Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческая личность А.А. Касьянова в биографическом и источниковедческом аспектах Колесников Валерий Серафимович

Творческая личность А.А. Касьянова в биографическом и источниковедческом аспектах
<
Творческая личность А.А. Касьянова в биографическом и источниковедческом аспектах Творческая личность А.А. Касьянова в биографическом и источниковедческом аспектах Творческая личность А.А. Касьянова в биографическом и источниковедческом аспектах Творческая личность А.А. Касьянова в биографическом и источниковедческом аспектах Творческая личность А.А. Касьянова в биографическом и источниковедческом аспектах
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колесников Валерий Серафимович. Творческая личность А.А. Касьянова в биографическом и источниковедческом аспектах : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Колесников Валерий Серафимович; [Место защиты: Нижегор. гос. консерватория им. М. И. Глинки].- Нижний Новгород, 2008.- 352 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-17/8

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ I
Глава РОД И СЕМЬЯ КАСЬЯНОВЫХ П
Глава ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.АКАСЬЯНОВА В ЗЕРКАЛЕ ПЕРЕПИСКИ, ВОСПОМИНАНИЙ ХУДОЖНИКА Детские и юные годы Молодость и семейные отношения Природа и путевые впечатления Творческие контакты и становление композитора Мировоззрение, характер, эстетические взгляды Деятельность Касьянова в Нижнем Новгороде Касьянов и советская действительность. Credo художника Ш
Глава НЕИЗДАННЫЕ ФОРТЕПИАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ ААКАСЬЯНОВА И НОВЫХ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ. CREDO
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе

В истории русской музыки первой половины XX века, блиставшей именами И.Стравинского, Прокофьева, Д.Шостаковича, свой особый след оставил композитор-нижегородец А.Касьянов. Значительно его наследие, включающее шесть опер (в том числе «Степан Разин», «Фома Гордеев», «Ермак»), музыку более чем к двумстам драматическим спектаклям, многочисленные романсы, хоры, три Трио для скрипки, виолончели и фортепиано, произведения для фортепиано (7 сонат, 24 прелюдии, Баллада, Скерцо, Сюита, а также программная сюита «Гамсуниана» и др.). Многое из созданного Касьяновым довольно широко исполнялось ещё при жизни композитора прежде всего, в его родном Нижнем Новгороде (особенно часто хоры и романсы, а в последние годы и фортепианные произведения), а также в других городах страны. Например, «Ермак» ставился в Новосибирске в 1957 г. (во время гастролей в Москве в 1960 г. театр показывал оперу на сцене Большого театра) и Горьком в 1961 г., «Степан Разин» в Горьком (все три редакции- 1939, 1953, 1977 г.г.), также опера была принята к постановке в Большом театре (1950 г.). «Фома Гордеев» шел в Горьком (две редакции -1946,1966 г.г.), в Москве (на сцене Кремлевского театра 1967 г.), кроме того, Ансамбль ВТО исполнил эту оперу более 20 раз. На Всесоюзном радио в сокращенном виде были сделаны фондовые записи опер. Неоднократно переиздавались романсы, фортепианные произведения. Последние входили в репертуар видных российских мастеров ДЛаперно, Д.Слесарева, а также преподавателей Горьковской консерватории В.Алексеева, Н.Балыкова, Г.Благовидовой, В.Колесникова, Б.Маранц, М.Прудовской, В.Старынина и др. Признание заслуг Касьянова государством выразилось в присуждении ему Глинкинской премии, почетного звания народного артиста СССР, награждении орденами Ленина, Октябрьской революции и Трудового Красного знамени. Стал Касьянов и почетным гражданином Нижнего Новгорода.

сийского государственного военного архива (РГВА), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Российского государственного исторического архива (РГИА), Центрального архива министерства обороны РФ (ЦИАМ), Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки (ГЦММК), Государственного архива Орловской области (ГАОО), Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО), архива Балакиревского общества г. Нижнего Новгорода. Изучение личности Касьянова находится в русле современных тенденций исторической науки: «В последней четверти XX века пространство применения биографического метода существенно расширилось и изменило свою конфигурацию: возросло число индивидуальных жизнеописаний людей, которых никак не назовешь выдающимися историческими деятелями. В большой мере это объясняется общим изменением отношения к человеческой индивидуальности и тенденцией к персонализации предмета истории»1. В связи с этой новой направленностью исторической науки важное место отводится изучению родословной «персоны». Теперь биографы привлекают «из всего набора специальных исторических дисциплин в первую очередь генеалогию»2. Воссоздание правдивой картины жизни композитора, изучение формирования и развития его внутреннего мира является одновременно и целью исследования, и одним из средств познания исторического социума, в котором он жил и творил. Для раскрытия «персональной истории» Касьянова наука допускает использование различных документов, представляющих собой «материалы, содержащие как прямые высказывания личного характера (письма, дневники, мемуары, автобиографии), так и косвенные свидетельства, фиксирующие взгляд со стороны или так называемую объективную информацию» Найденные архивные материалы (всего разыскано и изучено Репина Л.П. Личность и общество, или история в биографиях (вместо предисловия) История через личность: историческая биография сегодня. Под редакцией Л.П.Репнной М.: Кругь, 2005. 7. Шумков АЛ. Биографика и генеалогия: вопрос соотношения Источниковедческие и методологические проблемы биографических исследований. Ред.- сост. Г.В.Калашников, А.И.Раздорский, Д.Н.Шшгав СПб.: Изд. СПб университет, 2002. 62. Генеалогическое древо рода Касьяновых, выполненное диссертантом, представлено в конце первой главы «Род и семья Касьяновых». 3 Репина Л.П.... Там же. 10.

Облик удачливого советского композитора рисовался в весьма обширной литературе, посвященной Касьянову. Прежде всего в монографических работах И.В.Елисеева «А-А.Касьянов»1, «Александр Касьянов. Издание второе, дополненное»2, а также Н.П.Угрюмова «Александр Касьянов. Очерк жизненного и творческого пути композитора»3. Многочисленные публикации в местной и центральной прессе (в том числе в журналах «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Советский союз», «Огонек») освещали премьеры, состоявшиеся спектакли и концерты. Горьковским телевидением были выпущен фильм «Жизнь моя музыка» (1975 г.), Центральным телевидением «Композитор Александр Касьянов» (творческое объединение «Экран», 1977). В 1976 году вышел подготовленный на Центральном телевидении фильм «Романсы Балакирева» с участием Касьянова (композитор рассказывал о М.А.Балакиреве и его романсах). Обширный свод новых фактических материалов из личных архивов А.А.Касьянова4, Б.Л.Жилинского5, В.Ф.Кухарского, И.В.Елисеева, В.Г.Блиновой, А.А.Нестерова, В.СКолесникова представил сборник «Александр Александрович Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания»6. Однако, после выхода в свет этой книги изыскания были продолжены. В результате обнаружены: переписка отца и матери композитора, переписка А.А.Касьянова с братом эмигрантом Сергеем (частично она была опубликована в вьииеуказанной книге), с сестрой Марией, дочерью Ириной; письма А.С.Ляпуновой и других корреспондентов к А.А.Касьянову. Все это послужило ценнейшим материалом для настоящего исследования. Многие факты, уточняющие и дополняющие сведения о семье Касьяновых, были почерпнуты в документах Государственного архива РФ (ГАРФ), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), РосСоветский композитор. М., 1973. Советский композитор. М., 1989. 3 Советский композитор. М., 1957. Архив А. А.Касьянова (неразобран) в настоящее время находится в ведении Балакиревского общества г. Нижнего Новгорода. Обозначается в дальнейшем: Арх. «БО», ф.ААК. 5 Переписка А. А.Касьянова с Б.Л.Жилинским хранится в личном архиве В.СКолесникова. 6 Ред.-сост. В.С.Колесников. Н.Новгород. Изд. Гладкова, 2001. В дальнейшем: ААКМПВ. около 1000 документов), с которыми пришлось работать диссертанту, соответствуют названным выше источникам: это и автобиографии, и письма различных корреспондентов к Касьянову, и его собственные дневниковые записи (тетрадь «Ералаш»), и мемуарные записи воспоминания о Балакиреве, Ляпунове, Глазунове, Кюи, и объективная информация, почерпнутая из государственных и личных архивов. Изучение указанных материалов в сочетании с опорой на современные методы и подходы, выработанные исторической и музыкальной науками, дали возможность существенно расширить и углубить представление о жизни и творчестве видного российского музыканта, обнаружить новые грани внутреннего мира композитора, его личных и общественных связей, по-новому осветить личность музыканта. Как оказалось, за внешним «советским» благополучием скрывались глубокие внутренние потрясения человека, оказавшегося на разломе исторических событий, разрушивших его представления о мире, об отношениях между людьми, перевернувших весь жизненный уклад. Ведь в так называемую социалистическую Россию Касьянов вошел почти тридцатилетним, т.е. сложившимся человеком. После многих потерь прежде всего близких людей композитору пришлось заново учиться жить в новых исторических условиях. Все испытания россиян прошли через его ум и сердце. Может быть, это единение с современниками, признание его композиторского творчества наряду с музкественным пониманием необратимости случившегося в 1917 году по-своему примирили его с окружающим советским миром. Во всяком случае, внешне казалось, что это так. Вот только сюжеты для своих опер Касьянов старался выбирать эпические, исторические, то-есть, близкие ему по духу, важные для судьбы России, но не революционные1. Как выяснилось в ходе архивных исследований, «белые пятна» наличествовали не только в изучении жизненного и творческого пути художника, но Оперы «Степан Разин», «Фома Гордеев» и «Ермак» были написаны по госзаказам ВКИ, Комитета по делам искусств, ГАБТ. Касьянов всегда боялся, что ему закажут именно революционный сюжеты.