Введение к работе
Актуальность исследования определяется прежде всего остротой проблем развития восточных музыкальных культур на современном этапе и необходимостью их разработки, а также недостаточной исследованностью этих процессов в современной науке. А в наши дни, с учетом' общей обстановки в стране, вопросы изучения формирования, развития и отличительных особенностей культуры народов России приобретают особое значение. Ввиду глубинности корней, самобытности и роли этнических связей якутов - одного из самых многочисленных тюркских народов Сибири, изучение национального музыкального фольклора, его стилевых и жанровых особенностей может способствовать, во-первых, расширению общих представлений об этносах страны, во-вторых, заполнению существующих еще "белых пятен" в истории ее музыкальной культуры и, в-третьих, расширению и углублению профессиональных рамок молодой музыкальной науки самой Якутии.
В системе жанров якутского фольклора особое место занимает песенная лирика, представляющая собой одно из самобытнейших явлений якутской песенности. Для выявления ее особенностей необходимо исследование напевов дэгэрэн ырыа - особого вида подвижного ритмичного пения, связанного с повседневным бытом, с песнями промысловых, свадебных, родильных обрядов, а также с мелодикой обрядового танца осуохай. Он определяется особой исполнительской манерой, спецификой музыкального языка и средств выразительности. А поскольку дэгэрэн ырыа содержат в себе рудименты исчезающих и даже безвозвратно утерянных фольклорных музыкальных произведений, изучение этих напевов важно не только с точки зрения функциональной обусловленности их повседневным бытом и якутскими обрядами, но также и для выяснения эволюции музыкального мышления и становления жанра современной массовой песни якутов. Комплек-
сное исследование и систематизация дэгэрэн ырыа представит интерес не только для исследователей - музыковедов и фольклористов, но и для тех, кто занимается общими вопросами истории развития культуры как Якутии, так и связанных с нею регионов.
Предлагаемая работа ограничена рамками классификации жанра песенной лирики, обозначенной впервые как дэгэрэн ырыа якутским композитором М.Н.Жирковым. Дэгэрэн ырыа включает в себя, кроме рассматриваемого в диссертации жанра песенной лирики, синкретичные в своей природе песни типа дэгэрэн в олонхо, музыкальные разделы сказок, чабыргахи (скороговорки), входящие в повествовательный контекст произведений устного народного творчества, а также напевы осуохая (кругового танца), связанные с движением. В перспективе все эти виды требуют самостоятельного исследования, так как, думается, в связи с текстовым содержанием и танцевальным движением систематизация их демонстрирует свои, только им присущие закономерности.
Изученность проблемы. Следует подчеркнуть, что дэгэрэн ырыа не стала пока предметом специального изучения. В музыковедческой литературе практически не разработана жанрово-тематическая ее классификация. В той или иной мере интересующие нас проблемы, в том числе терминологические вопросы и классификационный подход к этому типу пения, а также характеристика отдельных жанров песенной лирики затрагиваются в трудах этнографического, филологического, музыковедческого характера. Разносторонний материал о якутском музыкальном фольклоре и отдельные замечания о ритмике, ладе, форме, способе исполнения песенных стилей содержат работы Г.А.Григоряна, С.А.Кондратьева, Г.Г.Алексеевой, Н.Н.Николаевой. Их значение в накоплении и осмыслении музыковедческих знаний о национальной культуре народа саха бесспорно. Особый интерес представляют при этом труды М.Н.Жиркова и Э.Е.Алексеева, положившие основу в терминологической и класси-
фикационной области при изучении песенного фольклора в якутском этномузыковедении. Они разрабатывали проблему нотировок якутского мелоса, ввели нотографическое отображение микроальтерационных изменений звуковысот-ности в связи с нетемперированным характером мелодики народа саха. Э.Е.Алексеев фундаментально исследовал вопросы ладообразования, типологии видов и жанров, функционирования якутского фольклора.
Для разработки проблемы связи дэгэрэн ырыа с якутскими обрядами определенный интерес представляют этнографические труды А.Ф.Миддендорфа, В.Л.Серошев-ского. Кроме того имеется большое число нотировок песенной лирики, выполненных в течение века и принадлежащих А.В.Скрябину, Ф.Г.Корнилову, М.Н.Жиркову, Г.А.Григоряну, Э.Е.Алексееву, Н.Н.Николаевой. Этот материал использован в данном труде.
Цели и задачи работы. Поскольку при определении дальнейших путей развития культуры народа саха проблема сохранения и возрождения национального фольклора Якутии является одной из самых актуальных, то возникают вопросы исследования основных стилевых пластов народной музыки якутов. Этим обусловлена цель написания данной диссертации. Данная цель связана с назревшей в якутском музыкознании необходимостью комплексного осмысления дэгэрэн ырыа в плане классификации ладо-интонационной и метроритмической структуры, связи речевого и мелодического начал, содержания словесных текстов вокальных произведений. Кроме того комплексное осмысление песенной лирики народа саха требует рассмотрения взаимодействия напевов дэгэрэн ырыа с якутскими обрядами, а также выявления их региональной специфики, что крайне важно в исследовании песен данного типа.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
выявить жанровую специфику дэгэрэн ырыа;
показать признаки дэгэрэн ырыа как древнего типа пения, соотносимого со временем развития эпического' стиля дьиэрэтии ырыа;
определить функциональное назначение песенной лирики якутов;
установить связь песенной лирики народа саха с якутскими обрядами;
проанализировать песни данного типа с точки зрения их содержания, связи слова и музыки, особенностей лада, метроритма, интонационной сущности;
осмыслить особенности региональных диалектов дэгэрэн ырыа;
- показать, что формирование крупных локальных
типов пения связано, преимущественно с влиянием музы
кальных традиций этносов, тесно взаимодействовавших с
якутами.
Музыкальный материал. В источниковедческую базу включены нотные расшифровки архивных материалов Института гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия), записи фольклора Национальной вещательной корпорации Республики Саха (Якутия). Основными источниками для исследования служили изданные сборники якутских народных песен: Ф.Г.Корнилова "Саха бастакы ырыалара" (Якутск, 1969), А.В.Скрябина "Саха ырыалырын ноталара" (М., 1927), С.А.Кондратьева "Якутская народная песня" (М., 1963), "Саха народнай ырыалара" (Якутск, 1975), Э.Е.Алексеева и Н.Н.Николаевой "Образцы якутского песенного фольклора" (Якутск, 1982) и "Туллук-туллук дооттор" (Якутск, 1968). В целом, совокупность как опубликованных, так и неопубликованных материалов обеспечила- исследовательскую базу для решения поставленных задач.
Научная новизна. Настоящая работа представляет собой первую попытку комплексного исследования дэгэрэн ырыа. Цели и задачи диссертации определили и научную новизну темы. Впервые автором разрабатываются принци-
пы выявления разнообразных групп напевов дэгэрэн ырыа как в функциональном, историческом, жанровом срезе, так и в стилистическом, диалектном контексте. Впервые в якутском музыкознании предпринято целенаправленное изучение связи дэгэрэн ырыа с якутскими обрядами, на основе чего ведется поиск функциональной обусловленности песенной лирики обрядовыми комплексами. Новым является также сравнение и классификация фольклора якутов по региональным типам пения, установления четырех локальных традиций исполнения песенной лирики якутов - центральной (приленской)*, вилюйской, олекмин-ской и северной (с учетом связи с музыкой эвенков и эвенов).
Впервые вводится в науку расшифрованный автором музыкальный материал (см. приложение). Он представляет собой нотировки песен Верхоянского и центральных улусов, причем в их полном объеме. Записи делались в 1987 году в Северной Якутии (Верхоянский улус), музыка которой до этого времени почти не фиксировалась. Впервые осуществлено и картографирование региональных типов музыкального фольклора народа саха. Следует подчеркнуть, что разностороннее исследование дэгэрэн ырыа тоже предпринимается впервые.
Методологическая база и источники исследования.
Методологической основой исследования послужили разра
ботанные в отечественной науке теоретические положения
по изучению песенного фольклора. В частности, учиты
вался комплексный подход (К.В.Квитка, И.И.Земцовский,
Э.Е.Алексеев) к изучению феномена дэгэрэн ырыа и
сравнительно-сопоставительный метод (В.Я.Пропп,
Б.Н.Путилов, Б.Барток) в исследовании локальных особенностей песенной лирики, позволивший обнаружить специфику манеры исполнения дэгэрэн ырыа и определить общие черты. Данный метод позволил также выявить связи напевов дэгэрэн ырыа с мелодикой песен, сопровождавших якутские обряды.
Важной методологической предпосылкой для освещения темы явился междисциплинарный подход на стыке этнографии, истории, филологии и музыковедения. Принципиальное значение в работе приобрели концепции развития раннефольклорного ладоинтонационного мышления, функционирования фольклора, разработанные Э.Е.Алексеевым.
При разработке и определении жанровой специфики
этого материала автор основывался на достижениях науки
в области изучения природы жанра: на трудах Б.Н.Пути
лова, И.И.Земцовского, Е.М.Мелетинского, С.Ю.Неклюдо
ва, овик. И хотя основное содержание
научно-исследовательских работ по вопросам музыкальной
культуры не связано непосредственно с проблематикой
изучаемой темы, их значение в накоплении и осмыслении
обширных музыковедческих знаний о песенной культуре
народа саха является бесспорным.
Практическая значимость диссертации. Результаты исследования будут использованы при сравнительно-сопоставительном изучении музыкальных культур различных этносов, в частности, в связи с вопросом, касающимся микроальтерационных изменений и показательных для этого систем. Данная работа может также служить теоретической основой, источником фактов и материалов для разработки курсов народного творчества саха и истории музыкальной культуры Якутии для музыкальных училищ и гуманитарных высших учебных заведений.
Сами образцы песен могут быть использованы для дальнейших научных исследований, в том числе не только с фольклорных, но и с сугубо музыковедческих позиций. Практическая значимость диссертации заключается также в возможности включения ее материалов в подготавлива-' емые СО РАН, Академией наук Республики Саха (Якутия) и Новосибирской государственной консерваторией имени М.И.Глинки капитальные многотомные работы и сборники статей, посвященные музыкальной культуре народов Сибири, как их историческому прошлому, так и настоящему.
Апробация работы. Диссертация, обсуждалась на заседаниях отдела олонхо в Институте гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия) и кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории имени М.И.Глинки. Основные положения опубликованы в виде статей и тезисов, а в качестве докладов прочитаны на республиканской конференции "Фольклор народов Севера" (1992г.), республиканской конференции молодых ученых (1992г.), республиканской конференции, посвященной 100-летию со дня рождения П.А.Ойунского (1993г.), международной конференции "Языки, культура и будущее народов Арктики" (1993г.), международной конференции "Через толерантность к взаимопониманию и миру" (1994г.), III международной конференции по эпосу памяти А.Б.Лорда (1994г.).
Полученные сведения были использованы -при составлении учебных курсов "Якутской музыкальной литературы" для учащихся музыкального училища имени М.Н.Жиркова, а также при разработке программы по курсу "Музыкальная культура народов Якутии" в Высшей школе музыки (Якутск).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, списка литературы и приложения (карта, примечание и нотные расшифровки).