Введение к работе
Актуальность темы диссертации. Необходимость создания всеобъемлющей картины музыкального авангарда начала XX века в полной мере осознана отечественным музыкознанием и не трсбуег доказательств. Вопросы переоценки ценностей и осмысления культурно-исторических процессов на пороге нового тысячелетия становятся все более актуальными. Благодаря работам Т.Левой, М.Лобановой, Ю.Холоіюва, Е.Польдяевой, В.Чинаева художествеїпіое поле русского авангарда чрезвычайно интенсивно заполняется новыми именами и явлениями, каждое из которых представляет определенную тенденцию в искусстве. Однако, панорамный взгляд не дает возможности и не ставит своей целью проникновение в сущность и проблематику творчества каждой конкретной художественной индивидуальности. Вместе с тем, творчество многих представителей русского музыкального авангарда нуждается в более глубоком научном осмыслении. К их числу принадлежит Н.А.Рославец (1880/1881 - 1944) , вписавший собственную, оригинальную «страницу» в историю не только отечественной, по и западноевропейской музыки.
Творческий мир Н. Рославца - яркое и самобытное явление в русской музыкальной культуре начала века, его музыка обладает особой силой воздействия, поражает своей многоликостыо и новизной. Не случайно современники оценивают его как "самого радикального из всех наших новаторов" (В.Каратыгин), "величину крупную и самобытную" (Н.Мясковский), композитора, смело наметившего "...проблему конструктивизма, занимакяцую нашу современность"(Б.Асафьев). Вместе с тем, будучи примером радикального новаторства, творчество Н.Рославца демонстрирует синтез авангардных тенденций с наиболее ценным из наследия прошлых эпох, свидетельствует о способности композитора, переплавляя многочисленные влияния, создавать собственную оригинальную и неповторимую художественную реальность.
Изучение творчества Н.Рославца в связи с магистральными тенденциями его эпохи позволяет оценить явление в исторической перспективе развития
русского авангарда и отечественной музыки в целом, соотнести его с важнейшими направлениями в искусстве XX века.
Вместе с тем, все новаторство Н.Рославца не ограничивается его значением в культуре начала века. Музыка композитора воспринимается современной и сейчас, поскольку заключает в себе множество прозрений в будущее - в творчество современных композиторов - А.Шшггке, С.Губайдулипой, А.Тертсряпа, Н.Карстникова. Историческая перспектива, разверігутая не только в прошлое, но и в будущее, позволяет, зная творчество Н.Рославца, объяснить многие явления дня сегодняшнего. С этой точки зрения, нынешний уровень освоения русскими композиторами мировых достижений композиторской техники объясним не только западноевропейскими влияниями. Продуктивность взаимосвязи отечественной культуры с западноевропейскими творческими исканиями и теоретическое осмысление новых явлений обусловлена, прежде всего, экспериментами отечественного авангарда начала XX века.
Тем более несправедливо то, что творчество Н.Рославца как представителя отечествеїшого авангарда на сегодняшний день не имеет глубокого и многостороннего исследования. В работах Т.Левой, Ю.Холопова, М.Лобановой, В.Чинаева, Е.Польдяевой освещеїш в основном эстетические аспекты становления отечественного авангарда. В материалах М.Лобановой, Ю.Холопова, М.Белодубровского, специально посвященных творчеству Н.Рославца, затрагивается лишь какой-либо один аспект, либо определенная жанровая сфера.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью вос
создать целостный творческий портрет композитора в его мпогогршшости и
многоаснектности, соединяющий культурологический, историко-
музыковедческий и аналитический подход. Важно увидеть и осознать фигуру композитора в центре сплетения тенденций времени, в параллелях и аналогиях с представителями других видов искусств этой эпохи.
Материалом исследования явилось творчество Н.Рославца 10-20х гг. в камерно-инструментальных и вокальных жанрах, наиболее ярко демонстрирующих стилевые доминанты композитора, процесс становления композитор-
ской техники. Хронологическое ограничение связало с трагическим обстоятельством биографии композитора — письмом-отречением 1929 года, разделяющим творчество на два периода: "экспериментальный" (1912 - 1929) и, по определению М.Лобановой, " период языкового компромисса" (после 1929 года).
Основная цель данного исследования состоит в попытке комплексного изучения творчества Н.Рославца, осмыслении его композиторского феномена в контексте философско-эстетических тенденций начала XX века, определении его роли в перспективе развития отечественной музыки.
Исходя из данной цели, возникает необходимость постановки следующих задач:
изучить эстетические и творческие позиции Н.Рославца в контексте ведущих идей его времени;
выявить основные положения композиторской эстетики во взаимосвязи с типологическими чертами эстетики симполгома и авангарда;
проанализировать творчество экспериментального периода в аспекте становления стиля и композиторской техники;
соотнести технику композиции с ведущими композиторскими системами XX века и теоретическими идеями его времени;
исследовать генезис звуковысотной системы композитора и определить перспективу ее развития в музыке XX века;
обозначить роль и место Н.Рославца в культуре русского музыкального авангарда и отечествешгой музыке в целом.
Методологическая база и теоретические предпосылки исследования. В целях наиболее полного решения поставленных задач, мы предприняли попытку сочетать в изучении феномена композитора пришцшы и методы исследования, сформировавшиеся на современном этапе развития исторического и теоретического музыкознания, философии, эстетики, а также теории и истории культуры. Это обусловило обращение к трудам исследователей самых разных областей науки и искусствознания: истории философии и науки - работы
В.Соловьева, Н.Бердяева, В.Вернадского, К.Циолковского, А.Эйнштейна, П.Флоренского, А.Лосева; истории культуры XX века - рабогы А.Белого, Д.Сарабьянова, В.Жирмунского, А.Накова, Е.Ковтун, Н.Мислер, А.Парнис, Ы.Харджиева, С.Гиндина.
Исторшсо-теоретический ракурс музыковедческого анализа выстроен в соответствии с позициями ведущих исследований вобласти музыкознания -трудов Б.Асафьева, Л.Сабанеева, В.Каратыгина, Э.Курта, Т.Левой, Е.Назайкинского, В.Медушсвского, Л.Мазеля, Ю.Холопова, В.Цуккермаиа, Ю.Кона, Б.Яворского.
Особую область источников представляют эстетические манифесты начала XX века - в их числе тексты К.Малевича, М.Матюшииа, И.Вышнсградского, Вае.Кандннского, В.Хлебникова, А.Лурьс и др., литература и живопись того времени.
Научная новизна исследования заключается во внедрении композиторского наследия ІІ.Рославца в научно-культурное пространство современности, использовании проективно-футурологической функции новаций композитора для анализа явлений музыкальной культуры XX века, сосдипеїши широкого культурологического и исторического подхода в анализе творчества композитора.
Практическая значимость диссертации состоит в вовлечении в иоле зрения музыковедов, исполнителей неизвестных до сих пор музьисальпых произведений, в углублении знаний и представлений о духовно-художественном контексте развития русской музыки применительно к творчеству Н.Рославца. Аналитический, фактологический материал и выводы исследования могут быть иснользоваш.і в лекционных курсах истории отечественной музыки, теории и истории гармошш, а также истории культуры и искусств в музыкальных и художественных вузах.
Апробация работы. Диссертация создавалась па кафедре истории музыки Уральской государствешюй консерватории им.М.П.Мусоргского. После завершения была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры
УІТС (октябрь 2000 г.) Проведенное исследование послужило основой для выступления на научно-практической конференции "Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности" ( (Екатеринбург, 1999), публикаций в сборннках "Актуальные проблемы современного музыкознания глазами молодых музыковедов" ( Екатеринбург, 2000 ) и " Российская культура глазами молодых ученых" (Санкт-Петербург, 2000 ) , издания статьи "Творчество Н.Рославца в контексте художествешюй культуры начала XX века" (Екатеринбург, 2000).
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, содержит список использованной литературы (222 наименования) и Нотное приложение.