Введение к работе
Актуальность иесламаамия. Творчество одного и« величайших музыкальных гениев А.Н.Скрябина - поистине наисчврпааиая т«ма для научных трудов самой различной ориентации и проблематики. Больаго часть скрябиниаиы составляет исследования музыкального языка композитора (прежде всего - гармонии Скрябина). Наиболее фундаментальны здесь книги В. П. Дерновой. С. Э. Паачинского, Ля. ~Бейкера. наиболее соареиемни - труды Н.С.Гуляницкой. Ю. Н Холо-пова я да. Перла. Несколько меньший объем занимает труды, посея-мшкые анализу фйяософско-эстетической доктрины композитора (среди которых выделим работы И. И. Лапшина и Т.Н.Левой). К ним примыкает музыкально-исторические исследования, где феномен Скрябина рассматривается а контексте современной ему культурной жизни и всемирной муамкальмой истории (здесь наиболее интересны труды В.Г.Каратыгина и В.Л.Яворского). Примеры синтеза названных подходов можно обнаружить в работах, лосвяпенных анализу отдельных произведений Скрябина (наиболее убедительны здесь труды Г.й.Банникова я Л. Л. Сабанеева) и, конечно, а монографиях о композиторе. Несмотря на значительное число трудов втого жанра, еипасяня посла смерти Скрябина у нас и за рубежом (наи*->л« крупные среди них - монографии 0.0.Дальсона. .D. D. Рубцовой. .Бзуарса И И.Калькеля), больное количество собранной в ник информации все же не раскрыло тот неуловимий смысл феномена Скрябина, который! по слонам S. ф. Олецара,.позволил бы Гпосткг-нуть- творчество Скрябина разом, как бы одним ударом, раскрыть его мгновенно". Намного более интересны в атом плат монографии, написанные и опубликованные до революции или в первые годы поело нее. Работы А. П. Коптяеаа.' Л. Л. Сабанеева, Б. Ф. Шлецера выигрывает здесь на только потону, что их авторам посчастливилось лично знать Скрябина, но и в силу тог», что в них была сделана попытка '. іссоздания скрябинского нира - по словам Сабанеева! "исступленного, лучезарного, отличного от всех других миров".
Думается, что противоречия и нерешенные проблеиы скрябиниаиы обусловлены, в первую очередь, отсутствием такого синтетического- подхода. Рочь не идет о недостаточной глубине трудов современных музыковедов! напротна - мы часто сталкиваемся с явлением, когда отдельные элементы художественного мира композитора станов їлись отправной точкой глобальных исследований, в которых собственно "скрябинские" вопросы занимали место частных проблем (как. например, а работах И.Л.Ванечкиной и Б.Н.Галеева). Ко на
наш взгляд, углубление скрябинской темы долаио и* "уводить" от Скрябина, а, напротив, "приводить* к йену. Ножно ие доказывать, что скрябмнск 'і Универсум ие описывается только музыкальными (или даже светомузыкальными) характеристиками! в нам, как и любой другой Вселенной, содержится все богатство известных человечеству способов познания и описания Реальности (включавшее как эстетические, так и естественнонаучные подходы к ней). Но не следует забывать, что все »ти картины мира находятся не "параллельных пространствах*, а составляют часть скрябинской Вселенной, располагаясь внутри нее.
Основная проблема исследования: каково онтологическое и гносеологическое содержание музыкальной Реальности Скрябина, каковы основные принципы ее строения, позволяющие объединить в ней все богатство человеческого опыта и назвать ее Творческой Вселенной? Конкретизируя пути ревения данной задачи, выделим ряд субпроблем.
Оі.гологичесиий аспект скрябинской Вселенной требует изучения феномена мнотичсского опыта Скрябина! а связи с »тим следует рассмотреть соотношение .рационального И иррационального в творчес їм методе Скрябина. опродадяешм принципы развития и внешний облик создаваемого им -мира. Отсюда <аытекве*г лроблі а взаимодействия Сознания, 4>узыкн-я Материи - "первичной, триады* Вселенной Скрябина,- л такав способа взаимной тр&нсиу-тадии >тих феноменов:' т.е., по Скрябину, механизма "отпячатлв-ния Лука на Натерии". Решение «того вопроса позволяет исследовать закономерности строения звуковой материи как своеобразной 'проекции мироздания* (или. по Скрябину, наоборот - "излучавшей* из себя материальный >мнр).
Материалом исследовании спуант «есь а*ом творчества Скрябина, хотя основное внимание направлено .на "чіувежаяміос средоточие" скрябинской тайны - лозднив опусы, на інот -мм. по Л.Л.'Са-'банееву, <<уже легла... как бы громадная тень иди, может быть, 'сияние* от "Предварительного дейстамя">> - одной на самых волну стих загадок а истории культуш. Значительное место занимает также анализ всего литературного наследия Скрябина (включая как опубликованные » "Русских пропилеях* философские Записи, так и неопубликованные рукописи из фондов ГННС и ГЦИНК им. Глинки).
Необычайная сложность предмета (мы имеем дало с миром композитора-мистика, характеризуя который, по Б. Ф. Шлецеру. примчится *в понятиях охватить то, что по существу враждебно всякому
понятно") ставит проблему поиска методологии его анализа, кото-рал не противоречила Он онтологическим основам скрябинсхо. Вселенной. Мы избрали принцип дедукции, сходнмй с творческим процессом самого Скрябина, ^расшифровывавшего" а своих творениях целостный единовременный акт иистичвского озарения. И полном объеме диссертации, и а решении отдельных проблем, мы последовательно проходим по трем уровням знания:
-
символико-нетафорическое - находящееся на уровне целого, обобозвоео и формулируете смыслы;
-
научное - расщепленное на ряд отраслей, где ети смысл . утрачивая еаов универсальность, приобретает форму теорий, "работавших" лтеъ а определенном плане знання!
-
практическое - воплощавшее найденные закономерности в какой-либо материал (а навей случае - музыкальны!*', но мы намечаем принципы бытия етик же законов и а других онтологических реальностях).
Такмм образом, ми пытаемся выстроить комплекс сложного знания, еклочеввзго и гуманитарии*, и естественнонаучные "срезы" Реальности. Привлекая аппарат фнэикн. биологин, психологии, математики, мы используем и те отрасли знания, кот ша сформировались как междисциплинарные. Среди них выделим универсальную сккергетпческуа парадигму и законы информационного мира - изучаемой сейчас "третьей реальности" бытня..
Такое "еоамеегемие* разных типов знания делает актуальной проблему терминологического аппарата. Обилие новых, непривычных идя яузмкогианйл Термине» аз области других наук заставляет искать пути их eeetteseennn. Предложенная в работе иерархическая структура скрябинской Вселенной позполяет трактовать и различнее плски змаикя, И сопутствусанй им терминологический аппарат кея елемента сам оА системы. Поэтому тернини разичго'рода сов-меезатсп не "по герязептали", а "по вертикали", отражая транс-фврнеаии единой дуясамой субстанции ("инварианта" Вселенной Скрябина) на рэзпкх нерэркнчоскна уровнях бытия.
Научная новизна исследования состоит, на мая взгляд, п тон, что а ней впервые сделана попытка объединить в единую систему Оилоссфеяуга концепция музыканта-млстиха и венозные принципы организации звуковой материн а его поздних сочинениях. Нозым для сі іяЗнииаия геяяэтея такке мзучоние и систематизация мистического опыта neM..J3HTope. Это позполяет "расшнврооать" многие, АО спя пер казз^доесл загадочными, высказывания аатора "Проме-
тая", а такає построит» графическую модель скрябинской Вселенной, раскрыв реальное содержание таких (до последнего времени метаеорических) понятий, как "кристалличность*.-"сферичность", . которые используются авторами многих работ о Скрябина. Новым для музыкознания является также метод исследования, благодаря которому появляется возможность авести ношу науку в круг исследований природы и человека.
Основная гипотеза диссертации) в процессе творчества Скрябин открыл для себя те глубинные законы бытия материального и духовного мира, которыг являются тайной и для современной науки: поэтому а поздних сочинениях композитора отражены 'скрытые измерения" бытия и сознания, присутствие которых позволяет трактовать миры музыкальных произведений как онтологически новую Реальность 7 Вселенную, находящуюся в ином план* бытия, но не менее достоверную, чем «изический мир.
Структура исследования обусловлена основным методологическим прин. шом движения "от общего к частному". Им последовательно рассматриваем раэлич іе уровни скрябинского Универсума как в статическом, так и в динамическом их аспектах. При втом, если статический аспект подразумевает постоянно* присутствие обобщающей модели (дедукция), то динамический аспект основан на движении ет более низких уровней иерархии к боле* високий (индукция) . Мы, таким образом, -как бы имитируем в структуре работы процесс художественного становления: все идет по пинии утонченной дифференциации. В первой глава вневременной и онепростран-ственный Образ - неосознаваемая -"еиергвтичеекая основа* Вселенной Скрябина - рассматривается эатвм а рваных подпространствах человеческого самоосозиания: от наиболее "материальных" (естественнонаучные сферы) до наї"олее "духовных" (включая и малоисследованную область измененных состояний сознания, или мистического опыта). Во второй главе лоследовательн сменяются стадии появления "звукового ощущения" образа, его стг ктурной кристаллизации, оформления в звучащую материю и выхода в высшие духовные сферы бытия (среди которых восприятие слушателя составляет лишь один из этапов). Вступление и Заключение образуют "арку" от внешнего до внутреннего содержания скрябинской тайны. Работа включает в себя Библиографию (384 наименования). Примечания, рисунки и нотные примеры..