Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жизнь и творчество Таттимбета Гамарник, Марина Яковлевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гамарник, Марина Яковлевна. Жизнь и творчество Таттимбета : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Алматы, 1996.- 19 с.: ил.

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ. Диссертация «Жизнь и творчество Таттимбета» относится к монографическому типу исследования. Этот тип исследования жизни и творчества выдающихся представителей традиционной музыкальной культуры казахов был заложен в 40-е гг. А.К.Жубановым, затем в 60-е гг. продолжен П.В.Аравиным. В последние два десятилетия появились новые работы Т.Мергалиева, А.Раимбергенова, А.Токтаганова. Тем не менее, деятельность этих ученых, несмотря на их неоценимый вклад в казахстанское этномузыкознание, оставляет широчайший простор для продолжения пути исследования, начатого ими.

Любое монографическое исследование о композиторе в европейском понимании — это синтез биографии, основанной на письменных источниках, и анализа его творчества.

Традиционную культуру казахов отличает особая специфика, заключающаяся в устном характере ее бытования. Поэтому в казахстанском музыкознании еще полностью не определилась методика написания монографических работ. И вплоть до настоящего времени в музыкальной науке республики существуют два течения в монографических исследованиях, которые наиболее ярко представлены в работах А.К.Жубанова и П.В.Аравина. А.К.Жубанов опирается на историческое знание народа, издавна существовавшее в традиционной культуре в устной форме. В науке это знание получило название Степной Устной Историографии. Сокращенно — СУИ — термин В.П.Юдина. По его словам, «устная историография — это особая вспомогательная историческая дисциплина источниковедческого профиля. В ее задачи должны входить сбор, систематизация, классификация, анализ и разработка принципов использования в исторических исследованиях данных устной историографии. Она должна создать свою собственную исследовательскую методику».

Однако, несмотря на активное использование материалов СУИ в монографических исследованиях А.К.Жубанова, после его трудов они встречаются в казахстанском этномузыкознании лишь в работах на казахском языке (У.Бекенов, Т.Мергалиев, А.Раимбергенов, С.Раимбер-генова, А.Сейдимбеков). Причина единодушного невнимания к устной историографии русскоязычных авторов заключается, с одной стороны, в том, что сведения СУИ с точки зрения науки нового времени на первый взгляд могут показаться малозначащими и не соответствовать ее рациональным принципам (что убедительно опровергнуто В.П.Юдиным), а с другой — в трудностях их использования, которые, помимо владения языком и необходимости экспедиционной работы, заключаются в умении обработать и переосмыслить собранный материал, критически

отнестись к литературе, основанной на СУИ. Между тем, при изучении бесписьменной традиции, применение данного метода должно быть ведущим в работах подобного профиля.

Второй метод, используемый П.В.Аравиным, опирается преимущественно на данные письменной историографии. Он основан на письменных свидетельствах современников, исторических летописях, дневниках, письмах, воспоминаниях, церковных и архивных записях. Письменная историография издавна нашла применение в европейском музыкознании и получила в науке широкое распространение. Возможность ее использования в этномузыковедении, наряду с СУИ, связана с крупными социально-политическими преобразованиями, которые произошли в Казахстане в конце ХУШ-ХГХ вв. Поэтому многие исторические события данного периода получили отражение не только в народной памяти, но и в записках русских путешественников, воспоминаниях того времени, в трудах Ч.Ч.Валиханова, документах царского правительства. Безусловно, их применение дает фактологическую и хронологическую точность, то есть те качества, которые являются ведущими для исторического исследования в европейском смысле этого слова. Однако при воссоздании эстетики, психологии творчества деятеля прошлого, образной системы его искусства, семантики его произведений, истории их бытования в традиционной культуре, невозможно обойтись без СУИ. Устная историография несет нам казахскую ментальность, специфический взгляд музыки на мир, свою шкалу ценностей, характерную для кочевой культуры. Поэтому биографии, построенные по европейской методологии — с использованием только письменных источников — не смогут в полной мере донести до читателя особенности традиционного миропонимания.

Воссоздать облик деятеля традиционной культуры на фоне истории, эстетики, жизненного уклада того времени и т. д. возможно только на основании синтеза СУИ и письменной историографии, к чему и стремился автор реферируемого исследования.

На характер работы повлияли и возможности, связанные с изменением политической ситуации в обществе, исчезновением тоталитарного давления на сферу научной и общественной мысли. Переоценка дореволюционного и постреволюционного научного наследия, производимая в трудах представителей смежных областей гуманитарного знания и, прежде всего, историков Казахстана, позволила более адекватно описать историческую эпоху жизни Таттимбета и его неразрывную связь с ней.

Подход к изучению традиционной культуры исключительно в рамках материалистической эстетики был одним из факторов, сковывающих познание культуры. С конца 80-х — начала 90-х гг. в казахстанском .музыковедении появляются работы, исследующие связь древних пластов музыкальной культуры с религиозными верованиями (С.Раим-

бергенова, Г.Омарова, Л.Халтаева), однако полное снятие табу на исследование культуры как одной из форм религиозно-мифологического сознания общества оказалось возможным только в современную эпоху, и оно повлияло на наш подход к наследию Таттимбета.

НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что в казахстанском музыкознании попытка синтезировать СУИ и письменную историографию с использованием новых возможностей, предоставляемых временем, в применении к жизни и творчеству выдающегося деятеля музыкальной культуры осуществляется впервые. Поэтому ЦЕЛЬЮ настоящей работы является:

  1. освещение жизни и творчества гениального кюйши прошлого Таттимбета (1817—1860) в их неразрывном единстве;

  2. исследование его личности в общем социокультурном контексте традиционного общества на фоне исторической эпохи того времени, что предполагает организацию материала по монографическому принципу.

Учитывая специфику исследования, мы опирались на следующие источники:

I) Материалы СУИ:

а) семейные (родовые) предания;

б) народные предания;

П) Письменные свидетельства современников Таттимбета и архивные документы;

Ш) Литература (художественная и публицистика);

IV) Музыкально-исторические и музыкально-теоретические иссле
дования казахской музыки;

V) Филологические исследования;

VI) Издания кюев Таттимбета и собственные нотировки.

I. ПРЕДАНИЯ были нами записаны со слов информаторов: Турыс-бека Тусупбекова — жителя пос. Егиндыбулак Казыбекбийского района Карагандинской области., Таласбека Асемкулова* — писателя, глубочайшего знатока народных традиций и обычаев, сотрудника фольклорной лаборатории Алматинской государственной консерватории, и Клары Саматовны Мусатаевой — прямого потомка Таттимбета в пятом поколении (Таттимбет—Мусатай—Шайхы—Самат), ныне являющейся начальником учебной части Алматинского государственного университета им. Абая.

Предания не случайно были поделены нами на два вида — семейные и народные. Семейные предания сохранились, в основном, в памяти потомков Таттимбета и, отчасти, на родине кюйши среди каракесе-ков. В них детально описывается генеалогия кюйши, уклад жизни их

* Т.Асемкулов является внуком домбриста Жунусбая Стамбаева, который стал прообразом главного героя повести М.Магауина «Кок балак — конь с голубыми ногами».

семьи, домашняя обстановка и т.д. Народные предания бытовали большей частью у найманов и кереев — родов, с которыми кюйши был связан родственными узами. Бесспорно, эти два вида преданий часто дают общую информацию. Однако между ними существуют различия, а, иногда, и спорные моменты, приводящие к разногласиям. В родовых преданиях мы получаем более полное представление о жизни Таттим-бета, тогда как народные предания несколько отрывочны и фрагментарны.

Одно из подобных различий связано с трактовкой истоков стиля Таттимбета. Так, по семейным преданиям, мастерство кюйши сформировалось под непосредственным влиянием его талантливых родичей, которых он превосходил по силе дарования. Согласно народным легендам — Таттимбет являлся продолжателем восточно-казахстанской домбровой школы, крупнейшими представителями которой были кюйши-профессионалы Сарынияз-торе и Байжигит. Непосредственное обращение к музыкальному материалу — кюям композитора — свидетельствует, что оба истока устной традиции верно отражают суть дела. С одной стороны, в роду Таттимбета было немало известных своими талантами острословов и певцов-серэ (братья его деда Мошеке Битен и Ши-тен — У.Бекенов). Именно поэтому в творчестве и ролевом поведении кюйши есть немало общих моментов, объединяющих Таттимбета с серэ — «рыцарство», эстетство, куртуазность, «девичья» тематика его кюев, близких по содержанию и музыкальному языку песням о девушках и песням, исполняемыми ими. С другой — у Таттимбета имеется немало кюев эпического плана, интонационно близких сказительской традиции и кобызовой музыке. Можно предположить, что они имеют преемственную связь с эпичностью музыки Байжигита.

Работа с СУИ требует учета специфики данного источника. Естественно, народные предания, в основном, несут в себе рассказы о произведениях. В результате сильного идеологического прессинга и гонений на потомков кюйши в 20-30 гг. часть информации о его жизни была утеряна. Поэтому цикл преданий о Таттимбете разрознен и сконцентрирован вокруг истории создания и семантики кюев, т.е. того пласта устной культуры, который сохранился вопреки гонениям.

Часто легенды и предания, с которыми приходится работать, являются вариантными. А ведь большинство из них несут информацию о времени, месте, побудительных мотивах создания кюев. Каждый информатор считает свою версию истинной. Стремление выделить из легенды исторически достоверную информацию или выбрать самую «верную» из них не всегда осуществимо. Но тем не менее, следует работать со всеми вариантами, т.к. многие из них, не неся документально точной информации, отражают важные стороны народного мироощущения — отношение к наследию Таттимбета, понимание его творческой индивидуальности и конкретных кюев.

Нередко легенды и предания несут в себе определенную смысловую многозначность. Автору удалось обнаружить в них три пласта информации:

  1. квазидокументальный и квазиисторический —- почти во всех легендах говорится о времени и месте создания кюев;

  2. эстетико-аксиологический, который имеется лишь в отдельных легендах;

  3. символический, который часто понятен только носителям.

П. ПИСЬМЕННЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА СОВРЕМЕННИКОВ. В настоящее время нам известно только два подобных источника о Таттимбете: «Дневники» А.Янушкевича и материалы о поездке депутации Средней Орды на коронацию царя Александра П в Санкт-Петербург в 1855 г., приведенные Ч.Валихановым. И если в трудах последнего помещены официальные документы царского правительства, то в своей книге польский революционер-ссыльный, бывший на службе, делится личными впечатлениями о пребывании в степи. Хотя автор «Дневников» очень кратко говорит о самом Таттимбете, в записках А.Янушкевича имеется много легенд и преданий, сведений об особенностях жизненного уклада казахов того времени, окружении кюйши.

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. Большое место в работе отводится архивным документам, которые были найдены карагандинским краеведом Ю.Г.Поповым, историком М.Бейсенбаевым, писателями А.И.Брагиным и А.Сейдимбековым и автором в Омском областном архиве. В них ничего не говорится о музыкально-поэтическом даровании Таттимбета,> а только раскрываются другие стороны его многогранной деятельности как би, администратора, разведчика горных недр. Отдельные документы несут в себе статистическую информацию о волостях, количестве проживающих в них человек, численности скота и раскрывают характер непростых взаимоотношений между местными правителями и русскими чиновниками.

Ш—V. ЛИТЕРАТУРА. Больше всего сведений о Таттимбете имеется в многочисленных литературных произведениях современных писателей Казахстана (М.Бейсенбаев, А.И.Брагин, С.Лямбеков, С.Муканов, Ю.Г.Попов). Их основу за небольшим исключением составляют материалы СУИ и архивные документы, часто использованные в почти непереработанном виде, что представляет собой благодатный материал для современной науки. В творчестве писателей осмыслен и воссоздан целый пласт традиционной культуры, благодаря чему он не был предан забвению в сознании современников и сохранен для потомков, что является важным в условиях урбанизации общества и ломки вековых устоев.

Однако период господства коммунистической идеологии наложил специфический отпечаток на литературу того времени. В частности, не-

льзя было освещать в позитивном ключе такие темы как знатность, богатство, родовитость. Поэтому писатели не имели возможности воссоздать облик Таттимбета во всей полноте, так как великая личность раскрывается в контексте реалий своего времени.

Идеологический прессинг недавнего прошлого наложил отпечаток не только на художественную литературу, но и на музыкально-исторические исследования А.К.Жубанова и У.Бекенова — ученых, которые, несмотря на царившую в недавнем прошлом политическую ситуацию, сумели передать потомкам свои глубокие знания музыкальной культуры народа.

И только начиная с 70—80-х гг. появляются первые работы об административной деятельности кюйши на посту волостного правителя (Ю.Г.Попов, А.И.Брагин, М.Бейсенбаев), о его поездке к царю в Санкт-Петербург (С.Муканов, Ю.Г.Попов, С.Лямбеков), о геологоразведыва-тельной деятельности Таттимбета (Ю.Г.Попов). В посттоталитарный период А.Сейдимбеков осуществил важные шаги на пути освобождения народных легенд и преданий от идеологических напластований, а также дал авторскую оценку и свое видение СУИ.

Характеризуя Таттимбета во всей многогранности его дарования как серэ, кюйши и певца, поэта-острослова, би, общественного деятеля, предпринимателя, мы опирались не только на труды писателей, но и на исследования,, разработанные учеными-филологами (Е.Исмаилов, Е.Тур-сунов), а также музыковедами (А.И.Мухамбетова), в трудах которых накоплен опыт изучения носителей традиции. Опора на эти исследования позволила проанализировать поведенческий стереотип и наследие кюйши как представителя института салов и серэ.

Вышеперечисленные подходы сформировали собственно историко-биографическую часть исследования. Что же касается музыки великого кюйши, то при ее изучении для автора являлось руководящей аксиомой, что появление гениального композитора возможно только там, где сформирована высокоразвитая музыкальная традиция. Расцвет творчества Таттимбета является результатом не только его редкого дарования, но и достаточно зрелого музыкального стиля региона. Отсюда изучение жизни и творчества носителя традиционной культуры неотделимо от исследования локальных особенностей музыки его региона (инструментальной, песенной, эпической и т.д.)

Разнообразие стилей и направлений в традиционной музыкальной культуре народа связано с целым рядом причин. Формирование казахского этноса происходило в самом центре евразийского континента, что наложило отпечаток на особенности культурного развития ареала. Наша республика географически расположена на стыке двух крупнейших традиций восточной инструментальной музыки. Одна из них, распространившаяся в странах Средней Азии, регионах Северной Индии, включает и западно-казахстанскую домбровую школу токпе (А.И.Мухамбетова).

Другая, явственно сохранившая архаичные истоки, бытует на обширнейшей территории Южной Сибири, отрогах Алтая и до предгорий Средней Азии, в частности, у киргизов. В Казахстане этот стиль получил название шертпе, он распространен на северо-востоке, центре и на юге республики. Вполне понятно, исследование данных стилей у казахов предполагает изучение инструментальной музыки отмеченных регионов, что может быть достигнуто только совместными усилиями этному-зыковедов разных стран.

К сожалению, отечественное этномузыкознание было оторвано от музыки и музыкальной науки соседних тюрко-монгольских и ираноязычных народов, что послужило причиной сугубо локального подхода к изучению данной проблемы. В результате в казахстанском кюеве-дении на протяжении четырех десятков лет вплоть до 70-х гг. бытовало мнение о приоритете инструментальной музыки в Западном Казахстане и, наоборот, песенного искусства в Восточном, которые обусловили региональные различия двух домбровых школ. Ведь вокально-поэтическое искусство Арки больше соответствовало песенности в европейском понимании этого слова. Жанры западноказахстанских жыров и терме с их речитативностью, декламационностью и особой манерой исполнения для европейского слуха не являлись «песенными».

Наиболее изученной областью в казахстанском музыкознании является традиция кюев токпе (30—90 гг.). Она достаточно основательно рассмотрена в историко-типологическом аспекте (А.К.Жубанов, П.В.Аравин), с точки зрения музыкально-языковых средств (П.В.Ара-вин, Н.Ф.Тифтикиди, С.Зарухова), процессов формообразования (А.Алексеев, А.К.Жубанов, П.В.Аравин, Б.Аманов, Б.Б.Байкадамова, П.Шегебаев, А.Раимбергенов и др.), генезиса и эволюции (А.Мухам-бетова, Г.Омарова), семантики (С.Раимбергенова, Л.Халтаева) и широкого спектра вопросов, связанных с бытованием традиции (З.Жа-нузакова, А.И.Мухамбетова, С.Утегалиева, Б.Б.Байкадамова, П.Шегебаев, С.Раимбергенова и др.).

Менее же исследованными до настоящего времени оказались кюи-шертпе. Хотя отдельные наблюдения по этому стилю были и раньше (А.В.Затаевич, А.К.Жубанов, С.Зарухова, З.Жанузакова, Н.Ф.Тифтикиди), первые серьезные работы о шертпе-кюях появились только в 70-х гг. Одним из первых, обратившихся к изучению этого стиля, жизни и творчества его важнейших представителей, стал У.Бекенов — кюйши, писатель, этнограф, чьи труды и сейчас являются базовыми для исследования шертпе-кюев.

На сегодняшний день появились и специальные работы, посвященные типологии этого стиля (Е.Усенов, С.Калиев, Б.Казгулов), проблемам вариантности (С.Калиев, Д.Бекенов). Особое место занимает исследование С .Калиева, посвященное формам бытования кюев в виде а) наиболее устойчивых, стабильных форм, б) мобильных форм и в) инструментальных наигрышей.

В ходе изучения традиции мы также опирались на работы С.Ра-имбергеновой и Л.Халтаевои, чьи выводы, сделанные на основе анализа древних пластов инструментальной музыки (влияние космогонических представлений, связь с речью), могут быть применены и к шертпе-кюям.

МЕТОДОЛОГИЯ исследования предполагает комплексный синтетический характер, т.е. совмещения в нем исторического, музыкально-теоретического и культурологического подходов. Этот ракурс достаточно хорошо известен и апробирован в этномузыкознании. Он исходит из взгляда на фольклор и устную традиционную культуру как явление целостное, развивающееся в тесной взаимосвязи песенного, инструментального, поэтического и т.д. наследия (В.Гусев, И.В.Мациевский, А.К.Жу-банов, К.Жубанов, Б.Г.Ерзакович и др.).

Другой немаловажный фактор, значительно раздвигающий проблемы взаимодействия вокально-поэтического и инструментального жанров — это необычайное богатство и жанровое разнообразие собственно песенно-поэтического наследия Центрального и Восточного Казахстана. Народная песня, произведения профессионалов устной традиции — анши, акынов, музыкально-словесные формы жыров, терме и толгау, относящиеся к традиции жырау и жыршы — все это явилось богатейшей базой, на основе которой сформировался таттимбетовский кюй. Кроме того, синкретизм такого жанра как кюй предполагает его изучение в тесной связи с легендами (А.В.Затаевич, А.К.Жубанов, Б.Г.Ерзакович, П.В.Аравин, А.И.Мухамбетова, Г.Н.Омарова, А.Раимбергенов, С .Раимбергенова).

Основная цель работы и избранные методологические подходы определили и конкретные ЗАДАЧИ исследования, важнейшие из которых:

систематизация имеющихся материалов о жизни и творчестве кюйши;

исследование кюев Таттимбета

а) в тесной связи с легендами, сопровождающими их создание и ис
полнение;

б) в контексте влияния музыкально-поэтического наследия, в час
тности, обрядового фольклора, песен «Кара елен» и творчества анши-
профессионалов аркинской традиции;

— исследование типа творческой личности Таттимбета как носите
ля традиции кочевого общества.

Отмеченный круг вопросов и обусловил структуру работы, которая, помимо Введения, состоит из двух глав, Заключения, Примечаний, Списка литературы (всего 135 наименований), и Приложения, включающего в себя авторские нотные расшифровки и схему генеалогии Таттимбета на казахском и русском языках.