Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Альбом Виллара де Оннекура: иконологическая интерпретация энциклопедии "ars mechanicus" высокой готики Фуртай-Проскурина, Ирина-Франциска Викторовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фуртай-Проскурина, Ирина-Франциска Викторовна. Альбом Виллара де Оннекура: иконологическая интерпретация энциклопедии "ars mechanicus" высокой готики : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.04 / Фуртай-Проскурина Ирина-Франциска Викторовна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2012.- 409 с.: ил. РГБ ОД, 71 13-17/1

Введение к работе

В условиях информационной цивилизации , когда при увеличении объёма текстов, в том числе и посвящённых проблемам изучения изобразительного искусства, они становится более компилятивными и вторичными, с особой остротой встаёт проблема первоисточника. Одним из таких первоисточников в истории готического искусства является альбом Виллара де Оннекура, имеющий ценность и как исторический памятник, и как средневековая рукопись, и как художественное произведение.

Актуальность темы исследования.

Единственная сохранившаяся дорожная книжка с рисунками и записями архитектора XIII века - альбом Виллара де Оннекура, на протяжении ста шестидесяти лет являлась предметом пристального изучения искусствоведов и историков, а имя её создателя давно уже стало явлением современной культурной жизни. Именем Виллара де Оннекура назван колледж в старинном французском городе Кам- бре. Великая Масонская Ложа Франции несколько десятилетий выпускает журнал эзотерической философии, носящий имя Виллара де Оннекура, Международное междисциплинарное сообщество по изучению средневековых технологий, науки и искусства (AVISTA) носит имя Виллара де Оннекура.

За столетия своего существования готическое искусство всегда привлекало к себе внимание, рождая самые противоречивые оценки. Если гуманисты эпохи Возрождения, а вслед за ними и деятели Просвещения считали готические строения позором для их создателей, то один из выдающихся представителей современной архитектуры - Паоло Нерви - утверждал, что человечество больше не будет способно повторить технико-архитектурное чудо готических соборов.

Такая амплитуда оценок готики - от «позора» до «чуда» проистекала, прежде всего, от того, что суждения эти были достаточно субъективны, неся на себе отпечаток воззрений времени, порождающего эти оценки. В современном искусствознании существует некорректная тенденция рассматривать прошлые культуры как ступени, ведущие к нынешней цивилизации, что гипертрофирует последнюю как лучшую и наиболее развитую. В этом случае необходимо помнить, что каждая эпоха имеет значение не только в плане последующего общечеловеческого развития, но и сама по себе, в силу своей уникальности.

Стойкий интерес к готическому искусству в настоящее время определяется двумя моментами: во-первых, глубинными метакультурными процессами, идущими в современной культуре, а во-вторых, потребностью изучения искусства прошлых эпох, с тем, чтобы осознать своё собственное своеобразие. Н.А. Бердяеву принадлежит мысль о том, что каждая новая историческая эпоха отражается в наглядной и активной мифологизации своего прошлого или же прошлого, заимствованного из других культур. Подобные мифологизации появляются лишь в отношении тех эпох, которые созвучны современным ментальным состояниям.

В данный исторический момент в контексте современной культуры можно наблюдать мифологизацию готического периода средневековья, выразившегося в таком устойчивом субкультурном явлении как квазиготика. Данная тема требует отдельной теоретико-методологической проработки, здесь же необходимо отметить, что современная культура развивается с рубежа XVIII-XIX веков на средневековом метакультурном основании. Изучая культуры прошлого (в данном случае, средние века), дошедшие до нас, большей частью, в памятниках искусства, исследователь стремится понять свою культуру и свою эпоху, т.е. движим, прежде всего, самопознанием.

Принимая во внимание средневековое метакультурное основание современной цивилизации, присутствие квазиготических явлений в современном художественном пространстве - исследование альбома Виллара де Оннекура предстаёт в таком контексте весьма актуальным, так как оно даёт возможность увидеть не только одну из отправных художественных точек для последующих стилизаций и даёт ценнейшие материалы для изучения готического искусства, в частности связей иконографии со средневековыми технологиями, художественными воззрениями и системой образований того времени, но и представляет ещё один ракурс в культурном самопознании.

Проблемное поле диссертации. Изложенные выше актуальные тенденции и явления задают проблему, которая присутствует в исследовании. Специфика культурно-исторического развития такова, что с уходом культуры в прошлое аутентичное знание о ней становится невозможным. Искусство как одна из форм общественного сознания и деятельности консервирует в себе настроения, умственные привычки, ритуалы, жесты, философские и идеологические концепции ушедших эпох, а также художественные технологии времени, его породившего. Наиболее сильно и цельно происходит это в Большом художественном стиле. Такие исследователи, как Эмиль Маль, Эрвин Панофский, Умберто Эко показали, что художественные феномены определяются не только личностью творца и его социокультурным окружением, но и всей спецификой культуры, в частности её философскими и художественными воззрениями, то есть их иконологическими основаниями. В таком ракурсе искусство предстаёт как знаковая система, смыслы которой коренятся в специфике культуры, породившей те или иные произведения искусства.

Следовательно, для того чтобы объективизировать интерпретацию художественного памятника необходимо, прежде всего, вскрыть его иконологические связи, которые определялись социальными, интеллектуальными и художественными реалиями своей эпохи. В противном случае изучение искусства прошлого (в данном случае готического искусства) без учёта специфики иконологической системы, в нём отразившейся, рождает искушение приписать этому искусству современные эстетические и этические пристрастия, дать ошибочную мировоззренческую и художественную оценку.

Степень научной разработанности проблемы. Открытие этого памятника явило собой яркое событие в обстановке особого ментального состояния, в котором находилось европейское общество во время «первой готической волны», завершающий этап которой вошёл в историю искусства как период «премодерна». Первая половина XIX столетия прошла под знаком возрастающего интереса к искусству и культуре средневековья, особенно его готическому периоду. «Готические» романы Вальтера Скотта и Виктора Гюго, первое исследование истории тамплиеров Ч.Д. Аддисона, начало изучения скандинавских средневековых баллад Свеном Грундтвигом, увлечение готической архитектурой и создание на её основе неоготического стиля О.У.Н. Пьюджином, создание братства прерафаэлитов, романтизировавших средневековое искусство - всё это свидетельствовало о том, что европейское общество заново открывало для себя средневековый мир и его искусство.

В 1848 году, в библиотеке бенедиктинского аббатства Сен-Жермен-де-Пре (Saint-Germain-des-Pres), являвшегося древнейшим аббатством Франции и богатейшим монастырем королевства, историк и общественный деятель Альфред Дар- сель наткнулся на средневековый манускрипт, который позже стал известен как альбом Виллара де Оннекура. Сообщение о своей находке архитектор Ж.-Б.Лассюс и А.Дарсель впервые сделали в журнале «Revue Archeologique» и там же появилась первое исследование этого памятника (попытка восстановить биографию Оннекура), принадлежавшее Ж. Кишера. Так началась историю изучения этого памятника. Несколько месяцев спустя после открытия альбома была осуществлена первая публикация памятника с небольшой аннотацией Ж.-Б. Лассюса и А.Дарселя.

Среди первых работ о средневековом архитекторе можно упомянуть заметку В. Турнера (V. Tourneur), помещённую в Трудах Реймской Академии за 1852 год. А. Дарсель и Ж.-Б. Лассюс (J.B.A. Lassus, A. Darcel) выпустили в 1858 году факсимильное издание, точно воспроизводящее внешний вид источника, и снабдили его более пространным комментарием и исследовательской статьёй.

Через год, в 1859 году в Лондоне вышло в свет первое английское издание альбома Виллара де Оннекура, осуществленный Р. Уиллисом (R.Willis), который положил начало европейскому изучению этого памятника. Далеко не все согласились с точкой зрения А. Дарселя и Ж.-Б. Лассюса - отмечалась поверхностность комментариев, неточности и ошибки в трактовке тех или иных изображений. Это не могло не вызвать целый ряд статей различного толка и направленности. Писатель П. Мериме (P.Merimee), занимавший в то время пост государственного инспектора по историческим памятникам Франции, посвятил альбому Виллара де Оннекура объёмную статью, в которой делался упор на широкую одарённость натуры Виллара, которого Мериме сравнивал с гением Леонардо до Винчи.

Высказывал своё неудовлетворение работой А. Дарселя и Ж.-Б. Лассюса и Э. Виолле-ле-Дюк (E. Viollet-le-Duc ) - главный реставратор Франции, инспектор по церквям и церковному строительству, посвятил альбому целый ряд статей, в которых он обращал внимание непосредственно на рисунки Оннекура (а не на его биографические обстоятельства). Уже в 1854 году, составляя словарь-справочник французских средневековых архитекторов XI-XVI веков, он включает в него статью об Оннекуре. В этой и последующих своих работах, посвящённых Виллару де Оннекуру, Виолле-ле-Дюк утверждал, что, вероятно, Оннекур принимал участие в постройке собора в Камбре, одновременно решительно отвергал его участие в строительстве Реймского собора, в том числе и причастность Виллара к скульптурному убранству собора. Пожалуй, первым Виолле-ле-Дюк придал значение, геометрическим рисункам альбома, увидев в них влияние египетской графики, проникающей в Европу через Византию. Однако в целом государственный инспектор по церквям и церковному строительству оценивал создателя альбома весьма невысоко, видя в нём мастера средней руки, и датировал альбом серединой или второй половиной XIII столетия.

В 1856 году швейцарец А. Раме (A. Rame) пишет статью о швейцарском путешествии Оннекура в Лозанну, в которой отмечает большую точность в зарисовке окна-розы в соборе Лозанны и задаётся вопросом: не является ли Оннекур тем архитектором, кто принёс на швейцарскую землю французскую архитектурную манеру, т.е. готику.

В 1858 году появляются первые англоязычные исследования памятника. Это - небольшая статья У. Бёрджеса (W. Burges), в которой он критически комментировал факсимильное издание Ж.-Б. Лассюса и А. Дарселя. У. Бёрджес выразил сомнение в точности передачи рисунков Оннекура, заметил, что безосновательно связывать имя Оннекура со строительством собора в Камбре, выразил мнение, что правильнее читать имя Уилларс, а не Виллар, и, наконец, сделал вывод, что нужно вести речь о заурядном ремесленнике.

В том же году вышла статья Г. Б. Гарлинга (H. B. Garling), напечатанная в Исследованиях Королевского общества британских архитекторов. Как архитектор он обратил внимание на архитектурные рисунки Виллара и в отличие от Бёрджеса, восхитился точностью и красотой графики Оннекура.

В 1858 году вышла в свет первая венгерская публикация, посвященная альбому. Её автором был неизвестный венгерский журналист, интересовавшийся вопросами истории - Имре Хеншлманн. В 1846 году им была выпущена небольшая книжечка, посвящённая собору в Кошице (венг. Кассовиц или Касса). В статье И. Хеншлманн предположил, что Оннекур является архитектором собора в Камбре и церкви святой Елизаветы в Кассовице. Он отнёс время работы Виллара в Венгрии к 1260 - 1270 годам, когда в Венгрии правил король Стефан V.

Первым немецким исследованием явилась статья Р. фон Эйтельбергера (R. von Eitelberger). Это была обзорная статья факсимильного издания 1858 года А. Дарселя и Ж.-Б. Лассюса.

В 1864 году вышла в свет статья французского исследователя П. Бенара (Benard Pierre), в которой он впервые предположил, что место локализации Вилла- ра де Оннекура - это не Камбре, а Сен Кантен. И время его деятельности можно отнести на несколько десятилетий раньше, чем это предполагалось, а именно к 30 годам XIII века.. В 1864 году вышла в свет статья французского исследователя П. Бенара (Benard Pierre), в которой он впервые предположил, что место локализации Виллара де Оннекура - это не Камбре, а Сен Кантен. И время его деятельности можно отнести на несколько десятилетий раньше, чем это предполагалось, а именно к 30 годам XIII века.

В 1865 году писатель и историк Э. Ренан (J. E. Renan) в «Размышлениях о становлении изящных искусств: история литературы во Франции в XIV веке» выделил Оннекура, как одну из выдающихся художественных личностей наряду с великим архитектором Робером де Люзаршем - строителем Амьенского собора.

В том же году появились две статьи, в которых продолжалась детализация обстоятельств жизни и творчества Виллара де Оннекура. Английский исследователь Дж. Э. Стрит (G. E. Street), рассматривая архитектуру собора в Толедо, увидел её сходство с архитектурным рисунком Оннекура, на котором изображался план хора церкви, придуманной в сотрудничестве с Пьером де Корби. Другая статья принадлежала перу А. Вилперта (A. ші1рєі1:),которьій первым связал деятельность Виллара де Оннекура с городком Воселль.

Спустя четырнадцать лет это предположение доказал Ж. Худо (J. Houdoy), рассматривая историю строительства церкви цистерцианского аббатства в Воселль и анализируя соответствующие рисунки в альбоме Оннекура.

Исследования рисунков альбома, которые позволили говорить о знакомстве Оннекура с архитектурой Шартра, нашли своё отражение в работах А. Асьера (A. Assier), который восторгался разносторонней одарённостью Виллара; А. Лекока (A. Lecocq), который проявил интерес к механическим рисункам в альбоме; и П. Дюрана (P. Durand), также уверенного в том, что Оннекуру была знакома архитектура Шартрского собора. В том же 1881 году и в том же издании - «Исследования Шартрского собора» М.-Ж. Булто (M.-J. Bulteau) опубликовал статью, в которой утверждал, что Виллар посещал Шартр около 1225 года. В 1894 году Л. Демезон (L. Demaison) в результате тщательного исследования рисунков Виллара и критического обзора статей своих предшественников, пришёл к выводу, что Оннекур знал архитектуру Реймса и был там (по мнению Л.Демезона) около 1244 года.

В 1895 году в «Библиотеке Шартрской школы» выходит статья Д. Л. К. Эн- лара (D. L. C. Enlart) «Виллар де Оннекур и цистерцианцы», автор которой весьма убедительно доказывает тесную связь Виллара с этим монашеским орденом. К.Д.Л. Энлар уточняет время жизни Оннекура, датируя её первой половиной XIII столетия. Он признаёт за Оннекуром участие в строительстве собора в Воселль и Кам- бре, предполагает, что в Венгрии Виллар мог быть между 1235- 1250 годами, наконец, Энлар задаётся вопросом о вероятности идентичности Пьера де Корби, упоминаемого в альбоме и Петруса Петри - строителя собора в Толедо, умершего около 1290 года.

Анализируя историю изучения этого уникального памятника в XIX веке, можно выделить некие общие черты: во-первых, фрагментарный подход к рассмотрению альбома, при котором анализировался отдельный лист без связи с остальными, во- вторых, подчас слишком вольные предположения без достаточной на то аргументации. Всё это было вполне объяснимо в то время, когда методы исторического и особенно искусствоведческого анализа находились в периоде своего становления.

Новую страницу в исследовании альбома Виллара де Оннекура открыл Э. Маль (E. Male) в 1898 году. В своём капитальном труде, посвящённом религиозному искусству Франции XIII века, Э. Маль впервые попытался представить памятник в контексте средневековой культуры, связать рисунки с символическими кодами эпохи и начал титаническую работу по изучению эмпирического материала готики. Этот труд привел Э. Маля к выяснению общих характеристик средневековой иконографии. Труды Э. Маля имели большой резонанс, стимулировав интерес к изучению средневекового искусства в XX веке.

Первой монографией, рассматривающей альбом Виллара де Оннекура и как историко-художественное явление и как своеобразный феномен средневекового мировоззрения была книга Х. Ханлозера (H. Hahnloser), вышедшая в 1935 году. Х. Ханлозеру удалось установить, что в альбом вносились дополнения двумя мастерами, которым он принадлежал после смерти Виллара де Оннекура. Х. Ханло- зер обозначил их как «magister -1» и «magister -2». Он классифицировал рисунки из альбома по темам и по источникам происхождения, установил их связь с современной Виллару схоластической литературой и более ранними художественными руководствами, имевшими хождение в XIII веке.

В 1938 году в Лондоне вышел капитальный труд Г. Тейлора (H. Taylor). Автор провёл обзор почти всех значительных произведений схоластики высокого средневековья, дав их характеристику на фоне культурных реалий той эпохи, особо уделяя внимание роли этих сочинений в процессе формирования философско- мировоззренческих оснований готического искусства.

В послевоенный период начинание Г.О.Тейлора по изучению схоластической мысли и ее многогранных связей с современным ей искусством, в том числе и готическим, продолжили американцы Ф. Артц (F.B. Artz) и Д. Ноулз (D.Knowles).

Большой вклад в формирование объективных суждений о готическом искусстве на основе изучения воззрений на него современников был сделан в трудах П. Франкля (P. Frankl). В работах, посвященных готической архитектуре, он отталкивался от изучения большого количества произведений, анализ которых позволил выделить религиозные, эстетические и художественные задачи, которые стояли перед готикой и которые определили особенности готического стиля. П. Франкль одним из первых обратил внимание на культурно-историческую специфику работы средневековых мастеров, положив начало исследованиям иконологи- ческого характера, стремящихся осветить мировоззренческую, ментальную и историко-культурную атмосферу, в которой рождалось готическое искусство. В европейском искусствоведении возникает вспомогательная дисциплина - иконология, имеющая своей целью выработку критериев для объективного понимания произведений искусства на основе изучения тех историко-культурных условий, в которых это искусство бытовало.

Мировоззренческие связи готики и схоластики, их взаимную рефлексию друг на друга изучал Э. Панофский (E. Panofsky), посвятивший этим проблемам ставший уже классическим труд «Готическая архитектура и схоластика» В каком- то смысле Э. Панофский подвел итог первого этапа изучения взаимоотношений готики и схоластики, осветив в своем труде все многообразие их связей. У. Эко (U.Eco) продолжил начинание Г.О.Тейлора, сосредоточив свое внимание на изучении схоластической мысли, особо выделяя ее эстетические теории. Многолетние исследования схоластических представлений о красоте вообще и искусства в частности У. Эко суммировал в труде: «Искусство и красота в средние века», где показал всё разнообразие влияний схоластов на современное им изобразительные искусства и архитектуру в их эстетическом аспекте.

Если П. Франкль, Э. Панофский и У. Эко фокусировали свое внимание на отражении схоластических идей в готике и готики в схоластике, то в работе Д. Х. Харви (J.H. Harvey) делались попытки представить готическое искусство как бы «изнутри», сквозь призму представлений и оценок самих готических мастеров.

В свое время эти работы определенным образом отразились в единственном на сегодняшний день отечественном исследовании о готических мастерах К.М. Муратовой. Необходимо отметить, что во всех вышеперечисленных работах, авторы, как правило, ограничивались рассмотрением отношений либо схоластики и готики, либо ремесленных трактатов и готики, не сосредоточиваясь на возможных связях между схоластическими и технико-технологическими руководствами. Подобные исследования, посвященные философскому единству схоластического и ремесленного литературного творчества, а также специфике отражения в этих потоках средневековой литературы готического искусства, стали появляться в последние три-четыре десятилетия. Это - исследования Г. Бьюжонан (G. Beaujonan) и К. Крен (C. Kren), предпринявших попытку рассмотреть культурно- исторические связи между схоластикой и средневековыми технологиями, в том числе и в сфере художественного производства, а также статья А. Франко (A. Franco), где рассматриваются философские основания механических искусств, в число которых по воззрениям XIII века входили живопись и архитектура.

Среди исследователей, которые более тридцати лет исследуют уникальный памятник, необходимо назвать французского исследователя Р. Бекманна (R. Bechmann). Отличительной чертой изучения альбома у Р. Бекманна явилось то, что альбом он рассматривал прежде всего как исторический источник и в этом сотрудничал с известными французскими исследователями Ж. Жимпель и Р. Перну (J. Gimpel, R. Pernoud). Как историка архитектуры Р. Бекманна интересовали рисунки, относящиеся к технико-технологическим аспектам готической архитектуры.

Одним из ведущих современных исследователей альбома Виллара де Онне- кура является американский историк искусства К. Ф. Барнес Младший (C. F.

Barnes Junior). К. Барнес является членом AVISTA (Ассоциация междисциплинарных исследований средневековых технологий и искусства), активным участником конференций, посвящённых проблемам средневекового искусства, проводимых институтом искусствознания в Каламазу (Kalamazoo) (штат Мичиган). Научную манеру К.Ф. Барнеса отличает склонность к рецензированию и аннотированию работ коллег по изучению альбома. Другой характерной чертой научного почерка К.Ф. Барнеса является его активное участие в энциклопедических изданиях и одновременно внимание к отдельно взятым листам альбома, которым посвящён ряд его статей.

Среди последних публикаций, посвящённых альбому Виллара де Оннекура можно выделить статью М.-Т. Зеннер (M.-Th. Zenner), в которой рассматривались мировоззренческие и художественные связи между средневековыми геометрическими знаниями и художественной практикой готики.

Новые обстоятельства из жизни и творчества Виллара де Оннекура, связанные с его венгерским периодом жизни, излагает в своей статье венгерский историк И. Такач (I. Takacs).

В настоящее время в отечественном искусствознании нет ни одного специального исследования, посвящённого альбому Виллара де Оннекура. Можно назвать параграф из IV главы книги К.М.Муратовой «Мастера французской готики», а также отдельные упоминания в монографиях обобщающего характера Ц.Г. Нессельштраус и 0.А.Лясковской, посвящённых готическому искусству.

Несмотря на достаточное количество исследований на протяжении ста шестидесяти лет его изучения, альбом хранит в себе множество загадок. Остаётся неясным начальный период творчества Оннекура - одни относят его к 30-м, другие к 20-м годам XIII столетия. Как и почему Оннекур оказался в Венгрии и какое время он там прожил? Почему изначально Виллар стал писать на северофранцузском наречии doil, а не латинском языке, на котором в то время писались даже ремесленные художественные трактаты? Если так бережно сохранялся альбом на протяжении столетий, то как и куда могли пропасть недостающие 17 листов (34 страницы)? До сих пор не до конца ясен маршрут путешествий Оннекура. До сих пор нет единого мнения в оценке личности Виллара де Оннекура: заурядный ремесленник

или выдающийся архитектор предстаёт в своём альбоме. Очерёдность страниц в альбо

ме - и та вызывает разногласия в среде историков и искусствоведов.

Тем интереснее представить первую в отечественном искусствоведении попытку междисциплинарного исследования альбома Виллара де Оннекура, опирающуюся на анализ не только рисунков, но и текста (также впервые переведенного на русский язык), и затрагивающего не только искусствоведческие, но также культурно-исторические и философские аспекты.

В диссертационном исследовании присутствует рабочая гипотеза, в которой предполагается, что поводом для возникновения альбома послужила поездка Роберта де Куртене - императора Латинской империи в Константинополь, в свите которого мог находиться Виллар де Оннекур в качестве инженера и архитектора. Это обстоятельство относит время начала формирования альбома к 20-м годам XIII века. Предполагается также, что Оннекур мог доехать с императором до Константинополя, что может объяснить появление в альбоме рисунков близких к византийской иконографии и античным изображениям.

Предлагается новый взгляд на процесс образования Оннекура и на пропавшие ранее XV века девять листов альбома, в частности, предполагается, что они были не потеряны после смерти Оннекура, а переданы самим архитектором другим лицам либо в Венгрии, либо в Константинополе.

В диссертации впервые сделана попытка анализа текстовой части альбома и выдвинуто предположение, что все записи в альбоме были сделаны гораздо позже рисунков, в зрелые годы мастера, а не одновременно с ними, как это предполагалось ранее.

Предполагается также, что изначально альбом Виллара де Оннекура был единственным в своём роде и рождался как своеобразный личный итинерарий (описание путешествия), который мог быть не у каждого архитектора.

Объектом исследования выступает готическое искусство в периоде «высокой готики».

Предметом исследования является альбом Виллара де Оннекура. Целью представляемой работы является иконологическая интерпретации памятника и определение места альбома Виллара де Оннекура в контексте различных потоков средневековой профессиональной литературы, что позволит объективизировать наши знания об этом историко-художественном артефакте.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

  1. проанализировать личность и художественную деятельность Виллара де Онне- кура в контексте эпохи;

  2. уточнить роль и социокультурные характеристики последующих авторов альбома - «magister-І» и «magister-2»;

  3. уточнить датировку и классификацию рисунков альбома;

  4. провести иконологический и иконографический анализ рисунков альбома;

  5. провести текстологический анализ альбома, вскрыв его палеографические и культурно-семантические особенности;

  6. определить место альбома в ряду профессиональных художественных трактатов, имевших хождение в XIII столетии.

Методологическая база и основные методы исследования. В диссертационном исследовании задействован междисциплинарный подход, соединивший искусствоведческое исследование с элементами философско-эстетического и историко-культурного анализа.

Значимыми методами, соответствующими задачам данного исследования выступают: аналитический метод, структурно-функциональный, аксиологический, компаративный, герменевтический, типологизация и классификация. Работа базируется на классических положениях зарубежной и отечественной научной мысли о характере, механизмах и закономерностях развития художественного стиля, в данном случае, готики. Предлагаемая вниманию работа располагается в русле иконо- логической проблематики, так как касается тех мировоззренческих и ментальных новаций XIII века, которые отразились в готике. В этом плане значимыми трудами, на которые опирался диссертант, выступают иконологические исследования Э. Маля, П. Франкля, Э. Панофского, У. Эко. Из российских исследователей определяющими являлись работы Ц.Г. Нессельштраус и К.М. Муратовой.

Работа выполнялась на большом источниковедческом материале, который можно разделить на несколько тематических групп. Первую группу источников составили средневековые художественные руководства и книги образцов, в которых поднимались аспекты работы средневековых мастеров. Ко второй группе источников можно отнести схоластические сочинения современных Оннекуру схоластов, чьи воззрения, так или иначе, отражались в готическом искусстве. Наконец, третью группу источников, использованных в работе, составили художественная, житийная и историко-географическая литература, имевшая хождение в средние века.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Дошедшая до нашего времени дорожная книжка готического архитектора Вилла- ра де Оннекура может быть датируема 20-50 г.г. XIII столетия;

  2. Виллар де Оннекур являл собой передового представителя своей эпохи, причастного к самым актуальным общественным явлениям того времени: цистерцианству, тамплиерам, алхимии, крестовым походам;

  3. Анализ рисунков альбома позволяет говорить художественной концепции, кото рая была присуща искусству Виллара де Оннекура и его последователям. Её отличали космологичность, теологичность, умозрительность, универсализм, рациональность геометрического метода;

  4. Искусство, отразившееся в альбоме, это, прежде всего, искусство религиозное, обращенное к Богу и исходящее от него как источника любой красоты, в том числе и художественной;

  5. Альбом представляет собой результат функциональной и смысловой эволюции одного предмета, который при своём происхождении был дорожной записной книжкой, а затем с течением времени превратился в учебник для будущих строителей;

  6. В альбоме отразился мир, овеществляющий или в средневековых терминах «ме- ханицирующий» абстрактные теоретические представления высокой схоластики;

  7. Универсализм альбома французского архитектора обеспечен тем, что в нём сработали механизмы средневекового воспитания и образования, требовавшие от любого произведения стремления к воспроизведению картины мира. В нём отразились, как orbis creatus (мир, сотворенный Богом), так и orbis fabrilis (мир как изделие человека). Таким образом, альбом Виллара де Оннекура представляет собой энциклопедию «ars mechanicus», отразивший искусство «высокой готики».

Научная новизна определяется тем, что впервые в отечественном искусствоведении предпринято комплексное исследование альбома Виллара де Оннеку- ра, в ходе которого:

  1. был сделан русский перевод всей текстовой части альбома;

  2. прослежена хронология заполнения листов альбома Вилларом де Оннекуром, «мастером-1» и «мастером-2» на основе оригинальной концепции, учитывающей маршрут путешествий, записи Оннекура, художественную эволюцию его как графика и эволюцию альбома от дорожной книжки к цеховой книге образцов;

  3. предложена новая датировка возникновения альбома;

  4. внесены уточнения в классификацию рисунков альбома;

  5. установлены аксиологические связи учебных рисунков по рисованию и образовательной системой средневековья;

  6. вскрыта структурно-функциональная универсальность содержания альбома, отразившая ценностное своеобразие эпохи;

  7. сделана попытка реконструкции личностных характеристик Виллара де Оннекура на основе иконологического анализа его рисунков и скемантического анализа - текстовой части альбома;

  8. введён концепт «большой художественный стиль - визуализатор менталитета эпохи» и положение о том, что ход времени внутри эпохи определяется скоростью воплощения идей, а не календарной последовательностью;

-показано, что альбом Виллара де Оннекура изначально являлся уникальным артефактом, а не типическим явлением, характерным для всех готических архитекторов.

Теоретическая значимость результатов исследования. Диссертантом разработана новая концепция заполнения листов альбома и новые принципы интерпретации некоторых иконографических закономерностей, присутствующих в альбоме. Представлена система классификационных критериев, которые можно будет применять в дальнейшем для анализа других памятников средневекового искусства. Была предпринята попытка теоретического обоснования стилевого «отставания» живописи от архитектуры, что определяло специфику рефлексии на готику технико-технологических трактатов. Была сформулирована гипотеза о том, что Большой художественный стиль (в данном случае - готика) является экспликато- ром интеллектуально-ментальных изменений, происходящих в культуре. Результаты и выводы диссертации могут выступать методологической основой работ, которые будут иметь предметом своего изучения искусство средних веков, его схоластические сочинения или ремесленные трактаты по искусству.

Практическое значение исследования. Содержащиеся в диссертации вы воды и положения могут быть использованы в качестве основы для академического издания альбома Виллара де Оннекура. Большой эмпирический и методический материал диссертации может служить фактологической и инструментальной базой для дальнейшего исследования готического искусства, а также при разработке программ, учебных курсов для подготовки специалистов в области истории искусства, а также в ходе выпуска учебных пособий, методических рекомендация для учебных образовательных учреждений соответствующих специальностей.

Апробация результатов и выводов исследования. Результаты и выводы исследования прошли апробацию в выступлениях и докладах диссертанта на международных конференциях «Проблемы развития зарубежного искусства» (Санкт- Петербург, 1996), «Проблемы развития зарубежного искусства» (Санкт-Петербург, 1997), «Проблемы развития зарубежного искусства» (Санкт-Петербург, 1998), всероссийской конференции памяти М. В. Доброклонского (Санкт-Петербург, 2003), в электронном ресурсе «Millennium. Виртуальное путешествие по десяти векам христианской культуры» (mp3, «Встреча»,2005), на IV Российском философском Конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва 2005), на Первом Российском культурологическом конгрессе (Санкт Петербург, 2006), на Втором культурологическом конгрессе с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему» (Санкт-Петербург, 2008), на Третьем культурологическом конгрессе с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации», Санкт -Петербург, 2010), на научно-практической конференции «Архетип ночи в мировой культуре», Санкт-Петербург, Пушкин, 2010), на круглом столе: «Мыслительный потенциал Инакового в создании новых ценностных миров» в программе «Дни Петербургской философии - 2011», в публикациях диссертанта, а также в лекциях по теории и истории искусства, философии искусства, истории западноевропейского искусства, искусству Древнего мира, источниковедению, анализу произведений искусства, мифологии в искусстве в Ленинградском государственном университете им. А.С. Пушкина.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования. Объём работы состоит из введения, трёх глав, состоящих из одиннадцати параграфов, заключения, содержащего основные выводы исследовательской работы. Диссертация снабжена библиографией, посвящённой альбому Виллара де Оннекура, списком источников и использованной литературы на русском и иностранных языка включающим 387 наименований. Работа имеет приложение, представляющее собой полный текст памятника и его перевод, а также рисунки, сохранившихся 66 страниц. Общий объём диссертации - 409 страниц.