Введение к работе
Актуальность теми исследования. Одной из проблем, вызывающих устойчивый интерес в изучении современной казахской профессиональной музыка, является претворение в ней национальных музыкальных традиций. Являясь ядром поступательного художественного процесса, благодаря которого музыкальное искусство на протяжении длительного времени сохраняет свою национальную специфику, они,в то же время, обладают способностью впитывать в себя достижения общечеловеческой музыкальной культуры, влиять на формирование нового музыкального языка, целостной художественной системы. В связи с этим,изучение данной проблемы является необычайно актуальным для решения таких вопросов, как специфика национального музыкального стиля,художественного мышления,вопросов преемственности между профессиональным искусством устной традиции и современным композиторским творчеством.
Современное оперное искусство Казахстана - сфера активного и самобытного претворения национальных музыкальных традиций. В нем широко представлено многообразие жанров и форм песенной и инструментальной культуры казахов. Однако если народно-песенные истоки оперы - достаточно изученное в казахском музыковедении явление, то проблема претворения в ней народной инструментальной музыки, в частности, домбрового кюя, не получила до сих пор глубокого научного осмысления.
Вместе с тем, опера как особый род музыкально-драматического искусства, синтезирующий в себе различные средства художественной-: выразительности, открывает новые пути в использовании кюя. обусловленные как введением его в контекст музыкально-сценического произведения, так и привлечением "нетрадиционных" для инструментального жанра исполнительских средств - вокально-хоровых.
Вышеизложенные аспекты исследуешй темы определили содержа?» ние работы, ее дели и задачи. Основной целью диссертации является рассмотрение особенностей функционирования кюя в опере как синтетическом музыкально-драматическом произведении. Исходя из понимания жанра как носителя определенной образности и конкретных норм музыкального языка в работе исследуется своеобразие его семантических и структурных функций. В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи:
а/ определить методы использования кюя. его влияние на цузы-кальный язык, стилистику, композиционные особенности оперы;
б/ изучить пути претворения кюя как целостного жанрового образования; методы его трансформации при воспроизведении в новых условиях письменного композиторского творчества;
в/ рассмотреть специфику проявления жанрово-стилистических черт кюя в хоровых и вокальных оперных формах;
г/ выявить драматургические функции кюя;
д/ проследить эволюцию принципов претворения кюя на различных этапах развития казахского оперного искусства.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
1 .Анализ ряда оперных произведений казахстанских композиторов впервые осуществлен в аспекте претворения в них канра народной инструментальной музыки.
2. Рассмотрена проблема еимфонизации оперы средствами традиционного жанра, произведен анализ "симфонических кюев", содержащий развернутую характеристику их жанрово-стилистических особенностей.
3.Изучены формы воздействия закономерностей кюя на вокально-хоровые оперные формы, оперный мелос, исследование приешв транс-
формации кюевого тематязма в условиях речитативно-деклаиащюн-ного типа интонирования позволил раскрыть некоторые аспекты ярактически неразработанной проблемы казахского музыковедения -национального оперного речитатива.
4.Рассмотрено воздействие гаоя на образно-художественную структуру сценического произведения, на драматургии оперного жанра в целом.
Материалов диссертации послужили оперы, в драматургии которых кюи занимают более или менее значительное место. Это - "Кыз Жибек", "Ер Тартан", "Жалбыр" Е.Брусиловского, "Биржан и Сара" М.Тулебаева, "Камар еулу" и "Алпашс" Е.Рахмадйева. "Жумбак кыз" С.Мухамедданова. Особое место в работе отведено опере А.а Г.Жу-бановых "Курмангазн", отличающейся самобытным и во многом новаторским претворением этого канра.
Методологической основой исследования являются идеи и положения по общему и историческое музыкознанию, разработанные в трудах ведущих цузыковедов стран СНГ и посвященные проблемам жанра и жанровых взаимодействий /Б.Асафьева, А.Сохора, В.Конен, В.Цуккермаяа, О.Соколова, М.Михайлова, М.Арановского/, народности искусства, проблеме "композитор и фольклор" /И.Земцовского, Г.Головинского, Н.Шахназаровой/, вопросам оперной драматургии /А.Альшваяга, М.Друскина, Г.Кулешовой и др./
В диссертаций широко используются также работы казахстанских «узыкозедов в области изучения народной адузнки, прежде всего, инструментальной /А.Жубанова, П.Аравина, Н.Тифтикиди, Б.Ама-нова, А.%хамбетовой, Т.Алибакиевой, Б.Байкадамовой и др./, а также в области исследования казахской оперы /Л.Гончаровой, Г. Бисеновой, Ы.Кетегеновой, С.Кузембаевой, Т.Джумалиевой и др./
В работе преобладает историко-эволюуюнный подход к изучаемому материалу в сочетании с теоретическим анализом конкретных художественных явлений. В процессе исследования используются методы, сложившиеся в современном музыкознании, в т.ч., казахском эгномузыковедении /А.Жубанова, Б.Ерзаковича. Б.Аманова, А.Байгаскиной и др./ Постановка и решение проблем, связанных с вокальным переинтонированием домбрового тематизма, взаимодействием кюя с вокальными и речитативными оперными формами, сделали необходимым привлечение работ, посвященных специфике музыкальной и речевой интонации, взаимосвязям слова и напева в казахской музыке, закономерностям казахского стихосложения /3.Ахматова, А.Байгаскиной и др./
Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут в определенной степени стимулировать поиски композиторов в области претворения традиций народной инструментальной музыки, использоваться при дальнейшем изучении оперного жанра, а также получить применение в учебных курсах по истории и теории казахской музыки.
Апробация работн,.Диссерташія обсуждена и рекомендована к защите отделом музыкального искусства, Ученым советом Института литературы и искусства им.М.О.Ауэзова HAH РК. Материалы ее обсуждались на заседаниях кафедры казахской музыки Алматинской гос.консерватории им.Курмангазы, отражены в ряде публикаций в научных журналах и сборниках.
Структура работы,. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Общий объем - 146 машинописных страниц.