Введение к работе
Звуковой образ – одно из основных понятий музыкальной звукорежиссуры, так как бльшая часть работы звукорежиссёра есть создание звукового образа фонограммы. Именно он, а не вся фонограмма в целом, является продуктом индивидуального творчества звуковых дел мастера, ибо фонограмма – продукт коллективного труда композитора, исполнителя, музыкального редактора, звукорежиссёра, инженера записи и ещё ряда других специалистов.
Однако в практике современной звукорежиссуры до сих пор нет точного определения понятия "звуковой образ". Имеется ряд традиционных параметров, по которым производится его анализ и оценка (пространственное впечатление, акустический и музыкальный балансы и прочее), чётко обозначены критерии качества звукового образа, позволяющие сравнивать ту или иную фонограмму в данном отношении, но самого главного определения – что есть звуковой образ фонограммы, – не существует.
Ситуация усугубляется тем, что не определён характер взаимосвязи фонограммы и присутствующего в ней звукового образа. Из-за этого не только остаются многочисленные юридические коллизии, вплоть до судебных разбирательствах по поводу авторских и смежных прав, но и возникают неопределённости в оценке степени художественно-творческой составляющей в работе звукорежиссёра в процессе создании фонограммы.
Таким образом, можно констатировать, что теоретическая мысль в области звукорежиссуры явно отстаёт от практики, что и определяет актуальность настоящего диссертационного исследования.
Степень изученности проблем, рассматриваемых в диссертации. Если библиография, посвящённая техническому обеспечению звукозаписи, достаточно обширна, то по проблематике собственно звукового образа известен только один исследователь – Д. Гибсон. В его книге «Искусство микширования. Наглядное руководство по звукозаписи» рассматривается возможность визуализации критериев хорошего звукового образа.
Вследствии такого положения до сих пор сохраняется полная неопределённость в систематизации различных явлений, связанных со звуковым образом. В результате сложилась ситуация, когда важнейшая составляющая звукозаписи остаётся неизученной и не имеет теоретического базиса.
Некоторые сведения по вопросам, исследуемым в настоящей диссертации, содержатся в отдельных разделах образовательных программ профессиональной подготовки звукорежиссёров в музыкальных вузах, а также в соответствующих разделах курсов, разработанных телевизионными и радиовещательными организациями для подготовки собственных специалистов.
Целью диссертационной работы является создание теории звукового образа, с помощью которой можно было бы классифицировать и объяснить все существующие явления, относящиеся к этому феномену.
Объект исследования – звуковой образ музыкальной фонограммы, его типы, параметры и критерии.
Предмет исследования – явление и понятие звукового образа, его сущность, а также особенности трактовки звукового образа в творчестве звукорежиссёров Ю. Л. Кокжаяна и С. В. Пзухина.
Цель, объект и предмет диссертации выдвинули следующие исследовательские задачи:
-
провести анализ сущности и свойств звукового образа как неотъемлемой части фонограммы, и на основании его результатов анализа разработать основы соответствующей теории, создать формулировки терминов, показать их взаимосвязь, а также дать определения двум фундаментальным типам звукового образа, существующим в настоящее время;
-
проанализировать исторический путь развития звукового образа от времени рождения звукозаписи до наших дней и на этой уяснить закономерности взаимосвязи звукового образа и технических средств звукозаписи, при помощи которых он создаётся;
-
рассмотреть примеры практического воплощения двух фундаментальных типов звукового образа в творческом наследии выдающихся звукорежиссёров Ю. Л. Кокжаяна и С. В. Пазухина.
В диссертации использованы следующие методы исследования:
-
метод сравнения параметров звукового образа;
-
метод анализа влияния развития технических средств звукозаписи на изменение звукового образа;
-
метод индукции, необходимый для формирования общей концепции звукорежиссёрского мышления и его развития;
-
метод эксперимента, важный для доказательства изначальной неантропогенности звукового образа.
Методологические основы и источниковая база диссертации. В основу исследования положен комплексный системный подход к изучению особенностей звукового образа. Основные источники диссертации – лекции высокоавторитетных звукорежиссёров, прослушанные автором за время обучения профессии, собственный звукорежиссёрский опыт работы, а также рекомендации OIRT, относящиеся к звуковому образу.
Кроме того, в исследовании использованы фрагменты различных фонограмм в качестве доказательств положений разрабатываемой теории.
Научная новизна настоящей диссертации состоит в том, что она является первым в отечественном музыкознании комплексным исследованием звукового образа музыкальных фонограмм. Кроме того,
1) впервые создана теория звукового образа, позволяющая классифицировать любые звуковые образы, определить их сущность и закономерности;
2) впервые определены два фундаментальных типа современного звукового образа, даны их характеристики, установлены и аргументированы критерии классификации;
3) впервые дано комплексное решение проблемы, являющейся в настоящее время одной из актуальнейших для российского звукорежиссёрского сообщества – о наличии художественного творчества в работе звукорежиссёра;
4) произведённый анализ фонограмм, выполненных С. В. Пазухиным, позволил сделать научное открытие, состоящее в том, что им впервые был применён нетрадиционный (драматургический) звуковой образ в звукозаписях классической музыки.
Практическое значение диссертации. Созданная теория звукового образа обеспечивает звукорежиссёру возможность системного анализа звучания звукозаписи, который имеет ряд преимуществ перед методами анализа, культивируемыми в настоящее время, ибо он доказывает правомочность применения особенностей нетрадиционного (драматургического) звукового образа в записи классической музыки.
Апробация работы. Основные положения диссертации были доложены на Международной научной конференции «Информационная культура и эффективное развитие общества» (Россия, Краснодар, 21-24 сентября 2005).
По материалам диссертационного исследования имеются три публикации, в том числе одна – в журнале, рекомендованном ВАК.
Диссертация в целом обсуждалась на заседании кафедры звукорежиссуры Института современного искусства (г. Москва), и была рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, двух Приложений, содержащих основные положения теории звукового образа и список звуковых иллюстраций, а также списка литературы и информационных источников. К тексту диссертации прилагается компакт-диск формата CD-audio со звуковыми иллюстрациями.