Введение к работе
Актуальность теин диссертации обусловлена нногюа причинами, главными из которых являются' следующие: I/ наличие тесных, уходящих в глубь веков, многоплановых культурно-исторических связей восточных музыкальных культур; 2/ возрождение профессиональных традиций прошлого, сохраняющих своё зпачепне в современной музыкальной жизпя стран Востока; 3/ активизация международных связей и творческих контактов различных культур, их сближение, взаимодействие и взаимопроникновение. Обращение к одной из ведущих универсалий художественного творчества - традиции #1 связанной с фунданенталышиа аспектами искусства, мышления и восприятия, позволяют рассмотреть обширный круг вопросов общезотетического порядка.
Актуальность диссертации заключается в той, что проблеми современного песенно-встрадього искусства в его тесной связи с исконными традицшшя арабского пения /гина/ не получила достаточного научного осЪещепня. В арабских странах, так же как и в современном музыкознании Узбекяста на отсутствуют чёткие и однозначные определения понятия песенно-зстрадпого искусства, недостаточно разработаны его эстетико-теоретические вопросы. Творчество Унм Куль-сум по настоящее время остается малоизученным. В узбекском музыкознании оно пе получило специального теорети-
ческого освещения. В связи с этим, необходима постановка новых задач углубленного изучения проблем песенно-эстрач-ного искусства восточного региона с целью выявления общих художественно-эстетических принципов данного пласта музыкальной культуры.
Основная цель диссертации заключается в рассмотрении ыноговековых традиций арабского песенного искусства и современном их преломлении в творчестве Утл Кульсум. В качествезадачи второго порядка ставится выявление некоторых черт типологической общности в песепно-эстрадном искусстве Египта /творчество Умм Кульсум/ и Узбекистана /творчество Батыра Закирова/.
Научная новизна настоящего исследования заключается в самой постановке проблемы, ибо- творчество Умм -'.ульсум в п е р в ы е рассматривается в музыкознании Узбекистана как специальный самостоятельный вопрос. Впервые такие в диссертации:
- показано действие и прет орение исконных музыкальных
традиций.и их художественно-эстетических принципов в
современном песенно-эстрадном искусстве Арабского Вос
тока /Египта/;
-дана разносторонняя характеристика творческого облика малоизвестной в республике египетской певицы;
предложен творческий портрет Батыра Закирова;
намечены и выявлены некоторые типологически общие черты в этом виде искусства в творчестве Умм Кульсум /Египет/ а Батыра Закирова./Узбекистан/.
Общими методологическими ориентирами работы послужили отдельные принципы, выработаппые современным ыуэыко-знаппем, и в первую очередь, принцип историзма. Сущность итого принципа, как известно,' заключается в том/ что любое явленно рассматривается в его конкретной социокультурном контексте. Зто позволяет увидеть явление в процессе гаро.тдекия и развития, осмыслить его сущность, форой и "способи" яизни в меняющемся мврс. Псторико-культуроло-гачоский подход дает возможность цзлокить материал в с~ізи с развитием культури, литературы, Философии, религии; в аспекте проблем, наиболее актуальные для современной музыки Ближнего и Среднего Востока, таких как: роль художественных традиций в совремоппом творчестве, взаимодействие музыкальных культур Востока я Запада и т.д. Именно в этой связи оспозпыз этапы творческой деятельпостй Умм Куль-оум соотнесены в диссертации с историей развития арабской музики. Мнсгоуровловость, присущая традиции, её гибкая связь с целым рядом яме ний, а также зависимость от разнообразных факторов внутреннего и внешнего порядка, обусловили применение в работе элементов системного подхода.
Музыкальным материалом исследования послухали нотнне сборники п кассеты с некоторыми из запчеей песен Укм Цуль-сум, собственные расшифровки; пластинки с песнями в исполнения Батыра За'кпровя.
Практическое значений диссертации определяется возможностью использования её результатов а различных областях научной п музыкально-педагогической практики; в дальнейшей разработке теоретических проблем песенио-эотрадко-
го аокусства стран Ближнего и Среднего Востока; в специальных учебных курсах.
Апробация работы проходила на заседаниях сектора современной музыки и фольклора и сектора истории музыки Института искусствознания им.Аамзи Хаким-заде Наязи Министерства по делал культуры республики Узбекистан и рекомендована к защите. Основные положения диссертации изложены в докладах и сообщениях на УШ искусствоведческой научно-теоретической конференции молодых -ученых "Наука глазами молодых" /Ташкент, 1990/, научно-теоретической конференции "Художественная культура: алита и массы" Дашкент, 1992/. Опубликовано несколько статей по проблемам узбекской эстрадной музыки в республиканской печати.
Структура работы. Диссертации состоит из Введении, трех глав, Заключения, библиографии и Приложения.