Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие формообразующих принципов фуги и сонаты в камерно-инструментальной музыке Бетховена (к проблеме полифонической сонатности) Шинкарева, Майя Изъяолавовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шинкарева, Майя Изъяолавовна. Взаимодействие формообразующих принципов фуги и сонаты в камерно-инструментальной музыке Бетховена (к проблеме полифонической сонатности) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 1992.- 20 с.: ил.

Введение к работе

,п .Актуалъноотъ исследования. Эволюция музыкального формообразования и поїти неизбежный спутник этого процеооа - взаимопроникновение принципов откристаллизовавшихся музыкальных форм, приводящее к образованию новях их типов, предотавляет важную научную проблему. Недостаточность знаний об отдельных этапах готории музыкального формообразования осложняет оценку многих явлений современного композиторского пиоьма о точки зрения преемственных связей и новаторства.

Большой интерес, в овязи о этим представляет вопрос о о ЛИЯ-НИЛ сонатной формы и.фуги. История изобилует фактами, подтверждающими давнее и постоянное взаимодействие между данными форма-ют, но его значение', причины и результаты еще не подвергались специальному исследованию. Между, тем распространение в музыке XX столетия синтетических форм, основанных на взаимодействии принципов гомофонного и полифонического формообразования, делает необходимым изучение этих процессов в различных теоретических и исторических аспектах.

В музыковедческой литературе содержится обоснованная информация о влиянии методов композиции позднего Бетховена на современную композиторокуп практику. Извеотно также, что творчеокиэ вокания Бетховена представляют ообой значительный шаг в развития фуги и сонатной формы на пути их взаимооближения и взаимо-обогащония. Шесте с там, именно эта сторона творческого процесса композитора не стала еще объектом пристального изучения. Уяснение роли п динамики становления сонатно-фугированного оик-теза в музыке позднего Бетховена позволяет углубить теоретические предатавяения о, специфике фуги и оонатной формы л позднем творчестве композитора, а также рэпить ряд задач, связанных о уточнением эстетических и композиционных особенностей метода полифонической оонатности, его базисных критериев.. Наряду о этим обращение к музыке Бетховена позволяет вскрыть некоторые общие закономерности музнкально-иоторического прсцеоса, выявить преемственность и поступательность в развитии музыкального формообразования.

Поль и задачи работы. В диооертации поставлена цель -иооледовать', те процеосы в развитии форл фуги и оонаты в музы-

ке Бетховена, которые привели к образованию новой композиционно-логической нормы, называемой полифонической оонатноотьго; одновременно показать значение этого метода для композиторокой практики пооледующях периодов музыкальной иотории. Иооледованиі про^водитоя на материале камерно-инотрументальных оочинений Бетховена. В диссертации используются такяе отдельные примера из щзыкальной литературы второй половины ХІХ-ХХ веков.

Для достижения указанной цели поставлены оледующие задачи: т

  1. Иссгчювать проблему полифонической сонатности в кон-текоте музыки позднего периода творчеотва Бетховена: а) полифоническая сонатность как принцип фуги; б) полифоническая оонат-нооть как принцип сонатной формы.

  2. Рассмотреть понятие полифоничеокой оонатнооти как исторической, эстетичеокой и композиционно-логической категории.

  3. Показать активную роль метода полифонической оонатнооти в музыкальном формообразовании ХІХ-ХХ отолетий.

Научная новизна и практическая значимость исследования. В работе представлена концепция существования целого звена в ров-витии музыкального формообразования, которое включает в оебя HcBirf! уровень.взаимодействия гомофонии п полифонии, и овязано о творчеолшм позднего Бетховена. На материале каморно-инотру-ментальной музыки композитора проведено исследование механизма формирования полифоничеокой сонатнотн. Предпринята попытка обоснования теоретических п зстетичеокнх критериев полифоничеокой оонатнооти. '

Использование метода целостного анализа дало возможность получить более углубленные знания об особенностях трактовки фуги и'сонатной формы в музыке Бетховена. На оонове анализа структурно-функциональных изменений, произошедших внутри 8ТИХ форм, вскрывается их композиционно-выразительный потенциал. Аналогии в музыке второй половины ХГХ-ХХ века раоширяют представления о полифоничеокой оонатнооти и позволяют подчеркнуть актуальность бетховенокого метода для современного зтапа развития музыкальной формы.

Результаты исследования могут иметь значение для дальнейшей разработки проблемы эволюции музыкального формообразования, а также использоваться в учебных курсах анализа музы-

кальних произведений и полифонии в музыкальных вузах и учили-' сах.

Апообапия работа. Результата исследования неоднократно об-оужпаляоь на кафедре полифонии н анализа ГИГОЇ имени Гноенных, кафедре теорпн я истории музыки ШЖ, натли отражение в курсах онзлпза музыкальных произведений и полифонии в МП1К (1989 --1991 гг.), вошли в лекционный курс факультатива по истории полифонии ШШ (І99П-І99І гг.).

Метод исследования. Попользованный п диссертации метод опирается па теоретические принципы и понятия, сформулированные в отечественном музыкознании. Назовем прежде воего робота Б.Асафьева, С.Скребкова, Л.Мазеля, В.Протопопова, А.Клпмовкц-кого, В.Задерацного, в которых исследуется развитие художественных'п композиционных принципов музыкальных стилей, жанров, форм, з том числе в творческом процессе Бетховена.

Наука о музыкальной форма всегда опиралась на творчестзо
Бетховена. С поняцьп йзтховбпекпх "эталонов" форма обеснош-
валиоь теоретические обобцоняя различных масштабов. Раскрытие
бетхозонского метода полпфрнпчеойпЗ сонатноотя через соотнесе
ние особенностей его эстетики, виранонноЯ в самих художествен
ных концепциях и высказываниях последователей творческого про-^<
цесоа вияіозитора, трактовки форм фуга, сонатной форма, оонат-
ного цикла, о также через выявление аналогий в творчестве
крупнойпах композиторов второй половины ПХ-ХХ отолетия обус
ловило метод исследования, опирающийся на единство иоторичео-
кого, эстетического и теоретшео-аналитичвокого ракурсов под
хода к изучаемому явлении. '

Обьеч я стпукргрэ работы. Диооертапяя состоит из введения, четырех глав и заключения. Текс?-диссертации изложен на /<РУ газиноппонах страницах, 'иллюстрирован схемами /' 13 / и нотными примерами / 51 /. Указатель литературы содержит 188 наименований (170 отечественных и 18 зарубежных). В приложении I даны пргогечанпя к тексту, в приложении П - нотные примеры.