высоком уровне развития. Чрезвычайно возрос интерес к истории, культуре, искусству Востока за последние годы. Многочисленные специальные исследования посвящены и выявлению особенностей искусства исламизированных народов.
При этом западное искусствоведение накопило большой материал и создало ряд ценных исследований по истории искусства народов арабского Востока. С различных позиций и в разнообразных аспектах её проблемы и особенности освещались, начиная с 20-х годов, в трудах Э.Херцфельда. Э.Кюнеля, Х.Дица, подняв эту область искусства на серьезный научный уровень. Среди английских, американских и французских ученых надо отметить таких иссле-. дователей, как К.Кресвелл, Т.Арнольд, Р.Эттингаузен, Ж.Марсэ, ОХрабар, чьи труды стали для нас основополагающими в изучении не только искусства Арабского халифата в целом, но и его омейядского периода, в частности. Наиболее близким к теме диссертации можно считать монументальное классическое исследование К.Кресвелла, посвященное проблемам ранней мусульманской живописи, в котором значительное внимание уделено фактическим и проблемным вопросам, связанным с памятниками эпохи династии Омейядов, среди которых Кусейр Амре отведено главенствующее место. Исследованиями истоков живописи Кусейр Амры занимались также испанские ученые: Х.Бласкес и уже упоминаемый нами М.Альмагро. Различные стороны монументального живописного убранства Кусейр Амры освещались в работах А.Беера, ПБэкер, Е.ГГаути, Ф.Заксля.
О растущем интересе к историческим памятникам отечественного искусства и культуры свидетельствуют значительные работы арабских ученых. В частности, исследования Ф.Зайядина, Г.Бише, С.Телла, посвященные Кусейр Амре и искусству её фресковой живописи, которая заслуживает, с их точки зрения, внимания по причинам ценной информации, заключенной в ней, о культуре и вкусах омейядской знати, а также демонстрирует тесные связи арабского искусства с древними классическими, византийскими традициями и отражает сильное влияние восточных цивилизаций.
Важнейшая роль в процессе изучения арабской средневековой культуры и искусства принадлежит русским ученым. Среди них следует назвать имена Б.П.Денике, ОХБольшакова, ЕАБеляева, НАВиноградовой, В.Л. Ворониной, (ЖГалеркиной, А.Меца, АХЛодольского, АВ.Сагадеева, И.Т. Филь-штинского, Б.Я.Шидфара, Огромным исследовательским диапазоном, богатым знанием фактов, точностью и достоверностью интерпретации глубинных процессов, происходящих в арабском искусстве эпохи средневековья, выделяются труды Б.В.Веймарна. Особенно ценными для автора диссертации оказались работы Т.П.Каптеревой, подчеркивающей, что арабская архитектура "...в средние века была всеохватывающим видом пластического творчества, основой синтеза, носителем основных эстетических концепций эпохи".
Между тем один из самых ярких примеров доказательства этого поло-
жения - ансамбль Кусейр Амра - с его уникальной живописной программой остался вне пристального внимания русских ученых. Упоминания о нем в томах Всеобщей истории искусств и Всеобщей истории архитектуры, а также в немногих других работах - фрагментарны и не свободны от некоторых неточностей.
На защиту выносится - комплексный подход к монографическому исследованию памятника раннемусульманской арабской монументальной живописи, базирующийся на целостном охвате историко-культурных и архитектурно-художественных проблем: от освещения конкретной исторической ситуации и закономерностей, вызвавших появление данного типа здания и определивших содержание декора, до постановки памятника в историко-стилистический ряд средневекового арабского искусства Ближнего Востока.
Новизна работы заключается в том, что в научный оборот русского и иорданского искусствознания вводится комплексное и углубленное исследование памятника Кусейр Амра, проведенное на основе обобщения и систематизации как ранних, так и позднейших (1970-х — 1990-х гг.) археологических и научно-исследовательских материалов, историко-стилистического анализа, а также авторского натурного обследования с фото- и графической фиксацией его архитектурно-художественных особенностей.
Основные результаты исследования
1. Обобщен и изучен историко-археологический и архитектурно-
художественный материал по исследованию памятника арабо-мусульманского
искусства VUI века - Кусейр Амры.
-
Проведено натурное изучение архитектуры, монументальной живописи и декоративного убранства дворца, выполнены развертки стен всех помещений комплекса с размещением фресковой росписи, представлено 168 фотографий, иллюстрирующих современное состояние живописи и архитектуры.
-
Раскрыты социально-политические условия, общие закономерности исторической ситуации и'религиозные аспекты, вызвавшие появление данного типа здания и определившие содержание его декора.
-
Выявлены строительно-конструктивные, архтектурно-пространственньїе особенности и художественно-образный строй дворцового комплекса, определены генезис и эволюция его архитектуры.
-
Составлено сравнительно полное описание общей системы декора и сюжетное рассмотрение росписей.
-
Проведен историко-стилистический анализ фресковой живописи, составлена сравнительная таблица, обобщающая результаты анализа.
-
Прослежено проявление различных сторон взаимодействия архитектурного пространства внутренних помещений дворца и фресковой живописи;
выявлена роль синтеза искусств в формировании образно-художественной среды его интерьеров.
-
Предложена попытка уточнения времени строительства дворца и определение его владельца (заказчика) на основе анализа материалов научных исследований.
-
Определены место, роль и значение архитектуры и фресковой живописи дворца Амры в общей истории становления и развития нового арабо-мусульманского искусства раннего средневековья, эпохи Омейядского халифата, а также в процессе эволюции средневекового арабского искусства в целом.
-
Представлен эскиз проектного предложения "Центра по обслуживанию посетителей и туристов Кусейр Амра" с целью улучшения условий посещения и изучения памятника.
-
В научный оборот российского искусствознания введен не исследовавшийся ранее в полном охвате историко-культурных и архитектурно-художественных проблем, один из выдающихся памятников раннего средневековья арабо-мусульманского искусства и архитектуры - ансамбль Кусейр Амра.
Практическая значимость исследования состоит в расширении имеющихся представлений в российском искусствознании о данном памятнике: составе его росписей, их сюжетном содержании, генезисе и эволюции его архитектурных и художественных форм;
обширный документальный и иллюстративный материал может использоваться при чтении лекций в художественных вузах по курсу "Искусство средних веков", а также спецкурсов по истории искусства Ближнего Востока;