Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жанровые признаки инструментального концерта и их претворение в предклассический период Антонова, Елена Григорьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Антонова, Елена Григорьевна. Жанровые признаки инструментального концерта и их претворение в предклассический период : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Киев. гос. консерватория им. П. И. Чайковского.- Киев, 1989.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-2/1911-2

Введение к работе

Предметом исследования является жанр инструментального концерта и его историко-стилевая конкретизация в рамках определенного музыкального периода. В соответствии с этим, в работе предпринимается попытка определить наиболее важные признаки концертного жанра, которые сохраняются на всем протяжении его существования, и проследить за спецификой их претворения на одном из этапов его эволюции — в предклассический период.

Предлагаемый в диссертации метод исследования опирается На понятие «жанрово-коммуникативной ситуации» Е. На-зайкинского. Проведенный в работе анализ факторов, определяющих жанрово-коммуникативную ситуацию инструментального концерта, позволяет выявить те признаки концертного жанра, которые обусловлены особенностями свойственной ему коммуникативной ситуации и, следовательно, являются его инвариантными признаками. Выявленные инвариантные признаки образуют своего рода жанровый, канон инструментального концерта. Теоретически они равноправны, однако, каждый из них может в определенных исторических или стилевых условиях выступать на передний план.

Материалом исследования жанрово-коммуникативной си
туации инструментального концерта служат, прежде всего,
концертные произведения, принадлежащие к эпохе венского
классицизма. Причина подобного выбора кроется в стремле
нии представить наиболее совершенную картину жанра, до
стигшего в творчестве Моцарта и Бетховена одной из своих
высочайших вершин. Кроме того, венский классический кон
церт относится, по нашему мнению, к категории «чистых жан
ров» (И. Налетова), которые выделяются среди огромного
числа жанровых разновидностей стабильностью организации
целого и могут рассматриваться как тип модели жанра и код
определенной информации? ; """' " '

В качестве, объекта историко-стилевой конкретизации концертного жанра в диссертации избран 'предклассический пе-

риод музыкальной истории — период «перехода» от барочного типа концертных произведений к венскому классическому концерту. Материалом исследования здесь служат инструментальные концерты сыновей И. С. Баха — Филиппа Эммануэля и Иоганна Христиана, Яна Вацлава Стамица и Карла Ста-мица, И. И. Кванца, К. Диттерсдорфа, Л. Лео, П. Нардини, И. Шоберта, Г. X. Вагензейля, Й. Гайдна и его брата Михаэля. Введение концертных произведений предклассического периода в репертуар современных исполнителей является одной из целей диссертации.

Актуальность темы исследования обусловлена существенным возрастанием в наше время дефицита слушательского внимания к «серьезной» музыке. Одна из причин существующего дефицита — недостаток взаимопонимания между творцами музыки и ее слушателями. Жанр инструментального концерта, составляющий предмет настоящего исследования, является одним из наиболее «общительных» жанров академической музыки. Изучение коммуникативной ситуации, свойственной данному жанру, позволяет определить факторы, способствующие лучшему взаимопониманию между композиторами и слушателями и, следовательно, ближе подойти к проблеме выживания «серьезной» музыки в современном мире.

Актуальность исследования заключается также в рассмотрении жанрового канона как динамичного образования. Намеченная в работе дифференциация жанровых признаков инструментального концерта, опирающаяся на степень их стабильности, может служить фундаментом дальнейшего изучения концертного жанра, инструментом выявления важнейших тенденций современного периода его развития.

Научная новизна исследования заключается в подходе к
жанру с позиций коммуникации. Данный подход, обусловлен
ный самой природой инструментального концерта, позволяет
шире взглянуть на достаточно изученный жанр, охватить раз
личные стороны его существования, выявить закономерности
и механизмы его эволюции. Процесс коммуникации рассмат
ривается в диссертации на двух уровнях — внешнем и внут
реннем. Это позволяет, с одной стороны, проанализировать
общие для всех музыкальных жанров закономерности комму
никации, связанные с внешним уровнем общения — между
исполнителями и слушателями, а с другой стороны, выявить
черты, специфичные для жанра инструментального концерта,
имеющего второй уровень коммуникации — уровень общения
исполнителей между собой. " " - -

К числу важнейших научных результатов исследования относятся также выстраивание недостающего звена в цепи эволюции концертного жанра, создание вербальной модели предкласснческого концерта.

Практическое значение работы состоит в возможности использования ее материалов в курсе истории зарубежной музыки XVIII века и в курсе анализа музыкальных произведений, в частности1, в темах, связанных с изучением жанра, музыкального восприятия, фактуры, формирования классических норм и структур.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре теории музыки Киевской государственной консерватории. Основные положения работы изложены в публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и потного приложения. В первой главе анализируются различные факторы жанрово-коммуникативной ситуации инструментального концерта и на основе этого анализа выявляются инвариантные признаки данного жанра. Во второй главе прослеживается взаимодействие стабильных и мобильных параметров жанра концерта в предкласепчеекпй период. В заключении диссертации дается Краткий обзор основных тенденций развития концертного жанра в настоящее время.